«Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер. 22:16).
Известный русский писатель XIX столетия Федор Достоевский провел четыре года в сибирской тюрьме из-за подрывной политической деятельности. Позже, описывая свой опыт, он рассказывал о некоторых своих сокамерниках, которые абсолютно не раскаивались в совершенных ими преступлениях. «Наблюдая за этими людьми на протяжении нескольких лет, я совершенно не заметил покаяния; когда они размышляли о своих преступлениях, большинство из них считали себя абсолютно правыми» (Йозеф Франк. Достоевский [как он есть], «Годы мытарств», 1850—1859, с. 95).
Достоевский мог бы сказать то же самое и о пяти царях, за исключением Иосии, которые руководили Иудеей во время служения пророка Иеремии. Один за другим эти люди, казалось, совершенно не раскаивались в своих действиях, даже тогда, когда стало ясно, что их действия приведут к бедствиям, предсказанным Господом через Иеремию.
Бог никогда не намеревался дать Израилю царя, и к концу этого урока мы поймем почему. Мы также увидим, какое сильное давление испытывал Иеремия на протяжении большей части своего неблагодарного служения.
Иосия был шестнадцатым царем, который правил Южным царством, даты его правления 640–609 гг. до Р. Х. Он стал царем в возрасте восьми лет, после более чем пятидесяти лет морального и духовного упадка под руководством его отца (Аммона) и деда (Манассии) — двух самых злых царей в Иудее. Царствование Иосии длилось тридцать один год. Однако, в отличие от своих предшественников, Иосия «делал… угодное в очах Господних» (4 Цар. 22:2), несмотря на окружавшую его враждебную среду.
«Иосия был сыном нечестивого царя, его обуревало искушение пойти по пути своего отца, он имел всего несколько советников, побуждающих его делать добро, но Иосия оставался верен Богу Израиля. Помня об ошибках прошлых поколений, он избрал путь истины, вместо того чтобы вести образ жизни, погубивший его отца и деда. Он „не уклонялся ни направо, ни налево“. Занимая высокое положение, он твердо решил повиноваться наставлениям, данным израильским царям, и это послушание позволило Богу использовать его как сосуд, предназначенный для торжественного употребления» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 384).
Прочитайте 2 Пар. 34. В чем заключалась реформа Иосии и почему ее составляющие должны занимать центральное место в любой попытке совершить духовное преобразование, будь оно коллективным или индивидуальным?
Реформа Иосии состояла из двух основных компонентов: во-первых, это было уничтожение всего, что так или иначе было связано с идолопоклонством. То есть он старался устранить те языческие ритуалы, которые имели место в стране.
Но это было только первым шагом. Отсутствие ложного или неверного поклонения не ведет автоматически ко всему доброму и правильному. Услышав слова из книги закона, царь сделал второй шаг — «заключил завет пред лицом Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей» (2 Пар. 34:31).
Прочитайте 2 Пар. 34:32, 33. Что эти стихи говорят нам о положительном влиянии хорошего примера, особенно если человек обладает властью и влиянием? Хорошо подумайте: какое влияние ваши слова и действия оказывают на других?
Иоахазу (также известному как Шаллума) было 23 года, когда он стал преемником своего отца на престоле. Его правление продолжалось всего три месяца. Фараон сместил его, посадив на престол его брата, потому что Иоахаз не был лояльным по отношению к египетской политике. Иоахаз был переселен в Египет, где он и умер (см. 2 Пар. 36:4; 4 Цар. 23:31–34).
Следующим царем был Иоаким, который царствовал с 609 по 598 г. до Р. Х. Он был сыном Иосии. Когда Навуходоносор взял Иерусалим, Иоаким был уведен в плен вместе с сосудами из храма. Иеремия предупреждал народ, что их новый царь ведет страну по ложному пути.
Прочитайте Иер. 22:1–19. Какие действия Иоакима вызвали такой суровый упрек от Господа?
Господь устами пророка Иеремии произнес очень резкие слова, предназначенные этому коррумпированному и алчному правителю. Иоаким был деспотичным и жадным царем, который ввел высокие налоги в Иудее (см. 4 Цар. 23:35), для того чтобы платить дань египтянам. Хуже того, он использовал принудительный труд для строительства сооружений в собственном дворце, нарушив тем самым требования Торы оплачивать людям их работу. «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13). Кроме того, в отличие от Иосии, своего отца, Иоаким позволил языческим обрядам процветать в Иудее.
Иер. 22:16 — это сильный стих. Сравнивая коррумпированного Иоакима с его отцом Иосией, Господь сказал: «Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь». Другими словами, истинное знание о Боге выражается в том, как человек относится к нуждающимся; когда человек, забывая о себе, стремится принести пользу тем, кто не может воздать ему тем же. Мы снова видим здесь, подобно другим отрывкам Библии, отношение Господа к бедным и беспомощным, а также нашу обязанность помогать тем, кто не в состоянии сам помочь себе.
Поразмышляйте над этим: оказывать помощь «бедным и нуждающимся» означает знать Господа. Что данное утверждение значит для вас?
Девятнадцатым иудейским царем стал Иехония, сын Иоакима. Он царствовал на престоле Давида меньше трех с половиной месяцев. В 598 г. до Р. Х. Навуходоносор взял Иерусалим и пленил восемнадцатилетнего царя с матерью, его жен и многих других членов царской семьи. В 561 г. до Р. Х., после -тридцатисемилетнего пребывания в плену, Иехонии была оказана милость Евилмеродахом, преемником Навуходоносора. Он получил право обедать с вавилонским царем и носить царские одежды. (См. 2 Цар. 25: 27–30; Иер 52:31–34). Его сыновья тоже были в Вавилоне с ним, однако пророчество Иеремии гласит, что они не получат престол Давида.
ПрочитайтеИер.29:1–14 — слова Господа, переданныечерез Иеремиюцарю Иехонии и его семье, а также всем придворным, которые были отведены в плен из Иерусалима. Даже в условияхэтой трагедии как были выражены Божья любовьи благодать?
Иер. 29:11— один из самых известных текстов Библии: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». И у этого стиха есть прямой контекст: Господь обращается к пленным сынам Иудеи, которые рассматривали себя как людей, лишенных исторических корней вавилонскими завоевателями. Тем не менее даже в этом случае, независимо от их тяжелого положения, Господь желал, чтобы они знали, что Он продолжает любить их и желать только лучшего для них. Нет сомнения: учитывая ужасные обстоятельства, они, должно быть, с радостью приняли такие многообещающие и обнадеживающие слова. Поэтому даже на фоне всех страшных предупреждений и угроз Господь по-прежнему дает обещание «будущности и надежды». Как важно было для них, особенно в то время, иметь такую уверенность!
Будущее и надежда? На какие обетования нашего Господа вы можете полагаться прямо сейчас, независимо от обстоятельств, чтобы иметь «будущность и надежду»?
Прочитайте 2 Пар. 36:11–14. Что эти стихи говорят нам о последнем иудейском царе, после которого нация была фактически уничтожена? Какие духовные принципы отступничества выявлены в этих текстах?
Седекия (также известный как Матфания) вступил на престол в возрасте 21 года, он стал царем благодаря Навуходоносору и правил как его вассал. К сожалению, как говорят тексты, он не извлек уроков из ошибок предыдущих царей и в результате только способствовал разрушению страны.
2 Пар. 36:14 говорит о глубине отступничества народа. Среди злых дел, которые творил народ во время правления Седекии, сказано, что он подражал «всем мерзостям язычников».
Они жили на этой земле на протяжении сотен лет после Исхода, являясь народом завета, — людьми, которые должны были стать светом и маяком для других народов (Втор. 4:5–8), и все же они настолько ассимилировались с предыдущей культурой, настолько переняли культурные и религиозные обряды своих соседей, что стали совершать «все мерзости» язычников.
Может, в этом есть весть для нас?
Прочитайте Иер. 38:14–18. О чем спрашивал царь пророка? Почему?
Множество раз Господь давал ясно понять народу, что они должны подчиниться Вавилону, что это завоевание было наказанием за их беззакония. Седекия, однако, отказался слушать пророков и сформировал военный союз против Навуходоносора. Израиль надеялся на поддержку Египта. Но Навуходоносор одержал победу над армией фараона в 597 г. до Р. Х. Это поражение навсегда решило судьбу Иерусалима и народа. Несмотря на большие возможности для проведения духовных реформ, Иудея отказалась от спасения.
Нам как Церкви было дано преимущество провозглашать добрую весть миру, которую никто другой не провозглашает. Во многих отношениях наша миссия похожа на миссию Иудеи. Какие уроки из их опыта можно и нужно извлечь для себя?
Что случилось с Израилем и Иерусалимом после отвержения Божьей вести? Иер. 39: 8, 9.
Все, о чем Бог предупреждал их, произошло именно так, как это было предсказано. Однако, как бы им ни хотелось верить этим предупреждениям, им пришлось поверить собственным глазам. Кто из нас никогда не переживал подобного? Господь предупреждал нас не делать что-либо, а мы поступали по своему произволу, и предсказанное Богом сбывалось.
Какая весть содержится в Иер. 23:2–8? Какая надежда была дарована народу?
С человеческой точки зрения казалось, что все потеряно: их страна лежала в руинах, их храм был разрушен, их правители были в плену, а город Иерусалим превратился в груду камней. Еврейский народ после такого потрясения должен был исчезнуть с исторической сцены, подобно другим народам, перенесшим подобное опустошение.
Однако у Господа были другие планы, и в вышеупомянутых (и во многих других) стихах Он давал им надежду на возвращение Остатка, через которого будут исполнены обетования. Кроме предупреждения о гибели и разрушении пророки даровали людям надежду.
«Мрачные годы разрушения и смерти, отметившие конец Иудейского царства, привели бы в отчаяние самое мужественное сердце, если бы пророческие свидетельства рабов Божьих были лишены надежды и ободрения. Через Иеремию в Иерусалиме, Даниила в вавилонском дворе, Иезекииля на берегах реки Ховар Господь милосердно открыл израильтянам Свой вечный план и заверил в Своей непреклонной готовности исполнить для Своего избранного народа обетования, записанные в книгах Моисея. Все, что Он обещал сделать для верных Ему, Он непременно исполнит: Слово Божье живет и пребывает вовек (см. 1 Пет. 1:23)» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 464).
«В последние годы отступничества Иудеи воззвания пророков, казалось, вызывали мало сочувствия у людей, и когда халдейские войска в третий — и последний — раз осадили Иерусалим, надежда погасла в сердце каждого человека. Иеремия предсказывал полное разрушение города; настойчиво упрашивал жителей сдаться, за что в конце концов и попал в темницу. Но Бог не покинул в безнадежном отчаянии верный Остаток, который все еще находился в городе. Даже тогда, когда Иеремия содержался под строжайшей охраной тех, кто насмехался над его воззванием, он получил новое откровение о желании Неба простить и спасти, и это желание с того времени и до наших дней является неистощимым источником утешения для Церкви Божьей» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 466).
Посмотрите на фразу: «желание Неба простить и спасти». Вспомните, каким образом Господь открыл «желание Неба простить и спасти». В конце концов, сам крест говорит нам о такой готовности. У нас есть Слово Божье, которое открывает нам план спасения. Нам дарованы труды Духа Пророчества. Какие еще другие способы были использованы Богом для того, чтобы показать «готовность Небес простить и спасти»?
Вопросы для обсуждения:
«И приступили… и сказали Иеремии пророку: да падет пред лицо твое прошение наше, помолись о нас Господу Богу твоему обо всем этом остатке, ибо из многого осталось нас мало, как глаза твои видят нас» (Иер. 42:1, 2). Что говорит этот стих, а также отрывок из Иер. 23:3 о теме Остатка в пророчествах Иеремии?
Как просто, изучая священную историю, увидеть все ошибки, недостатки и духовные пороки Божьего народа в древности. Нам необходимо это делать, потому что эти истории были написаны в качестве примеров для нас (1 Кор. 10:11). Печально, что многие из этих людей в свое время, в собственном контексте и культуре, думали, что они поступают правильно и имеют хорошие взаимоотношения с Господом. Какое предостережение для нас: мы также можем быть слепы относительно своего истинного духовного состояния! Какие существуют пути улучшения своего духовного состояния? Почему крест должен занимать центральное место в этом процессе? Что будет с нами, если его не будет в центре нашей духовной жизни?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →