«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Именно всемирная евангельская миссия в первую очередь волновала воскресшего Христа. В Новом Завете содержится по крайней мере пять Его великих поручений: Мф. 28:18–20; Мк. 16:15; Лк. 24:47–49; Ин. 20:20; Деян. 1:5–8. Вместе они составляют самый важный наказ, когда-либо данный христианам. В этих поручениях наблюдается географическая стратегия для обозначения пределов распространения миссии: от начального пункта в Иерусалиме до Иудеи и Самарии, после чего до края земли. Данное повеление было воспринято всерьез, и его необходимо было выполнить.
Эту географическую стратегию можно заметить в работе Филиппа в качестве евангелиста. Согласно Деян. 8, его служение начало распространяться из Иерусалима к окрестностям. Другими словами, со временем оно все расширялось и расширялось.
Кем был Филипп-евангелист? Что говорит Слово Бога о нем и его работе в первые дни существования Церкви? Наконец, какие уроки мы можем взять для себя из этих вдохновленных текстов, упоминающих об этом миссионере?
«Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18). Подумайте, о чем здесь говорит Павел (особенно в свете изучения темы о Филиппе-евангелисте, про которого мы находим упоминание лишь в нескольких библейских текстах). Как можно увидеть, Филипп совершил огромную работу, несмотря на то, что нам неизвестно о большинстве его деяний. Знаете ли вы тех, кто совершил великие дела для Бога, однако не удостоился большого признания от других? Почему важно всегда помнить слова Павла, особенно когда мы выполняем работу, не привлекающую особого внимания и признания? См. также 1 Кор. 4:13.
В те времена имя Филипп было популярным. На греческом языке оно означало «любитель лошадей». В Новом Завете встречаются четыре человека с этим именем. У двоих из них вторым именем было Ирод. Они принадлежали к роду Ирода, который жесткою рукой правил Израилем во времена Нового Завета. Два других Филиппа сыграли заметную роль в совершении евангельской миссии.
Первый, Филипп из Вифсаиды, был учеником, благодаря которому Нафанаил пришел к Иисусу (Ин. 1:43–46). Позже он привел к Иисусу греков (Ин. 12:20, 21).
Второго Филиппа Деян. 21:8 называет «благовестником», для того чтобы провести различие между ним и Филиппом-учеником. Впервые он появляется в Иерусалимской церкви как тот, кто должен был «пещись о столах» (Деян. 6:2–5). Позже он стал евангелистом (Деян. 8:12). Его миссионерское служение, продолжавшееся более двадцати лет, поддерживалось его четырьмя дочерьми-пророчицами, о чем упоминается в книге Деяний. Вот кое-что еще из его биографии.
«Именно Филипп проповедовал Евангелие самарянам, именно Филипп имел мужество, чтобы крестить эфиопского евнуха. На время пути этих двух работников [Филиппа и Павла] тесно переплелись. Яростное преследование, совершаемое Савлом фарисеем, рассеяло церковь в Иерусалиме и разрушило эффективность структуры семи дьяконов. Бегство из Иерусалима побудило Филиппа изменить метод его работы, в результате чего он последовал тому же призыву, которому Павел посвятил свою жизнь. Павел и Филипп провели в обществе друг друга драгоценные часы; волнующими были их воспоминания тех дней, когда свет, который осветил лицо Стефана, направленное к небесам во время его мученических страданий, засиял во всей славе над Павлом преследователем, приведя его, беспомощно умоляющего, к ногам Иисуса» (Э. Уайт. «Очерки из жизни Павла», с. 204).
Прочитайте Деян. 2:44–47; 4:34–37. Какой здесь изображается ранняя Церковь?
Безусловно, некоторое время у первых верующих дела обстояли замечательно. Но вскоре, поскольку все люди грешники, начали возникать напряжения в отношениях.
Прочитайте Деян. 6:1–7. Какие возникли проблемы и как Церковь справлялась с ними?
Быстрый рост Иерусалимской церкви принес с собой социальную напряженность. Филипп был назначен одним из членов команды, которая занималась данной проблемой. Среди обращенных были также бедные и нетрудоспособные люди, участие которых в ежедневных приемах пищи налагало на церковных лидеров дополнительные требования. Появилось недовольство относительно неправильного распределения еды для вдов, говорящих на греческом языке. Особенно ранимым было напоминание о словах еврейских пророков не пренебрегать вдовами и сиротами.
Чтобы решить этот серьезный вопрос, двенадцать апостолов собрали верующих и предложили им назначить семь мужчин, исполненных Духом Святым и мудростью, которые будут буквально «пещись о столах» (другими словами, «накрывать на столы»). А апостолы будут пребывать «в молитве и служении слова» (Деян. 6:3, 4). Все семеро имели греческие имена, возможно, указывая на сбалансированное социальное служение для пренебреженных вдов, говорящих на греческом языке. Среди них был Филипп. Это первое упоминание об этом человеке в Библии.
Апостолы утверждали, что необходимо назначить дополнительных служителей, чтобы они не переутомлялись распределением ресурсов, необходимых для общественной жизни. Они сделали ударение на том, что были призваны для посвящения себя Слову Бога и молитве.
Какие существуют противоречивые вопросы в вашей местной церкви? Каким образом вы можете позволить Богу использовать вас как помощника в их разрешении?
Савл, будущий апостол и миссионер, впервые появляется на страницах Библии при побивании камнями дьякона Стефана, первого христианского мученика. Эта волна преследования, однако, только помогла в дальнейшем распространении Евангелия.
Прочитайте Деян. 8:1–6. Каким был результат преследования церкви в Иерусалиме?
Самария была первой географической остановкой на пути распространения христианства. Самаряне считали себя потомками израильтян, оставшихся на месте, в то время как Ассирия изгнала большинство израильтян в 722 г. до н. э. Однако иудеи полагали, что самаряне являются потомками других народов, которых ассирийцы переселили в Израиль. Иудейско-самарянские отношения во времена новозаветной эры были отмечены напряжением и проявлением жестокости. Тем не менее, как мы наблюдали раньше, Иисус проложил путь для миссионерской работы в том месте, когда встретился с женщиной у колодца, которая, в свою очередь, «евангелизировала» свой народ.
Призыв обслуживать столы, полученный Филиппом, был подобен миссионерской евангельской работе с самарянами. Убегая от религиозного преследования в Иерусалиме, он не терял времени зря. Филипп провозгласил, что Мессия, Которого ожидали иудеи и самаряне, пришел (Деян. 8:5, 12).
Прочитайте Деян. 8:6–15. Насколько успешным было служение Филиппа в Самарии?
На этом иностранном миссионерском поле Господь часто действовал через Филиппа. Утверждение женщины у колодца, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9), теперь осталось в прошлом.
Существуют ли вражда, неприязнь и предрассудки, отравившие вашу душу, которые должны «остаться в прошлом»? Не настало ли время отпустить их?
Согласно Деян. 8:26–39, следующая встреча Филиппа произошла с ефиоплянином, хранителем сокровищницы. Таким образом, миссионерская работа продвинулась на следующую ступень — «до края земли» (Деян. 1:8). Филипп был связующим звеном между миссией Самарии и Газы. Из Самарии, находившейся на севере от Иерусалима, Филипп был призван отправиться на дорогу, ведущую в Газу, южный город. Он совершал служение на севере с группой людей, а на юге оно было сфокусировано на одном человеке. В Самарии Филипп мог проповедовать о Христе только с помощью пяти книг Моисея, потому что самаряне признавали только их. Здесь же он мог использовать книгу Исаии, вероятно в греческом переводе.
Прочитайте Деян. 8:26–39. Во время прочтения попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Какие тексты из книги пророка Исаии (Ис. 53) читал ефиоплянин? Почему они были хорошей возможностью для Филиппа благовествовать ефиоплянину?
В противоположность работе Филиппа в Самарии, где он творил чудеса (Деян. 8:6), все, чем занимался Филипп с ефиоплянином, было изучение Библии. Какой мы можем усвоить из этого урок, помогающий нам в служении другим людям?
Дух Господа забрал Филиппа сразу после того, как он закончил «благовествовать ему об Иисусе» и крестил ефиоплянина. У Филиппа не было возможности рассказать о своем вероучении новообращенному язычнику. Ефиоплянин остался с пониманием христианской веры в контексте африканской культуры, руководимый Ветхим Заветом и Духом Божьим, Который уже совершал в нем работу, поскольку он уже верил в Господа и Его Слово.
Филипп объяснил ефиоплянину важные тексты Ветхого Завета о смерти Иисуса. Почему тема об Иисусе, Его смерти и воскресении должна быть центральной в вести, которую мы передаем миру? Какой будет наша весть без Него?
Безусловно, Филипп был назначен совершать Божью работу. Толкователи разделились во мнениях относительно того, что означают слова: «Филиппа восхитил Ангел Господень» (Деян. 8:39). Было ли ему просто сказано идти в Азот или он был туда перемещен? В любом случае, важно то, что Филипп был человеком, ведомым Святым Духом. Таким образом, Бог мог использовать его в совершении великой работы для Него.
Прочитайте Деян. 8:40. Что мы узнаем о Филиппе и почему мы можем смело называть его «евангелистом»?
Прочитайте Деян. 21:7–10. Что мы можем узнать о Филиппе из этих текстов?
На этом этапе истории нам становится известно, что у Филиппа были четыре незамужние дочери. Полученный Филиппом призыв оставить работу дьякона и начать заниматься евангельским служением вовлекал его в длительные путешествия. Мы знаем о его путешествии из Иерусалима в Самарию, потом в Газу, после чего во все города на расстоянии до 80 км по побережью между Азотом и Кесарией. Вероятно, существуют также путешествия, о которых нет упоминания. Как и все миссионеры-первопроходцы, он беспокоился, уставал, переживал взлеты и падения, сопровождающие подобное служение. Однако он управлял своей семьей таким образом, что Дух Святой посчитал его дочерей достойными получить дар пророчества. Это свидетельствует о том, что он был хорошим отцом и что в его христианской семьей царило благочестие.
Текст говорит, что апостол Павел находился в доме Филиппа «многие дни» (ст. 10). Двадцать пять лет назад Павел, которого тогда звали Савл, был агрессивным и яростным преследователем христиан (Деян. 9:1–2). Его преследование верующих в Иерусалиме заставило Филиппа бежать в Самарию (Деян. 8:1). И теперь, годы спустя, преследователь и преследуемый встретились в доме Филиппа, который принял Павла как брата. Какая интересная встреча братьев и служителей Христа с целью распространения Евангелия людям, не принадлежащим к иудейскому народу!
Совершая служение другим людям, почему так важно не забывать нашу главную обязанность: ответственность за наши семьи?
Из книги Эллен Уайт «Деяния апостолов» прочитайте главу 11 «Евангелие в Самарии», с. 103–111.
«Когда начались гонения, они рассеялись, исполненные миссионерской решимостью, зная, что в их руках — хлеб жизни для изголодавшегося мира, и понимая, какая ответственность лежит на них. Любовь Христа побуждала их преломить этот хлеб и раздать всем нуждающимся» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 106).
«И когда ученики Его были изгнаны из Иерусалима, некоторые из них нашли убежище в Самарии. Самаряне радушно встретили этих вестников Евангелия, и обращенные иудеи собрали драгоценный урожай среди тех, кто некогда были их злейшими врагами» (там же, с. 106, 107).
Вопросы для обсуждения:
Как мы увидели, Евангелие разрушает барьеры между людьми. По крайней мере, так должно быть в идеале. Реальность иногда бывает совершенно другой. Не позволяют ли христиане, которые понимают, что мы все равны перед Богом и что крест уравнивает всех, культурным, социальным и другим препятствиям производить разделения между нами? Как может Церковь адвентистов седьмого дня, будучи всемирной Церковью, разрушать эти барьеры?
Мы видим, что преследование ранней Церкви привело к рассеянию верующих, и в результате Евангелие начало распространяться еще шире. Возможно, этого бы не произошло, если бы не было преследования. Хотя Бог смог извлечь хорошее из этого, мы должны помнить, что религиозные преследования — неправильные и несправедливые действия. Как мы должны относиться к людям, которые подвергаются религиозным преследованиям, даже если мы не согласны с их вероучением? (См. Лк. 6:31).
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →