«Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой» (Иер. 42:5).
Урок этой недели подводит нас к завершению повествования о пророке Иеремии. Тем не менее этот финал не такой, как бывает в сказках: «жили они долго и счастливо». В каком-то смысле можно было бы обобщить исследования на этой неделе, и даже значительную часть книги пророка Иеремии, говоря, что здесь мы встречаем границы благодати. То есть благодать не сможет спасти тех, кто отказывается принять ее. Независимо от того, как долго Господь обращался к ним, предлагая им спасение, защиту, искупление, мир и процветание, только небольшой и верный Остаток принял предложение Бога.
А Иеремия? С человеческой точки зрения его жизнь и служение было бесполезным! «Скорбящий пророк» имел причины скорбеть. Даже после того, как предсказанные им события совершились, народ продолжал грешить, придерживаясь идолопоклонства, открыто бросая вызов в лицо пророку и презирая Слово Господа, обращенное к ним.
Насколько осторожными должны мы быть. Благодать является благодатью, потому что она дается незаслуженно, но она не даруется тем, кто отказывается принять ее на тех условиях, на которых она дается.
Можно было бы ожидать, что с разрушением города и полным разгромом вавилонянами весь народ извлек урок. К сожалению, не все сделали выводы, и трагедия не закончилась.
Прочитайте Иер. 40:7–16. Какая весть (вновь) была дана народу? В чем заключается смысл слова «Остаток», используемого в стихе 11?
Несмотря на весть о мире и даже о последующем процветании (см. Иер. 40:12), не все довольствовались статусом-кво.
Прочитайте Иер. 41. С какими новыми проблемами сталкивается «Остаток» в настоящее время?
Хотя не указаны причины убийства, но тот факт, что это было сделано кем-то из царской семьи и с помощью вельможей царя (см. Иер. 41:1), предполагает, что эти люди, принадлежавшие к элите, до сих пор не были согласны с идеей, что избранный народ должен подчиниться вавилонскому владычеству. Поскольку Годолия был поставлен вавилонским царем (см. Иер. 40:5), эти люди, возможно, считали его предателем-марионеткой, который проявил неверность по отношению к народу, и, следовательно, должен был умереть вместе со своими придворными.
Изучая эту главу, мы видим, что теперь этот Остаток оказался перед новой угрозой: страх перед вавилонянами, которые, возможно, не зная подробностей происшедшего, попытаются отомстить за смерть Годолии и вавилонских воинов (см. Иер. 41:3).
Грех Исмаила и его людей вызвал страх среди тех, кто не имел ничего общего с этими грехами. Что это говорит нам о том, что из-за нашего непослушания мы можем причинить боль и страдания другим людям, которые не имели ничего общего с нашими грехами?
Прочитайте Иер. 42. Какая убедительная весть записана здесь для всех, кто ищет Божьего руководства в молитве?
Опасаясь вавилонян, люди разыскивают Иеремию и просят его помолиться о Божественном руководстве. Они, должно быть, наконец-то убедились, что Иеремия действительно пророк от Бога и что все, сказанное им во имя Господа, сбывается.
Они также пообещали выполнить все, что прикажет им Господь. Кажется, что перед нами люди, которые извлекли урок и теперь не только желают знать, в чем заключается воля Божья, но и готовы исполнять ее. Слова: «Хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего, к Которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего» (Иер. 42:6) — это мощное исповедание веры. После всего происшедшего это было весьма своевременно.
Обратите внимание на параллель с более ранними вестями Иеремии: не доверяйте иностранным державам. Надейтесь на Господа, и Он дарует вам благоденствие, и, когда придет время, Он совершит избавление. Только Господь, и никто другой, дарует спасение. Иностранные державы не помогли вам и не будут помогать сейчас.
Бог должен был предупредить их, потому что Он знал намерения их сердец: Он знал, что они думают о возвращении в Египет (обратите внимание на символизм, используемый здесь), чтобы там обрести необходимую защиту. Таким образом, Господь дал им очень четкие и конкретные повеления не делать этого, потому что такой курс принесет им гибель.
И вновь они должны были сделать выбор, выбор, перед которым стоит каждый: жизнь и мир через веру и послушание Иисусу или страдания и смерть из-за отсутствия веры и отсутствия послушания. Независимо от обстоятельств каждому из нас в конечном итоге нужно будет сделать выбор. В отличие от этих людей мы не всегда получаем предупреждения, так конкретно и так ясно выраженные, но нам также даны определенные предупреждения от Господа.
Жизнь или смерть, благословение или проклятие. Какой выбор вы делаете каждый день: к жизни или к смерти?
Если вы не читали продолжение этой истории, то 42-я глава книги пророка Иеремии может быть весьма захватывающей. Как поступит народ? Поступят ли они по вере — вере, которая открывается в послушании, и останутся в Иудее? Или повторят те же ошибки, которые были сделаны в прошлом, и, вместо того чтобы следовать ясному «Так говорит Господь», поступят по своему произволу, несмотря на предупреждение Господа о грядущих испытаниях, которые ожидают их, если они вернутся в Египет? Данные предупреждения изложены в последних стихах 42-й главы.
Прочитайте Иер. 43:1–7. Что они выбрали?
Когда Слово Божье не соответствует нашим намерениям и желаниям, мы, как правило, сомневаемся в том, что оно Божественного происхождения. К подобному выводу пришли эти люди и начальники. По-видимому, в Израиле изменились только обстоятельства, а мышление народа осталось прежним. Они забыли свою клятву и решили обрушить свой гнев на пророка Иеремию. Но, не желая нападать открыто, они обвиняют Варуха, друга и писца пророка, в том, что он обратил гнев пророка на них.
Прочитайте Исх. 16:3 и Чис. 16:13. Какие параллели существуют между тем, что народ сказал Иеремии, и тем, что сказали их предшественники Моисею?
Природа человека такова, что она всегда ищет кого-то, чтобы обвинить в своих проблемах, всегда ищет предлог выполнить свои желания. Таким образом, Варуха обвинили в желании умертвить всех своих соотечественников руками вавилонян или отправить их в изгнание. Иер. 43:1–7 не говорит, почему люди так думали, точно так же, как Писание не объясняет, почему народ израильский считал, что Моисей решил умертвить их в пустыне после выхода из Египта. Находясь в плену эмоций и страстей, люди не могут рассуждать здраво. Как важно подчинить свои страсти и эмоции Господу!
Как часто мы позволяем своим эмоциям или страстям влиять на наше суждение или даже отвергать ясное «так говорит Господь»? Как мы можем защитить себя от плена эмоций и страстей? (См. 2 Кор. 10:5).
Прочитайте Иер. 43:8–13. Что Господь сказал через Иеремию?
Тафнис, город на северо-восточной границе Египта, имел значительные фортификационные сооружения, в нем жило большое количество еврейских поселенцев.
Здесь снова Господь повелевает Иеремии символически представить пророчество в действиях. Несмотря на силу слов, впечатление от действий бывает неизгладимым.
Мы не знаем, как именно Иеремия должен был спрятать камни при входе в дом фараона. Ситуация, однако, была ясна: даже могущественный фараон не может сравниться с Господом, а Он исполнит Свое Слово так, как Он сказал. Беженцы, которые думали, что найдут защиту и безопасность в Египте, ошибались точно так же, как те, которые ранее считали, что обретут защиту и безопасность, когда Египет придет к ним (Иер. 37:7, 8). Египетские боги, являясь плодом извращенной фантазии, были бесполезны. Эти боги представляли собой языческие мерзости, которые держали людей в условиях крайнего невежества. Израильтяне, так же как и мы, должны были знать, что наша единственная истинная защита и безопасность заключается в послушании Господу.
«Когда самоотречение станет частью нашей религии, мы сможем понять и исполнить волю Божью; наши глаза будут помазаны глазной мазью, так что мы сможем увидеть красоту Божьего закона. Мы увидим, что единственный безопасный путь — это путь послушания. Бог потребует отчета у Своего народа за тот свет истины, который был дарован ему. Требования Его закона являются справедливыми и разумными, и Бог ожидает от нас выполнения этих требований с помощью благодати Христовой» (Эллен Уайт. Ревью энд Геральд, 25 февраля 1890 г.).
Подумайте также о символизме: израильтяне, желая обрести безопасность, возвратились в Египет. Какая ирония! В духовном смысле какие существуют способы поддаться искушению «вернуться в Египет» в поисках чего-то, что, по нашему мнению, мы не можем иметь с Господом?
Прочитайте Иер. 44:1–10. Чем пленники занимаются в Египте?
Во время египетского плена Иеремия сталкивается с той же проблемой, которую имел народ в Иудее. Тогда его весть предназначалась руководителям; теперь она предназначалась простым людям, находящимся в неволе, которые совершали те же грехи, приведшие народ к бедствию.
Какой поразительный ответ был дан Иеремии, когда он обратился к ним с порицанием? (Иер. 44:15–19).
Поражает ожесточение их сердец и завладевший ими обман. Фактически они смотрели Иеремии в лицо и открыто пренебрегали словами, сказанными «от имени Господа».
Обоснование было простым: в те далекие дни, до реформ Иосии, когда они в значительной степени были пропитаны духом поклонения языческим богам, даже кадили «богине неба» и возливали ей возлияния, дела шли хорошо. Они были материально обеспечены и жили в безопасности. А после реформ Иосии, которые были слишком запоздалыми и половинчатыми, их поразило бедствие. И теперь они спрашивают, почему они должны слушать Иеремию и все его предупреждения?
Ответ Иеремии (Иер. 44:20–30) был следующим: нет, вы не понимаете. Именно потому, что вы совершали все эти действия, на вас обрушились несчастья. Хуже того, ваш упорный отказ измениться означает, что грядут еще большие бедствия; и безопасность, которую вы думали обрести в Египте, это обман и ложь, как и языческие боги, которым вы поклоняетесь. В конце концов вы узнаете правду, но будет слишком поздно.
Что можно сказать, когда люди, погрязшие в грехе и неверии, хорошо живут, а верующие христиане проходят через страшные испытания? Как правильно поступить в данной реальности?
Через всю книгу пророка Иеремии, как и через всю Библию, красной нитью проходит тема добра и зла. Как христиане мы способны отличать добро от зла, потому что Бог неоднократно определил эти понятия. (См., например, Рим. 7:7; Мих. 6:8; Нав. 24:15; Мф. 22:37–39; Втор. 12:8). Ну а если вы не верите в Бога? Как отличить добро от зла? Сэм Харрис, публицист-атеист, предложил следующее. Он написал книгу под названием «Моральный пейзаж», в которой утверждает, что добро и зло могут и должны быть поняты только с точки зрения науки. То есть так же, как наука помогла нам понять разницу между сильными ядерными силами и слабыми ядерными силами, она должна помочь нам отличать верное от ложного и добро от зла. Он даже предполагает, что наука сможет в один прекрасный день избавиться от зла. «Подумайте, что могло бы произойти, если бы мы обнаружили лекарство от человеческого зла. Представьте, что соответствующие изменения в человеческом мозге могут быть сделаны дешево, безболезненно и безопасно. Лечение психопатии станет возможным благодаря добавкам к продуктам питания, подобно витамину D. Зло теперь станет лишь недостатком питания» (Моральный пейзаж, с. 109, Simon & Schuster, Inc., Kindle Edition). Большинство тех ученых, кто не верит в Бога, будут иметь затруднения, думая, что наука может решить эти проблемы. Однако если не верить в Бога, то где еще можно найти эти решения?
Вопросы для обсуждения:
«От нас зависит, как мы принимаем условия Господа» (Эллен Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 118). Почему неправильно полагать, что благодать даруется без условий? Условия и дела или заслуги перед Богом — не одно и то же. Как нам научиться распознавать ложное учение о спасении по делам (законничество) и лжеучение, согласно которому спасение не является условным (дешевая благодать)?
Поразмышляйте над сложным вопросом в конце урока за четверг. Представьте, что кто-то говорит: «Я не верю в Иисуса, я даже не верю в Бога, а посмотрите, как хорошо я живу. На самом деле, я бы сказал, моя жизнь лучше, чем ваша, хоть вы и христианин». Что бы вы ответили такому человеку?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →