«Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31:31).
Хотя Библия говорит о «заветах» во множественном числе (Рим. 9:4, Гал. 4:24), есть только один завет, завет благодати, в рамках которого Бог дарует спасение всем, принимающим его с верой. Идея множественного «завета» возникла потому, что Бог по-разному открывал обетование завета для того, чтобы удовлетворить потребности Своего народа в разные времена и в различной окружающей обстановке.
Будь это завет, заключенный с Адамом (Быт. 3:15), с Авраамом (Быт. 12:1–3; Гал. 3:6–9), на Синае (Исх. 20:2), с Давидом ( Иез. 37:24–27) или Новый Завет (Иер. 31:31–33), — идея одна. Спасение, даруемое Богом, — незаслуженный подарок, и откликом человечества на этот дар (в смысле выполнения своей части договора) может быть только верность и послушание.
Первое упоминание о Новом Завете содержится в книге пророка Иеремии в контексте возвращения Израиля из изгнания и получения Божьих благословений. Даже в условиях бедствия и скорби Господь предлагает Своему своенравному народу надежду и восстановление.
Посмотрите, в каком нечестивом мире мы живем, сколько зла окружает нас, но Бог по-прежнему долготерпит нас. Представьте себе, насколько развращенным был допотопный мир. «Бог дал людям Свои заповеди как руководство в жизни, но они нарушили Его закон, и результатом этого стали всевозможные грехи. Нечестие людей стало открытым и дерзким, справедливость была попрана, и вопли притесняемых доносились до неба» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 91).
Прочитайте Быт. 9:1–17. Какой завет Бог заключил с человечеством и как в нем отразилась Его благодать к творению?
Завет Бога, заключенный с Ноем, можно назвать наиболее универсальным среди библейских заветов — он был заключен со всем человечеством, включая животный и растительный мир (Быт. 9:12). Кроме того, это был односторонний договор: Господь не накладывает каких-либо требований или условий на тех, с кем Он устанавливал завет. Он просто не собирался уничтожать землю водой еще раз. В отличие от других заветов этот завет не содержал в себе никаких условий.
Бог запечатал Свой завет видимым знаком — радугой, которая символизирует обетование, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. Таким образом, всякий раз, когда мы видим радугу, мы видим знак этого древнего завета. Среди постоянно умножающегося греха и зла на земле Господь время от времени дарует нам радость — любоваться красотой радуги — знаком Своей благодати, проявляемой ко всем людям в мире. Мы можем наблюдать ее и наслаждаться не только ее внешним видом, но и тем, что это Божье послание, послание Его любви нашей несчастной планете.
Давайте рассмотрим величие и красоту радуги, особенно в свете того, что Библия говорит нам о радуге. Каким образом она может привлечь нас к Богу, к чему-то превосходному, к чему-то большему, чем предлагает земля?
Прочитайте Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14. Что Господь намеревается совершить через завет, заключенный с Авраамом?
Завет благодати, заключенный с Авраамом, является основополагающим для всего хода истории спасения. Вот почему Павел использовал его, чтобы объяснить план спасения, исполненный в Самом Иисусе.
Прочитайте Гал. 3:6–9, 15–18. Как Павел связывает завет, заключенный с Авраамом, с Иисусом и вопросом спасения только по вере?
Через семя Авраама, к которому относятся не только его многочисленные потомки, но особенно Иисус (см. Гал. 3:16), Бог благословит весь мир. Все, кто станут потомками Авраама по вере во Христа (Гал. 3:29), обнаружат, что Бог Авраама является также их Богом. Даже тогда Авраам «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал. 3:6). Авраам заслужил спасение не больше, чем разбойник на кресте; только спасительная благодать Божья приносит спасение. Авраам выполнил свою часть завета обетования не потому, что он был идеальным, напротив, он не был идеален, но потому, что он был послушен, показав веру, которой ухватился за обетования спасения. Его дела не оправдывают его; напротив, его дела показывают, что он уже оправдан. В этом заключается суть завета и его выражение в жизни веры (см. Рим. 4:1–3).
Поразмышляйте больше о том, что у вас есть надежда на спасение только благодаря праведности Иисуса, которой вы наделяетесь по вере. Какую еще большую надежду и радость можно обрести благодаря жертве Христа?
Моисей и некоторые руководители поднялись на гору Синай. В группу руководителей вошли Аарон и двое его сыновей, которые представляли священников, а также семьдесят старейшин, руководители и судьи, которые представляли народ. Сопровождавшие Моисея должны были оставаться на определенном расстоянии, а Моисей — подняться на гору, туда, где Бог общался с ним.
Позже Моисей сошел с горы и подтвердил завет, заключенный со всем народом. Он провозгласил, что Бог говорил с ним, на что народ отвечал следующими словами: «Все, что сказал Господь, сделаем» (см. Исх. 24:3).
Конечно, как показывает библейская история и наш собственный опыт, одно дело обещать быть послушным, а совсем другое — с верой довериться Божественной силе, которая дарует нам благодать выполнить то, к чему мы призваны.
Прочитайте Евр. 4:2. Как данный стих объясняет неудачу Израиля? Как нам научиться избегать подобных ошибок?
Только по вере и принимая библейские обетования, которые приходят через веру, мы можем явить послушание — послушание, которое выражает верность Закону Божьему. Повиновение закону не противоречило вечному завету во времена Моисея, подобно тому как оно не противоречит ему и в наши дни. Распространенное ошибочное мнение о законе и заветах, которое, как правило, возникает при чтении писем апостола Павла, проистекает из неспособности принять во внимание контекст, в котором писал Павел своим иудействующим оппонентам. Они хотели, чтобы закон и повиновение ему занимали центральное место в вере; Павел, напротив, стремился сделать Христа и Его праведность центром нашей веры.
Как часто вы говорили: «Все, что повелел Господь, сделаю!», а в конечном итоге понимали свою неспособность выполнить обещание? Как эта печальная действительность делает обетование благодати гораздо более ценным? Какую бы надежду мы имели без него?
Прочитайте Иер. 31:31–34. О чем эти тексты говорили в то время, о чем они говорят сегодня?
Иеремия произнес эти слова на фоне величайшего кризиса, который переживали люди перед вавилонским вторжением, когда над народом нависла угроза полного исчезновения. Но и здесь, как и в других местах, Господь предлагает им надежду, обетование, что это не конец, что они будут иметь еще один шанс процветать перед лицом Господа.
Таким образом, первое обетование «нового завета» встречается в Библии в контексте возможного возвращения Израиля из вавилонского плена и благословения, которое Бог даст им после этого возвращения. Подобно тому, как нарушение завета, заключенного на Синае (Иер. 31:32), привело их к изгнанию, так и восстановление данного завета сохранит их и дарует им надежду на будущее. Так же, как завет, заключенный на Синае, новый завет будет личностным, он будет включать тот же закон Десяти заповедей, написанный не только на каменных скрижалях, но в сердцах людей, где он должен был быть с самого начала.
«Тот же закон, который был начертан на каменных скрижалях, запечатлен Святым Духом на скрижалях сердца. Вместо того чтобы достигать собственной праведности, мы принимаем праведность Христа. Его кровь очищает наши грехи. Его послушание принимается вместо нашего. Тогда сердце, обновленное Духом Святым, принесет „плоды Духа”. Через благодать Христа мы будем жить в послушании Закону Божьему, написанному в наших сердцах. Имея Дух Христов, мы будем поступать, как Он поступал» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 372).
Благодаря новому завету их грехи будут прощены, они будут знать Господа лично и будут повиноваться Закону Божьему с помощью силы Святого Духа, совершающего работу искупления в них. Старый завет в тени и в символах, новый завет в реальности, спасение всегда было по вере — вере, которая отражает «плоды Духа».
Пророчество Иеремии о новом завете имеет двойное применение: во-первых, это относится к возвращению Израиля к Богу и домой; во-вторых, это относится к служению Иисуса как Мессии, Чья смерть утвердила завет и способствовала изменению отношений между людьми и Богом. Именно в новом завете мы получаем полное выражение плана спасения, который прежде был тенью и прототипом (Евр. 10:1).
Прочитайте Лк. 22:20 и 1 Кор. 11:24–26. Как эти тексты связаны с пророчеством Иеремии?
Хлеб — символ ломимого тела Христова, которое в Ветхом Завете представлено закланным пасхальным агнцем. Сок виноградной лозы — это символ крови Иисуса Христа, пролитой на кресте, и этот символ был открыт в Новом Завете. Служение Иисуса началось не в Новом Завете; оно охватывает собой и Ветхий Завет, так в обряде Вечери Господней мы можем видеть связь, которая объединяет все служение, совершенное Иисусом ради спасения человечества на протяжении истории.
Хлеб и сок являются кратчайшим изложением истории спасения. Хотя они и являются всего лишь символами, но благодаря этим символам мы понимаем невероятную работу Бога для нас.
Павел использует иллюстрацию Вечери Господней, которая указывает не только на смерть Христа, но и на Его возвращение, без которого Его смерть была бы бессмысленной. В конце концов, какая была бы польза от первого пришествия Христа без второго, когда мы воскреснем из мертвых (1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:12–18)? Иисус показал эту же связь, когда произнес: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Несомненно, первое пришествие Христа неразрывно связано со вторым. Первое найдет свое окончательное исполнение только во втором.
В следующий раз, когда вы будете участвовать в Вечере Господней, подумайте об обещании Христа не пить от плода виноградного до тех пор, пока Он не сможет выпить его с нами в Царстве Божьем. Что вы чувствуете по этому поводу? Что это говорит о близких отношениях с нами, к которым стремится Христос?
Библия учит нас, что радуга — это знамение завета Божьего обетования о том, что земля не будет уничтожена водами потопа. Конечно, благодаря науке мы теперь знаем, что радуга возникает, когда солнечный свет преломляется и отражается в каплях воды. Свет преломляется в капле под одним углом и отражается под другим, создавая спектр цветов. Поэт Джон Китс боялся, что наука «расплетет радугу», но даже если бы мы смогли произвести структурный анализ, измерить, предсказать и определить количество всего, что имеет отношение к радуге, вплоть до внутреннего содержания каждого фотона и каждого кварка, то это бы только помогло нам понять законы природы, которые Бог использует для создания радуги завета. Возможно, в один прекрасный день наука узнает о радуге все, сможет разложить ее на цифры и формулы, но она никогда не сможет объяснить, для чего Бог создал радугу.
Но мы знаем, как и для чего. Бог устроил все так, что когда солнечный свет и туман находятся в определенном соотношении друг с другом, то свет, проникая сквозь туман, преломляется и отражается под различными углами, что создает полосы электромагнитных волн, которые при достижении нашего глаза создают изображение радуги в наших глазах. И Он сотворил ее (ответ на вопрос «зачем», который наука не может объяснить), чтобы напоминать нам о Своем обетовании, согласно которому земля не будет истреблена водой.
Вопросы для обсуждения:
Какие другие важные истины, открытые в Библии, наука не может объяснить нам? Можем ли мы утверждать, что наиболее важные истины, которые мы знаем, были открыты Самим Богом. Если да, то какие это истины?
Обсудите в классе кардинальную взаимосвязь между верой и делами в плане спасения. То есть в чем заключается роль веры и в чем заключается роль дел, и как они соотносятся с христианским опытом?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →