«Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя» (Иер. 17:14).
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1: 9).
Нет ничего нового под солнцем? Это особенно верно, когда речь заходит о жизни и служении Божьих пророков, которые часто были призваны передать слова предупреждения и обличения тем, кто и так должен был хорошо знать их. Стремясь быть верными своему призванию, пророки по большей части сталкивались с сильным противостоянием, даже местью, часто со стороны духовных руководителей, со стороны тех, кто первым должен был прислушаться к словам пророков. Неудивительно, что Иисус сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: „если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков“» (Мф. 23:29, 30).
На этой неделе мы рассмотрим испытания Иеремии, чье служение, казалось, состояло только из обличений и мести: он обличал, руководители мстили.
С первых глав книги Бытие до последних глав книги Откровение Библия представляет нам только два варианта того, как жить: мы либо следуем за Господом всем сердцем и душой, либо отворачиваемся от Него. Как сказал Иисус: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11:23). Эти слова тревожат многих людей. Данное заявление о духовных реалиях является гораздо более серьезным, чем видно невооруженным глазом или воспринимается здравым смыслом. Это сущность темы великой борьбы. В каком-то смысле Иисус не говорит ничего нового или радикального. Так всегда было.
Прочитайте Иер. 17:5–10. Какие важные духовные принципы заложены здесь, особенно в свете великой борьбы между Христом и сатаной?
Непосредственный контекст этих слов, вероятно, отражает политические интриги Иудеи, а Господь желал, чтобы они поняли: единственная помощь может исходить только от Него, а не от политических или военных властей, это истина, которую они позже узнают, но будет слишком поздно. Хотя Господь использует других людей, чтобы помочь нам, но мы должны всегда уповать только на Него. Мы не можем быть уверены в мотивах других людей, однако мы всегда можем знать намерения Божьи о нас.
С добрыми намерениями в Иер. 17:9 Господь предупреждает о лживости человеческого сердца. Еврейский текст гласит, что сердце обманчиво. Ужасающие физические последствия греха, насколько бы плохими они ни были, менее ужасны, чем моральное и духовное разложение. Проблема в том, что наши сердца испорчены, поэтому мы не можем в полной мере знать, насколько плохо обстоят дела. Иеремия должен был вскоре увидеть, как могут быть испорчены намерения человека.
Как научиться больше полагаться на Господа? Какие существуют пути для того, чтобы с верой начать делать то, что правильно в глазах Божьих?
Конечно, миссия Иеремии не была легкой. Возможно, некоторые испытывают особое удовольствие, указывая людям на их грехи, но большинство людей согласятся, что эта работа очень непривлекательна, особенно из-за реакции, которая может быть спровоцирована их словами. Хотя некоторые, услышав слова обличения, раскаиваются и стремятся к преобразованию, но, как правило, происходит все наоборот, особенно если слова обличения резкие и серьезные. В самом деле, подобно словам других пророков, весть Иеремии была резкой и серьезной!
Прочитайте Иер. 17:1–4. О чем предупреждал Иеремия людей?
Грех особенно сильно поражает сердце. Он показывает глубину испорченности. Проблема в том, что грех не просто написан в сердце пером, а выгравирован там резцом. Эта идея становится еще более понятной, когда мы вспоминаем слова Господа, сказанные их отцам: «Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Втор. 30:10, ср. Пс. 39:9 и Иер. 31:33). Они должны были любить Бога и повиноваться Его закону всем сердцем; а вместо этого в их сердцах запечатлелся грех — нарушение Божьего Закона (1 Ин. 3:4).
«Пусть никто, считающий себя хранителем Закона Божьего, не обольщает себя мыслью, что формальное соблюдение заповедей укроет его от Божественной справедливости. Пусть никто не снимает с себя ответственности за совершенный им грех; пусть никто не осуждает слуг Божьих за то, что они слишком ревностно поступили при очищении стана от беззакония. Ненавидящий грех Бог призывает тех, кто соблюдает Его закон, удалиться от всякого нечестия» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 416).
Грех выгравирован в сердце? Страшная мысль, не так ли? Что этот образ говорит нам о необходимости глубокого и интенсивного очищения наших сердец? Каким способом можно достичь этого?
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).
Трагедия заключалась в том, что противостояние, с которым столкнулся Иеремия, исходило от тех людей, которых Господь пытался спасти. Господь желал избавить их от грядущей катастрофы. Проблема заключается, однако, в том, что люди часто не хотят слышать то, что они должны услышать, потому что данная весть открывает их греховные и порочные желания.
Прочитайте Иер. 11:18–23. Что здесь происходит? О чем напоминают нам некоторые из этих образов?
Хотя в древнем Израиле тех, кто ложно пророчествовал от имени Господа, ожидала смерть, в данном случае не было никаких доказательств того, что жители Анафофа считали Иеремию ложным пророком. Напротив, казалось, что они просто хотели заставить его замолчать. Они не желали слышать то, что он провозглашал. Хотя текст не говорит прямо, каким образом они планировали лишить его жизни, некоторые богословы считают, что, возможно, они хотели отравить пророка.
Как мы знаем, Анафоф был родным городом Иеремии; жители Анафофа отвергли весть пророка, даже были готовы лишить его жизни. Однако это отвержение было только началом гораздо более широкого отвержения собственным народом, кроме «Остатка».
Конечно, все это, включая образ «агнца, ведомого на заклание», указывает на жертву Иисуса. В некотором смысле Иеремия был прообразом Христа, но не как прототип (например, жертвенные животные), а в том, что он, подобно Иисусу, столкнулся с мощным противостоянием тех людей, которым старался помочь. Эта ситуация в жизни Иеремии, безусловно, напоминает то, с чем Иисус столкнулся в начале Своего служения (Лк. 4:14–30).
Когда последний раз вы слышали весть предостережения, которую вы просто не желали слышать? Какова была ваша первая реакция? Почему нам необходимо научиться нести свой крест, когда мы оказываемся в подобных ситуациях?
В первых главах книги пророка Иеремии содержится предупреждение Господа о том, что служение пророка не будет легким. Во время своего призвания Иеремия услышал, что иудейские князья, цари, священники и народ будут «ратовать против (него)» (Иер. 1:19). Хотя Господь обещал, что они «не превозмогут» его (Иер.1:19), несомненно, предупреждение о такой борьбе явно не было радостной вестью. В тот момент Иеремия не догадывался и о половине ожидавших его испытаний, поэтому можно понять его горечь и боль, когда они пришли.
Хотя Иеремия говорил о своей личной ситуации, с какой общей проблемой столкнулся пророк (Иер. 12:1–4)? Каким было отношение пророка к тем, кто его обидел? Что это говорит нам о человечности среди верных слуг Божьих?
В Иер. 12:1 используется ветхозаветный юридический язык: «праведность», «судиться» и «справедливость». Пророк настолько опечален происходящим, что желает начать «тяжбу» против Господа (см. Втор. 25:1). Его жалоба, конечно, является всеобщей: почему кажется, что зло процветает, в то время как он, Иеремия, стремящийся исполнять только волю Божью, сталкивается с такими испытаниями?
Здесь мы видим проявление человеческого фактора. Он желает наказания тем, кто совершил зло. Он говорит здесь не как богослов, а как павший духом человек, нуждающийся в благодати, который, подобно Иову и другим верным детям Божьим, не понимает, почему это происходит с ним. Почему Иеремия, Божий слуга, призванный объявить Божью истину непокорному народу, подвергся предательству со стороны своих сограждан? Иеремия доверял Господу, хотя, конечно, не понимал, почему происходит подобное.
Как научиться уповать на Господа, несмотря на все происходящие вокруг события?
Засуха поразила всю землю; пострадал каждый город, поселок и деревня. Бедные и богатые страдали вместе. Даже дикая природа не могла пережить отсутствие воды. Хозяева ожидали своих слуг у городских ворот, надеясь, что они нашли воду, но все источники высохли. Воды не было, а без воды жизнь не может продолжаться. Страдания людей и животных возрастали с каждым днем. Люди оделись во вретище и ходили с поникшими лицами. Они падали на колени и взывали в отчаянной молитве.
Во время стихийных бедствий было принято приходить в храм в Иерусалиме (Иоиль 1:13, 14; 2:15–17), поститься и приносить специальные приношения Господу.
Иеремия видел рвение людей, но он хорошо знал, что они искали не Господа, а воду. Это еще больше опечалило пророка. Иеремия также молился, но не о воде, а о милости и присутствии Божьем.
Иеремия также понимал, что это было только началом испытаний в будущем. Бог видел сердца людей и знал, что, если исчезнет засуха, исчезнет и покаяние людей. Народ старался изменить свое положение посредством посещения храма в Иерусалиме, поста, одеваясь во вретище и принося дары. Но одно было забыто: истинное обращение, истинное покаяние. Они желали избавиться от последствий проблемы, а не от самой проблемы, центром которой были их грех и непослушание.
Прочитайте Иер. 14:11–16. Как мы понимаем этот отрывок?
«Ты не молись о народе сем во благо ему», — сказал Бог Иеремии, хотя ранее Иеремия молился прекрасной заступнической молитвой: «Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою» (Иер. 14:7). Хотя нам сказано: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17), в данном случае Господь, знающий конец от начала, показывает Иеремии, какими испорченными и греховными были люди. Конечно, Бог знает сердца людей, и, в отличие от нас, Бог знает будущее. Таким образом, новозаветное повеление молиться даже о врагах не теряет своей актуальности.
Иеремия, подобно нам, задавался вопросом: как объяснить зло? Однако, возможно, в этом заключается проблема — пытаться понять то, что не поддается пониманию, то, что кажется нам абсурдом.
В связи с этим Эллен Уайт писала: «Происхождение зла и причины его существования для многих являются неразрешимой загадкой… Грех — незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна; оправдывать грех — значит защищать его. И, если бы удалось найти причину существования греха или оправдать его появление, тогда он перестал бы быть грехом» (Эллен Уайт. Великая борьба, с. 492, 493). Замените слово грех словом зло, и можно получить следующее утверждение: Происхождение зла и причины его существования для многих являются неразрешимой загадкой… Зло — незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна; оправдывать зло — значит защищать его. И если бы удалось найти причину существования зла или оправдать его появление, тогда оно перестало бы быть злом.
Когда происходит трагедия, мы слышим, как говорят другие люди, более того, мы сами так думаем: «Я не понимаю этого. Это абсурд». Естественно, что данный вопрос остается непонятным, потому что понять его невозможно. Если бы мы могли дать логическое и рациональное объяснение злу, то зло перестало бы быть злом. Ситуация не была бы такой трагичной, потому что зло служило бы рациональной цели. Очень важно помнить — зло, как и грех, часто невозможно объяснить. Однако мы можем быть уверены в реальности Креста, который показывает нам любовь и благость Бога, несмотря на непостижимость зла, вызванного грехом.
Вопросы для обсуждения:
Поразмышляйте над идеей, что зло и страдание не имеют смысла, что они не имеют рационального или логического объяснения. Почему этот путь лучше? Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Происходит ужасная трагедия: от тяжелой болезни после мучительных страданий умирает ребенок. Можно ли поверить, что у этого есть логичное и рациональное объяснение? Не легче ли назвать это страшным результатом грехопадения? Обсудите это в классе.
Поразмышляйте о пророческом служении Эллен Уайт. Каким образом мы можем относиться к ней так же, как жители Иудеи относились к Иеремии?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →