«Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поядавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь» (Иер. 2:3).
Если бы мы могли одним словом описать состояние человека после грехопадения, этим словом было бы слово «кризис», степень которого можно лучше всего понять, осознавая, что для избавления от кризиса необходима была смерть Иисуса на кресте. Кризис был тяжелейшим, о чем говорят крайние меры, необходимые для его преодоления.
В Библии описаны различные истории, которые происходили на фоне того или иного кризиса. Поэтому, по сути, ситуация, возникшая во время служения пророка Иеремии, ничем не отличается от других.
Божий народ сталкивался со многими проблемами, как внутренними, так и внешними. Но, к сожалению, несмотря на страшную военную угрозу со стороны иностранных держав, основной кризис был внутренним. Внутренний не просто из-за коррумпированных руководителей и священников, что само по себе достаточно плохо, но из-за людей, чьи сердца оказались настолько ожесточены и повреждены грехом и отступничеством, что они отказались прислушиваться к предупреждениям, посылаемым Богом, предупреждениям, которые могли бы спасти их от катастрофы.
Грех — это достаточно плохо, но, когда вы отказываетесь отвернуться от него, можно говорить о наличии кризиса!
Почти сразу же после того как израильтяне наконец вошли в землю обетованную, у них начались проблемы. Появилось новое поколение, которое не знало Господа (см. Суд. 2:10), и духовный кризис, начавшийся тогда, продолжал оказывать влияние на нацию на протяжении всей ее истории. Более того, данная проблема перешла по наследству и в христианскую церковь.
Прочитайте Суд. 2:1–15. Что стало причиной кризиса и как он проявлялся?
Стих 11 гласит: «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам». Каждое следующее поколение отходило от Бога на один шаг, пока народ не стал делать именно то, что запретил им Господь. Из-за своего греха они переживали различные кризисы, но даже тогда Господь не оставлял их. Он посылал им судей (Суд. 2:16), которые избавляли их от беды.
После эпохи судей страна вступила во время относительного мира и процветания под руководством так называемой «объединенной монархии», представителями которой были Саул, Давид и Соломон и которая продлилась около ста лет. Под руководством Давида, а затем и Соломона нация сформировалась в региональную державу.
Времена «благоденствия», однако, продлились недолго. После смерти Соломона (около 931 г. до Р. Х.) страна раскололась на две части: Израиль на севере и Иудею на юге. Основную ответственность за это можно возложить на Соломона, который, при всей своей мудрости, совершил множество ошибок. «Долгое время израильские колена стенали под тяжким игом власти прежнего царя. Став расточительным в годы отступничества, Соломон обложил народ большими податями, заставляя людей тяжко трудиться, добывая ему богатство» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 88, 89). Божий избранный народ отверг все предостережения Господа и в результате пожал печальные последствия.
Подумайте о проблеме грядущего поколения, выросшего в условиях отсутствия ценностей и веры. Как наша Церковь решает данный вопрос? Как научиться передавать свои ценности грядущим поколениям?
После разделения царства ситуация только ухудшилась. В Северном царстве царь Иеровоам сделал то, что оказало негативное и долгосрочное влияние на его народ.
Прочитайте 3 Цар. 12:26–31. Что это говорит нам о том, как сиюминутные обстоятельства могут помешать нам увидеть всю картину?
Введение идолопоклонства имело катастрофические последствия для страны. «Отступничество, начавшееся в годы царствования Иеровоама, дошло до такой степени, что привело к полному краху израильское царство» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 107). В 722 г. до Р. Х. Салманассар, царь Ассирийский, окончательно разорил страну и переселил ее жителей в различные части своей империи (см. 4 Цар. 17:1–7). Из этой ссылки пути назад не было. На какое-то время Израиль исчез с исторической сцены.
В Южном царстве положение дел обстояло чуть лучше, по крайней мере некоторое время. Однако и там не все было безупречно, и, как в случае с Северным царством, Господь также стремился избавить народ от беды, которая появлялась теперь со стороны вавилонян. К сожалению, за редким исключением, на престоле Иудейского царства сидели цари, которые продолжали вести нацию к глубокому отступничеству.
Что эти стихи говорят о правлении некоторых иудейских царей? 2 Пар. 33:9, 10, 21–23; 4 Цар. 24: 8, 9, 18, 19.
Несмотря на неумелое руководство страной, многие пророческие книги Библии, в том числе книга пророка Иеремии, содержат в себе слова пророков, которых Бог послал Своему народу в попытке отвратить их от греха и отступничества, разъедавших нацию изнутри. Господь не отказывается от Своего народа, не предоставив им достаточно времени и возможностей отступить от своих злых путей и избежать бедствия, к которому неизбежно приведет грех.
Очень сложно выйти за рамки своего окружения и взглянуть на себя объективно. На самом деле это даже невозможно. Почему в таком случае нам необходимо постоянно сравнивать свою жизнь с библейскими стандартами? Какие другие стандарты есть у нас?
Таким был исторический фон пророческого служения молодого Иеремии. К нему было «слово Господне», и он провозглашал его в надежде, что народ прислушается к этим словам и избежит предсказанного бедствия.
Прочитайте Иер. 2:1–28 и ответьте на следующие вопросы:
Какие обетования были даны народу на условии послушания? (См. ст. 2, 3)
Какие грехи совершали некоторые священники, учителя и пророки? (См. ст. 8).
Насколько сильно могут обманываться люди относительно своего духовного состояния? (См. ст. 23, 24).
Несмотря на то, что под руководством Езекии и Иосии были проведены некоторые духовные реформы, народ возвратился к старому и впал в худшее идолослужение. Во время своего служения пророк Иеремия прямо говорил о том, что происходит.
Особенно интересны его слова, записанные в Иер. 2:13. Народ совершил два зла: оставил Господа, Источник воды живой, и, как следствие, выкопал разбитые источники, которые, конечно, не могли удержать воду. Другими словами, отказавшись от Господа, они потеряли все. Эти слова становятся еще более значимыми в свете того, что сказал Иисус в Евангелии от Иоанна 4:10.
В Иер. 2:5 Господь говорит, что люди пошли «за суетою» и «осуетились». Еврейское слово, используемое здесь, происходит от того же еврейского слова (hbl), которое мы встречаем в книге Екклесиаста как «суета». Оно также означает «пар» или «дыхание». Как можно осуетиться, следуя за «суетой»? Что это значит? Как эта концепция поможет нам понять тех людей, кому порой кажется, что их жизнь не имеет смысла или является бесполезной? Какой ответ мы можем предложить им?
Политические события, которые оказали влияние на служение Иеремии, в некоторой степени потеряны для истории. То есть отсутствуют многие детали. Однако благодаря Библии (и археологическим находкам), мы имеем достаточно информации, чтобы представить общую картину происходящего. Хотя с человеческой точки зрения казалось, что никто не управлял народами, когда они боролись за землю, власть и гегемонию, Библия учит нас обратному.
Прочитайте Иер. 27:6. Какой вывод мы можем сделать из данного отрывка?
Небольшое Иудейское царство в ранние годы служения Иеремии оказалось в эпицентре военных сражений Вавилона, Египта и клонящейся к своему закату Ассирии. С падением ассирийской империи в конце седьмого века до нашей эры Египет стремился вернуть себе власть и господство в регионе. Тем не менее в битве при Кархемише в 605 г. до Р. Х. египетская армия была разгромлена и Вавилон стал новой мировой державой.
Эта новая власть сделала Иудею своим вассалом. Иоаким, царь Иудейский, мог стабилизировать ситуацию в стране, только присягнув на верность вавилонскому царю. Многие в стране не желали этого, они хотели бороться и освободиться от вавилонян, хотя это было против воли Божьей. Бог использовал Вавилон, чтобы наказать народ за отступничество.
Прочитайте Иер. 25:8–12. Какой была весть Иеремии к народу Иудеи?
Снова и снова Иеремия предупреждал людей о том, что произойдет в результате их греха, но политические и религиозные руководители отказывались прислушаться к предупреждениям, предпочитая верить в то, что Господь пощадит их, ведь они избраны Богом.
Когдав последний развы верили тому, во что хотели верить, несмотря на то, что эта вера оказалась ошибочной?Какие урокивы извлекли, чтобы подобное больше не повторилось?
В Иер. 5:1 Господь говорит людям: «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим». В контексте вышесказанного можно вспомнить две истории. Одна из них повествует о древнегреческом философе четвертого века до Р. Х. Диогене, который, согласно легенде, ходил по торговой площади в дневное время, стремясь найти честного человека. Другая история, конечно правдивая, повествует о разговоре Бога с Авраамом и обещании Бога не разрушать город, если найдется в нем 50 праведников (вскоре количество уменьшили до 10).
В данном случае Господь через пророка Иеремию желал показать, насколько широко распространились отступничество и грех среди Его народа. Неужели не было тех, кто поступал справедливо и искал истину? Даже если и были такие люди, их количество было ничтожно мало.
Прочитайте Иер. 5:2, 3. Что в данном отрывке показывает ужасное положение дел? (См. Лев. 19:12).
Эти стихи открывают проблему, изложенную во всей книге. Независимо от глубины падения всей нации, многие люди верили, что верно служат Господу! Они произносили Его имя, но делали это «ложно», а не «в истине, суде и правде» (Иер. 4:2), так, как повелел Господь. Они не прислушивались к предупреждениям, исходящим от Бога, а жили так и выполняли религиозные обряды таким образом, как будто их взаимоотношения с Богом были близкими и правильными.
Глубину их обмана можно увидеть в Иер. 7:4, когда люди будут надеяться на ложное утешение в следующих словах: hekhal yhwh hekhal yhwh hekhal yhwh hemma! («здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»), так, как если бы наличие храма было тем условием, которое дает гарантию безопасности. Одно дело знать, что наступил кризис, и совсем другое дело жить в обманчивом неведении.
Как нам, адвентистам седьмого дня, обладающим уникальной, чудесной истиной, не попасть в подобную ловушку обмана, полагая, что нашей уникальности достаточно для спасения?
«Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным» (Втор. 12:8). «Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая угодное пред очами Господа, Бога твоего» (Втор. 13:18). «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6, 21:25).
В приведенных выше текстах представлен важный контраст, особенно актуальный в настоящее время, когда многие люди восстают против идеи повиновения внешнему авторитету, который дает определение правильному и неправильному поведению. Тем не менее здесь мы находим четкое различие между этими двумя мировоззрениями. В одном случае люди делают то, что считают «правильным» в собственных глазах; в другом — то, что является правильным в «глазах Господа, Бога твоего». Проблема в первом случае заключается в том, что очень часто на протяжении истории то, что было «правильным» в глазах какого-либо человека, было неверным в глазах Бога. Вот почему нам необходимо сверять все, даже собственную совесть, со Словом Божьим.
Вопросы для обсуждения:
Какие примеры вы можете вспомнить, когда «хорошие» люди поступали плохо, хотя они считали, что поступают правильно? Многие народы с ужасом смотрят на то, что в прошлом было для них обычной практикой. Какие уроки мы можем извлечь для себя сегодня в свете того, что нам не только необходимо все сверять с библейским учением, но также быть осторожными в интерпретации Библии? Это особенно важно, когда мы понимаем, что в некоторых случаях некоторые плохие поступки были совершены людьми, которые полагали, что могут оправдать свои действия Библией. Что это говорит нам о необходимости принимать за основу своих убеждений Десять заповедей?
Изучая книгу пророка Иеремии в этом квартале, помните, что, несмотря на многочисленные предупреждения, люди продолжали верить в то, что они были правы перед Богом. Что могло стать причиной подобного заблуждения относительно их истинного духовного состояния? Какой в этом урок для нас?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →