«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23:5).
Мы завершаем серию уроков, посвященных книге пророка Иеремии. Это было интересным приключением. Мы увидели много драматических событий, повествование не было лишено энергии и эмоций. Как и все пророки, пророк Иеремия не писал в вакууме: его весть была посланием от Господа для народа, который жил в определенное время, в определенном месте и при определенных обстоятельствах.
И хотя обстоятельства жизни Иеремии радикально отличаются от обстоятельств нашей жизни и жизни людей многих других поколений, которые читали книгу пророка Иеремии, важные принципы, изложенные в ней, актуальны для народа Божьего в каждом поколении.
Это такие истины, как верность Богу и послушание Его заповедям; истинная религия, религия сердца, в отличие от пустых и мертвых ритуалов, которые оставляют людей в ложном состоянии самоуспокоения; готовность людей слушать обличения, даже если они не соответствуют их желаниям; истинное возрождение и преобразование; упование на Господа, а не на человека, и Его обетования…
Список можно продолжить. На этой неделе давайте рассмотрим некоторые из уроков, которые мы можем извлечь из этого откровения Божьей любви к Своему народу даже в условиях грозного предупреждения о том, к чему могут привести их действия.
Мы как верующие люди понимаем, что в центре великой борьбы стоит важный вопрос: каков характер Бога? Кем является Бог на самом деле? Он деспотичный тиран, каким представляет Его сатана, или любящий и заботливый Отец, желающий только лучшего для нас? Это действительно наиболее важные вопросы во всей Вселенной. В конце концов, что бы произошло с нами, если бы Бог был не добрым, любящим и жертвенным, а деспотичным и жестоким? Чем иметь такого Бога, лучше не иметь никакого. Поэтому данные вопросы являются вопросами огромной важности. К счастью, у нас есть ответы, которые лучше всего были проиллюстрированы на кресте.
«Никогда не забудется, как Тот, Чья творческая сила сотворила и животворит несметные миры в необъятной Вселенной — Возлюбленный Божий, Величие неба, Которому с любовью поклоняются херувимы и серафимы, смирил Себя, чтобы возвысить падшего человека; как Он понес на Себе всю вину и позор за грех; вынес разлуку с Отцом, когда Отец скрыл от Него Свое лицо, пока скорбь погибшего мира не сокрушила Его сердце и не лишила Его жизни на Голгофском кресте. Никогда не будет забыто, как Создатель всех миров, Вершитель всех судеб сложил с Себя славу и смирил Себя из любви к человеку, — это будет постоянно вызывать изумление и восхищение всей Вселенной» (Эллен Уайт. Великая борьба, с. 651).
Как раскрываются природа и характер Бога в следующих текстах книги пророка Иеремии? Что данные тексты говорят нам о Нем?
Иер. 2:13
Иер. 5:22
Иер. 11:22
Иер. 31:3
Иер. 3:7
Вот лишь некоторые из многих образов и выражений, используемых в книге пророка Иеремии, которые раскрывают нам природу и характер нашего Бога. Он — Источник жизни, всемогущий Создатель, Бог правды, Бог, Который любит нас и призывает нас снова и снова каяться в своих грехах и оставить пути, ведущие нас к погибели.
Какие доказательства Божьей любви вы пережили в своей жизни?
В книге пророка Иеремии Господь побуждал израильтян отойти от холодных, мертвых, но при этом хорошо организованных ритуалов, которые стали доминировать над верой, обрядов, которые, как они верили, покрывали их грехи.
Как было сказано ранее (стоит повторить), в подавляющем большинстве случаев борьба Иеремии была с руководителями, священниками и людьми, которые верили, что, поскольку они избранный народ, дети Авраама, народ завета, их отношения с Богом правильны по определению. Какое печальное заблуждение, которого мы как потомки Авраама должны остерегаться (Гал. 3:29).
Какая весть пророка Иеремии содержится в следующих стихах? И, что важнее всего, как можно применить изложенные здесь принципы в нашей повседневной жизни с Господом? (Иер. 6:20; 7:1–10).
Прочитайте Иер. 7:9, 10. Если когда-нибудь вам хотелось увидеть ситуацию, которая соответствует термину «дешевая благодать», то он применим к данным обстоятельствам. Люди охотно и сознательно грешат, а затем приходят в храм, совершают «поклонение» истинному Богу и просят прощения за свои грехи? Бог поругаем не бывает. Если эти люди не изменят свой образ жизни, особенно свое отношение к слабым в своей среде, то они встретят резкое осуждение.
Какой обман овладел их умами! Они считали, что их организованной религии с ее ритуалами достаточно, чтобы покрыть их грехи, так что можно продолжать грешить!
Чем отличаются предупреждения Иеремии и слова Иисуса, записанные в Евангелии от Матфея 9:12? Почему так важно видеть эту разницу?
«Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).
Большая часть книги пророка Иеремии предназначена для нации в целом. Снова и снова он говорит об Израиле и Иудее в общем как о Божьей «лозе» (Иер. 2:21), как о «возлюбленной» Господа (Иер. 11:15, 12:7), как о Божьем «уделе» (Иер. 12:7–9), как о Его «винограднике» (Иер. 12:10), как о Его «стаде» (Иер. 13:17). Без сомнения, в книге пророка Иеремии мы получаем представление о собирательной природе этой нации.
Конечно, в Новом Завете снова и снова Церковь понимается в собирательном смысле (см. Еф. 1:22; 3:10; 5:27).
Тем не менее спасение — это личный, а не собирательный опыт. Мы не спасаемся группой. Подобно церкви Нового Завета, народ иудейский состоял из личностей, и именно на этом уровне — уровне личности — поднимаются реально важные вопросы. Знаменитый стих, записанный в книге Второзаконие 6:5: «…И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими», хотя был обращен к народу в целом, записан во 2-м лице единственного числа. То есть местоимение употребляется в единственном числе; Бог обращался к каждому лично. В конце концов каждому из нас лично придется дать отчет о себе Богу.
В книге пророка Иеремии представлена та же истина.
Что следующие тексты говорят о важности личного, индивидуального хождения с Господом?
Иер. 17:7
Иер. 17:10
Иер. 29:13
Иер. 9:23, 24
Хотя Библия, как в Ветхом, так и в Новом Завете, повествует о собирательном образе Божьей Церкви, истинная вера является делом каждого человека, мужчины или женщины, плодом ежедневного посвящения Господу, личным выбором жизни в вере и послушании.
Несомненно, каждый из нас несет личную ответственность за свою собственную жизнь, однако уверены ли мы в том, что делаем все от нас зависящее, чтобы поднимать и вдохновлять других? Подумайте о ком-нибудь сейчас, кому бы вы могли сказать слова доброты и ободрения.
Какой грех был одним из величайших грехов, совершаемых народом, который Иеремия постоянно обличал? (Иер. 10:1–15).
Что интересно, в этих текстах пророк показывает не только тщетность, бесполезность и глупость поклонения идолам, но противопоставляет им живого Бога. Эти идолы бессильны, бесполезны, пусты и ложны; какой контраст с Господом, Который сотворил небо и землю! Он будет пребывать вечно, в то время как идолы исчезнут навсегда. Итак, кому мы должны поклоняться и посвятить свою жизнь: тому, что является слабым, ложным, напрасным и бессильным, или Господу, Чья сила и мощь настолько велики, что Он создал и поддерживает Вселенную? Ответ очевиден.
Тем не менее, несмотря не очевидность ответа, мы рискуем впасть в идолопоклонство. Хотя сегодня мы не поклоняемся тем же идолам, каким поклонялись во времена Иеремии, наша современная жизнь полна ложных богов. Современные идолы — это то, что мы любим больше Бога; то, чему мы «поклоняемся» (а поклонение — это не только пение и молитвы), становится нашим богом, и мы превращаемся в идолопоклонников.
Что может стать идолом для нас сегодня? Возможно, это цифровые устройства, деньги, слава или даже другие люди. Составьте список потенциальных идолов, а затем спросите себя: в конце концов, какое настоящие спасение они предлагают?
Конечно, разумом мы понимаем, что ни одна из этих вещей не достойна поклонения. Мы знаем, что в конечном результате ничто, предлагаемое этим миром, не может удовлетворить желание нашей души и, конечно, не может спасти нас. Мы знаем: все эти вещи, если мы не будем осторожны, если не будем взирать на Иисуса и помнить то, что Он сделал для нас, легко увлекут нас в современное идолопоклонство, против которого так страстно выступал Иеремия.
«В последние годы отступничества Иудеи воззвания пророков, казалось, вызывали мало сочувствия у людей, и когда халдейские войска в третий — и последний — раз осадили Иерусалим, надежда погасла в сердце каждого человека. Иеремия предсказал полное разрушение города, настойчиво упрашивая жителей сдаться, за что в конце концов и попал в темницу. Но Бог не покинул в безнадежном отчаянии верный Остаток, который все еще находился в городе. Даже тогда, когда Иеремия содержался под строжайшей охраной тех, кто насмехался над его воззваниями, он получил новое откровение о желании Неба простить и спасти, и это желание с того времени и до наших дней является неистощимым источником утешения для Церкви Божьей» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 466).
Даже в условиях преобладающего отступничества и гибели у Бога всегда был верный, хотя и малочисленный народ. Хотя, как и в книгах многих пророков, большая часть внимания в книге пророка Иеремии уделена вопросам отступничества и измены (потому что именно от этого Господь желал спасти Свой народ), на протяжении всей библейской истории у Господа был верный Остаток. Так будет продолжаться до конца времени (см. Откр. 12:17).
Как концепция остатка выражена в Иер. 23:1–8? Как это относится к новозаветным временам? (См. также Иер. 33:14–18).
В стихах 5–7 богословы всегда видели мессианское пророчество, пророчество об искуплении верного Божьего народа. Действительно, после вавилонского пленения Остаток возвратился, однако это возвращение не было славным. Тем не менее намерения Божьи будут исполнены через Потомка рода Давидова, через «Отрасль праведную», Царя, Который в один прекрасный день будет царствовать на всей земле.
Это пророчество было частично исполнено во время Первого пришествия Иисуса (см. Мф. 1:1; 21:7–9; Ин. 12:13). Но полностью исполнится во время Второго пришествия (см. Дан. 7:13, 14), когда все верные Богу — Его истинный остаток — будут вечно жить в мире и безопасности. Искупление, которое сначала было символически представлено исходом из Египта, будет окончательным, полным и вечным.
На что вы возложили свои надежды? Как научиться больше доверять обетованиям Бога и их окончательному исполнению в своей жизни? Что другое есть у нас кроме них?
Много лет назад служитель Церкви адвентистов седьмого дня по имени У. Д. Фрази сказал проповедь, которая называлась «Победители и проигравшие». В ней он рассмотрел жизнь различных библейских персонажей, их труд и служение и задал вопрос о каждом из них: «Был ли он победителем или проигравшим?» Например, он рассмотрел жизнь Иоанна Крестителя, который жил одинокой жизнью в пустыне. У Иоанна было мало последователей по сравнению с Иисусом, Который шел за ним. Более того, Иоанн прожил свои последние дни в промозглой темнице, где, порой, он его одолевали сомнения, и в конце концов он был обезглавлен (Мф. 14). После перечисления всего этого пастор Фрази задает вопрос: «Был ли Иоанн победителем или проигравшим?»
А как насчет пророка Иеремии? Насколько успешной была его жизнь? Он много страдал и не боялся говорить об этом. За редким исключением, кажется, священникам, пророкам, царям и простому народу не просто не нравилось то, что говорил пророк, но и чрезвычайно возмущало их. Его даже считали предателем собственного народа. В конце концов наступили разрушение и гибель, о которых он предупреждал всю свою жизнь из-за отвержения его слов народом. Его бросили в грязную яму, надеясь, что он умрет там. Он выжил, чтобы стать свидетелем ужасного изгнания своего народа и разрушения Иерусалима и храма. Таким образом, с человеческой точки зрения служение пророка Иеремии не было успешным. В какой-то степени можно утверждать, что его жизнь была жалкой и несчастной.
Вопросы для обсуждения:
Кем был Иеремия — победителем или проигравшим? Почему вы так считаете? Если вы утверждаете, что он был победителем, то какими стандартами вы оцениваете его жизнь и почему? Какие стандарты необходимо использовать, чтобы попытаться понять, что правильно и что неправильно, что есть добро и зло, успех и неудача?
Каким образом Иеремия послужил прототипом жизни и служения Иисуса? Какие существуют параллели?
Ранее на этой неделе мы рассматривали идею «дешевой благодати» — убеждения, что исполнения определенных религиозных ритуалов достаточно для спасения от греха. Что такое истинная благодать в отличие от дешевой, ничего не стоящей и даже обманчивой, о которой предупреждает пророк?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →