«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1: 5).
Мы знаем о жизни Иеремии больше, чем о жизни любого другого ветхозаветного пророка. Биографические факты, изложенные в его книге, помогают нам лучше понимать его служение. Иеремия оказал такое огромное влияние на историю, что даже во времена Иисуса учебная литература и программа пророческих школ были основаны на пророческом служении Иеремии.
В то же время, если судить человеческими мерками, то можно сказать, что миссия пророка не имела большого успеха. Несмотря на десятилетия пламенных предупреждений и увещеваний, народ в большинстве своем не желал прислушиваться к вести, посланной им от Господа.
Но, несмотря на противодействие, Иеремия оставался неподкупным, он стоял «укрепленным городом, и железным столбом, и медною стеною» (Иер. 1:18), полагаясь не на свою, а на Божью силу.
Жизнь Иеремии во многих отношениях была несчастной. Его призвание принесло ему страдания, горе, отвержение, даже тюремное заключение. Трагедия заключается в том, что многие из этих неприятностей исходили от людей, которым он стремился помочь, направляя их взор к Богу. Таким образом, Иеремия по-своему предвосхитил то, с чем сотни лет спустя на той же земле столкнулся Сам Иисус.
Пророки, согласно своему призванию, были защитниками Божьего закона. Их весть зиждилась на основании завета и Десяти заповедей (Иер. 11:2–6). Пророк Михей в своей книге дает определение миссии пророка: «высказать Иакову преступление его и Израилю грех его» (Мих. 3:8). А грех можно определить только в свете закона (см. Рим. 7: 7).
Какой была пророческая весть к народу? Вкаком смыслеэта весть актуальна для нас сегодня?Ис.1:19; Иер.7: 5–7; Иез.18:23. (См.также Мф. 3:7–11).
Божий суд не был неминуемым событием, но он придет, если люди не обратятся от своих злых путей. Однако не так просто измениться, особенно если люди привыкли творить зло. Кто из нас не замечал, как быстро люди привыкают к злу, которое некоторое время назад было отвратительно для них? Цель пророков заключалась в том, чтобы показать людям, насколько ужасен грех и неизбежны последствия. Эта весть, конечно, не была их личной, она исходила от Господа.
Пророки не повествуют о том, каким образом Слово Божье открывалось им, или о том, как они слышали его. Порой Бог говорил с ними напрямую; в других случаях Святой Дух открывал им весть во сне, или в видении, или посредством веяния «тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Однако, получив весть, пророки передавали волю Божью не только простым людям, но, в случае необходимости, царям, императорам и военачальникам.
Выполнение данной задачи возлагало большую ответственность: если они скажут истину, люди, обладающие властью, могут убить их; а если нет, то их постигнет Божий суд. Быть пророком означало выполнять сложную миссию, и, основываясь на библейском повествовании, можно сказать, что пророки серьезно относились к выполнению своего призвания.
Мы можем радоваться тому, что они выполнили свою миссию и оставили нам свою весть в Библии. В этом смысле их голос продолжает звучать и сегодня. Возникает вопрос, подобный тому, который звучал в дни жизни пророка Иеремии: прислушаемся ли мы?
О чем пророки, столько лет спустя, продолжают говорить нам? По сути, что всегда было основной вестью для народа Божьего?
Прочитайте 3 Цар. 1 и 3 Цар. 2:26. Почему царь Соломон отстранил священника Авиафара от должности и отправил его в его земельный надел в Анафоф?
Укрепив свой престол, Соломон в борьбе с Адонией за наследование освободил священника Авиафара от занимаемой должности и отправил его в изгнание в его родной город Анафоф, который был расположен примерно в трех милях к северо-востоку от Иерусалима. Хелкия, отец Иеремии, был потомком семьи священников, проживавшей в Анафофе. Некоторые полагают, что Иеремия, возможно, был потомком Авиафара. В любом случае, мы знаем из Иер. 1:1, что молодой человек принадлежал к благородному сословию. Таким образом, мы видим, что Господь призывал людей из различных сословий к пророческому служению, а именно: пастухов, раввинов, рыбаков и священнослужителей.
«Принадлежа к левитскому священству, Иеремия с детства воспитывался для святого служения. В те счастливые годы, когда он готовился к служению, он и не думал о том, что еще от рождения призван стать „пророком для народов”, и когда последовал Божественный призыв, чувство собственного недостоинства сразило его. „О, Господи Боже! — воскликнул он, — я не умею говорить, ибо я еще молод” (Иер. 1:5, 6)» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 407).
Священники должны были быть нравственными и духовными руководителями нации; на них была возложена обязанность поддерживать духовность и нравственность в государстве. Некоторые из них были верны этой задаче; другие злоупотребляли своим положением и нарушали закон. Как мы вскоре увидим в книге Иеремии, пророк выступал против этих неверных священников, которые своими действиями показали, что они недостойны святого звания и призвания.
Каковы ваши духовные обязанности дома, в церкви или на работе? Если пророк обратился бы к вам сегодня, что он сказал бы вам?
ПрочитайтеИер.1:1–5.Что этот отрывок говорит нам опризванииИеремии?
Подобно другим пророкам, Иеремия не задавался вопросом, Кто призвал его. В своей книге он ясно говорит, что было «слово Господне» к нему. Нет сомнений в том, что это искреннее убеждение побуждало его двигаться вперед, несмотря на жестокое противодействие, тяжелый труд, страдания и испытания.
Призвание Иеремии произошло в тринадцатый год царствования Иосии, то есть приблизительно в 627/626 гг. до Р. Х. Мы не знаем точную дату рождения пророка или точный возраст, когда он начал свое служение. Хотя он, как мы увидим, считал себя отроком, слишком юным для выполнения подобной задачи.
Прочитайте Иер. 1:4, 5. Какие слова утешения и поддержки он получил?
Пророческое призвание Иеремии произошло еще до его рождения. Бог предназначил его для выполнения пророческого служения с момента его зачатия. Слова, переведенные как «Я освятил тебя» (стих 5), происходят от глагола, означающего «быть освященным», «быть святым» и «быть отделенным, неприкосновенным». Здесь, безусловно, заложено священное и религиозное значение, связанное со служением в самом святилище. Действительно, слова «святилище» и «освятил» — однокоренные. Значение данного глагола в древнееврейском — отделенный для святой цели. В этом заключался Божий план для Иеремии задолго до его рождения. Данные тексты не говорят о предопределении, они говорят о Божьем предвидении.
Бог знаетконец от начала. Как понимание этого может утешить нас в дни испытаний, которые есть у каждого?
Несмотря на заверения Господа, что Иеремия был избран Богом для выполнения данной задачи, молодой человек боялся этой роли и не чувствовал себя готовым к ней. Возможно, зная слабое духовное состояние людей в то время и осознавая величие работы, Иеремия не желал выполнять ее.
СравнитеИер.1:6 сИс.6:5и с Исх.4:10–15. Что общего в данных текстах?
Ни один из этих людей по разным причинам не чувствовал себя способным выполнять возлагаемую на него задачу. Возможно, данное условие, а именно чувство собственной слабости и неспособности выполнить такую кардинальную и важную задачу — быть глашатаем Творца, было важнейшей предпосылкой для миссии пророка! Неудивительно, что на первых порах они вообще уклонялись от выполнения данной задачи.
Обратите также внимание на первую реакцию Иеремии после его призвания. Он сразу же, подобно Моисею, заявил о своем косноязычии. Исаия тоже в своем ответе упоминает рот и губы. Во всех случаях они точно знали: кроме всего того, что они должны будут выполнить как пророки, их миссия будет связана с вербальной передачей информации. Они должны были получать весть от Бога и передавать ее другим людям. В отличие от современных средств коммуникации, когда можно создать сайт или отправить текстовое сообщение, в те времена передача информации осуществлялась лицом к лицу. Представьте себе, что вы стоите перед враждебно настроенным руководителем или непокорным народом и передаете суровые слова обличения и предупреждения. Их нежелание выполнять такую миссию вполне понятно.
ПрочитайтеИер.1:7–10. Каков был Божий ответИеремии? Обратите внимание, что этот ответ обещает и нам поддержку в той миссии, к выполнению которой мы призваны Богом.
Пророк — это Божий свидетель; его миссия — говорить не от себя, а от Божьего имени. Иеремия был призван не для того, чтобы найти решение проблем нации или стать великой личностью или динамичным руководителем, за которым последуют люди. Иеремия был призван для выполнения особой миссии: передать Божьи слова народу и руководителям. Акцент здесь делается не на человеке или на человеческом потенциале, а на правлении и власти Бога. Пророк должен был указывать людям на Господа, Который является единственным решением всех проблем. Конечно, это же условие остается истинным и сегодня.
О чем было первое видениеИеремии? (См.Иер.1:11–19).
Большинство переводов Библии передают древнееврейское выражение в стихе 11 как «жезл миндального дерева». Эти переводы, однако, не отражают еврейскую игру слов. Слово, переведенное как «ветвь миндального дерева», имеет тот же корень, что и глагол «бодрствовать (внимательно следить)», который употребляется в стихе 12, где Господь заверяет пророка в том, что Он будет «бодрствовать», чтобы Его слово было исполнено.
Можно утверждать, что основная идея всей книги пророка Иеремии заложена в стихах 11 и 12. Бог есть Бог благодати и прощения. Если Его народ отвернется от греха, Он, будучи верен, простит и восстановит их; а если нет, то Он исполнит Свои слова осуждения и наказания.
Как мы видим, Божьи слова были предназначены не только для народа. Господь непосредственно обращался к Иеремии, предупредив его быть готовым к противостоянию, с которым он столкнется. Независимо от происходящих событий, Иеремия мог иметь уверенность в присутствии Бога. Он, как мы увидим, нуждался в этом.
Нуждаемся ли в этом мы?
Прочитайте Мф. 28:20. Какую уверенность мы можем обрести в этих словах, необходимую для нас, живущих в последнее время?
В комментариях к книге пророка Иеремии Мартин Лютер писал о пророке следующее: «Иеремия был печальным пророком, жившим в плачевный и трудный период, и, более того, его служение было усложнено тем фактом, что он обращался к непослушному и упрямому народу. Видимо, он не добился больших успехов, потому что столкнулся с ожесточением своих врагов. Несколько раз они пытались лишить его жизни. Их противодействие было жестоким, несколько раз они избивали его. Тем не менее он остался в живых, чтобы увидеть своими глазами опустошение своей страны и пленение народа».
«В течение сорока лет Иеремии предстояло быть свидетелем истины и правды для народа. В годы несравнимого отступничества ему было суждено являть образец служения истинному Богу. Во время ужасной осады Иерусалима он был глашатаем Иеговы. На его долю выпало предсказать падение дома Давидова и разрушение прекрасного храма, выстроенного Соломоном. Брошенный в темницу за свои бесстрашные слова, он продолжал обличать грехи, господствующие в высших сословиях. Осмеянный, ненавидимый, отвергнутый людьми, он в конце концов должен был стать свидетелем точного исполнения своих пророчеств о надвигающемся суде и вместе с народом переносить все горе и скорбь, которая последует за разрушением обреченного города» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 408).
Вопросы для обсуждения:
Бог предупреждает Иеремию о серьезном сопротивлении со стороны представителей его народа. Это самый печальный и поучительный для нас, современных адвентистов седьмого дня, факт. Прочитайте Иер. 1:17–19 еще раз. Кто будет выступать против него? Какой серьезный урок мы должны извлечь для себя из данной истории? Каково наше отношение к пророческому слову, особенно если мы слышим неприятные вести? Как цитата Эллен Уайт, изложенная выше, помогает осознать страшную истину о том, что те люди, которые должны были отрыть миру истинного Бога, противостояли Его вестнику и боролись с ним? (См. также Еккл. 1:9).
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →