Деян. 2:5–21; 10:1–8, 23–48; Рим. 2:14–16; Деян. 10:9–22; 11:1–10; 15:1–35.
Памятный стих:
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2: 38, 39).
Петр был первым апостолом, который провозглашал спасение людям, не принадлежавшим к израильскому народу. Он продолжал играть ведущую роль в Церкви в течение нескольких лет после ее основания, даже после того, как Павел стал миссионером преимущественно для язычников. Петр вместе с Павлом помогал ранней Церкви и ее руководителям, которые были в основном евреями, понять универсальность Великого поручения.
Петр трудился над созиданием единой Церкви, объединяющей обращенных язычников, которые не знали о тонкостях еврейской культуры, и обращенных евреев, которые воспринимали свои обряды как непреложные. Подобно всем пионерам миссионерского служения Петру пришлось показать разницу между неизменными Божьими повелениями и человеческими традициями, присущими той или иной культуре и не имеющими такого важного значения для жизни верующего, иудея или язычника. Таким образом, именно Петр на Иерусалимском соборе, говоря об обращенных язычниках, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15: 9), что помогло решить проблему, которая угрожала единству ранней Церкви.
Последние слова Иисуса перед Его вознесением были миссионерского характера: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Здесь мы вновь встречаем повеление распространять Евангелие по всему миру. Только спустя пятьдесят дней начинается осуществление этого плана, в котором Петр играет ключевую роль.
Прочитайте Деян. 2:5–21. Как это событие демонстрирует Божье намерение охватить вестью Евангелия весь мир и показывает роль евреев в этой работе?
Великое поручение начало исполняться в день Пятидесятницы. Цель излития Святого Духа — евангелизация мира. Излитие Святого Духа в виде Раннего дождя дало отличные результаты в день Пятидесятницы. Однако это было только предвкушением гораздо больших результатов, которые переживет Церковь в последующие годы.
Проповедь Петра содержит некоторые основные моменты, которые остаются актуальными и сегодня.
Во-первых, ветхозаветные пророчества и обетования исполнятся во Христе (Деян. 2:17–21), истина открывается посредством убедительных чудес и знамений, сопровождавших Его служение, а также через Его смерть и воскресение (ст. 22–24).
Во-вторых, Иисус был возвеличен, сел одесную Отца и в настоящее время является Христом (Мессией) и Господом всего (ст. 33–36). В Нем всякий, кто покается и крестится, получит прощение грехов (ст. 38, 39).
Здесь мы видим активного ученика Петра, готового постоять за свою веру в Иисуса. Он был призван Иисусом стать сильным руководителем в ранние дни Церкви. Хотя он был не столь космополитическим, эффективным и адаптированным к другим культурам и религиям, как апостол Павел (см. Гал. 2:11–14), однако Петр открыл путь для проповеди Евангелия представителям пятнадцати национальностей во время проповеди иудейской диаспоре в Иерусалиме. Таким образом, он использовал очень важный мост, чтобы принести Благую весть ближневосточному миру своего времени.
Что история Пятидесятницы говорит нам о нашей потребности в силе Святого Духа? Что мы можем сделать, чтобы лучше откликаться на водительство Святого Духа?
Прочитайте Деян. 10:1–8, 23–48. Что эта история о язычнике, который становится последователем Иисуса, повествует нам относительно спасения и свидетельствования?
Обращение Корнилия, римского офицера и язычника, можно назвать языческой Пятидесятницей. Эта важная история, записанная в книге Деяния святых Апостолов, примечательна тем, что затрагивает наиболее спорный вопрос, с которым столкнулась ранняя Церковь: может ли язычник стать христианином, не став сначала иудеем?
Штаб-квартира римской армии, которая осуществляла контроль во всей Иудее, включая Иерусалим, находилась в Кесарии. Корнилий был одним из шести центурионов, командующих шестьюстами солдатами, которые составляли итальянскую когорту, расквартированную в том городе. Его имя указывает на то, что он являлся потомком знаменитого римского командира, который одержал победу в битве с Ганнибалом, карфагенским полководцем, который успешно воевал с Римом в течение многих лет. Что более важно, Корнилий был богобоязненным человеком, который любил духовное общение с семьей, регулярно молился и был щедр к нуждающимся. Бог услышал его молитвы и послал ангела с особым посланием к нему.
«Веруя в Бога как Творца неба и земли, Корнилий чтил Его, признавал Его власть и искал Его совета во всех жизненных ситуациях. Он был верен Иегове в семейной жизни и в трудах. Он воздвиг жертвенник Богу в своем доме, потому что не считал возможным без помощи Господа ни исполнять свои обязанности, ни принимать какие-либо решения» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 133).
Обратите также внимание на то, что произошло, когда Корнилий наконец встретил Петра. Он поклонился ему, пав к его ногам; это действие, должно быть, потрясло Петра. Таким образом, мы можем заметить, что этому язычнику, избранному Богом, набожному человеку, необходимо было глубже познать истину, и он, несомненно, готов был учиться.
Какие из черт Корнилия, несмотря на его невежество, могут быть применимы для нас в нашей духовной жизни?
«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35). Хотя нам эти слова не кажутся такими революционными, тем не менее Петр сделал удивительное признание. Мы должны помнить, кем был Петр, откуда он прибыл и какую позицию по некоторым вопросам он занимал (что, впрочем, старался преодолеть) (см. Гал. 2:11–16). Несомненно, его опыт с Корнилием помог ему осознать свою ошибку и увидеть полную картину провозглашения Евангелия другим народам.
Прочитайте Деян. 10:33. Как ответ Корнилия Петру показывает, что, несмотря на свое неполное знание истины, он осознавал важность послушания Божьему Слову?
Прочитайте Деян. 11:14. Что данный отрывок говорит о необходимости проповедовать Евангелие даже таким благочестивым людям, как Корнилий?
Как слова, записанные в Послании к римлянам 2:14–16, помогают нам понять, что произошло с Корнилием?
Как мы увидели, Корнилий был язычником, «боящимся Бога» (Деян. 10:2), хотя ему по-прежнему нужно было еще многое узнать (как и всем нам). Тем не менее его пост, молитвы и благотворительность показали открытость его сердца для принятия Господа. Поэтому, когда пришло время, Бог чудесным образом проявил Себя в его жизни.
Важно помнить, что, хотя ангел и явился Корнилию, ангел не проповедовал Евангелие. Вместо этого он поведал Корнилию о необходимости встретиться с Петром, который и рассказал ему об Иисусе (Деян. 10:34–44). Здесь мы видим пример того, как Господь использует людей в качестве Своих посланников в мир.
В уроке за вторник мы отметили, что до того, как Петр встретился с Корнилием, в его отношении к язычникам произошли перемены, однако другие верующие из иудеев еще не поняли эту истину (Деян. 10:44, 45). Что побудило Петра измениться?
Прочитайте Деян. 10:9–22 и 11:1–10. Что данные отрывки говорят нам о предубеждениях Петра, настолько укоренившихся в его разуме, что потребовалось специальное видение, чтобы сделать его более открытым?
Обращение Корнилия и роль Петра в проповеди Евангелия были так важны для миссии Церкви, что Бог общался сверхъестественным образом как с миссионером, так и с Корнилием: в то время, как ангел явился Корнилию, Петру было дано видение.
Кроме того, Петр находился в Иоппии, в доме кожевника (Деян. 9:43; 10:6, 32); это деталь, которую нельзя упускать из виду. Дубление кож и кожевники были отвратительны для евреев из-за обработки трупов животных и использования экскрементов в этом процессе. Кожевников не пускали в города; обратите внимание, что Симон жил «при море» (Деян. 10:6).
Пребывание Петра в доме кожевника показывает, что до своего видения Петр понял, что некоторые из его предыдущих взглядов не соответствовали Евангелию. И Петр, и семья Корнилия должны были поделиться неким культурным наследием. Все люди, представленные в видении Петра «всякими… животными», являются детьми Божьими.
Повеление засвидетельствовать истину, данное Петру, показывает: хотя Бог принимает всех людей, не все религии являются приемлемыми. Корнилий уже был «набожным» человеком, как и почти все остальные в древнем обществе. Как солдат он был знаком с культом поклонения Митре, а в качестве офицера принимал участие в поклонении императору. Но эта практика не была угодна Богу.
Здесь содержится урок для тех, кто обращается к нехристианским религиям, считая их равными христианству. Хотя иногда это делается в духе политкорректности, такой подход приводит к умалению библейских утверждений относительно христианской уникальности и завершенности.
Как проявлять уважение к людям, чью веру мы считаем неправильной, не создавая при этом впечатления, будто мы уважаем сами эти убеждения? В чем разница между уважением к людям и уважением их убеждений?
Ранний успех миссии среди язычников поднял важный вопрос в ранней Церкви относительно возрастания обращенных язычников в библейской вере (Рим. 11:17). Всегда, когда люди из других религий и культур присоединяются к созданному сообществу верующих, появляется напряженность. В данном случае евреи-христиане, испытывая большое уважение к требованиям законов и ритуалов Ветхого Завета, полагали, что обращенные язычники должны принять и соблюдать эти законы и ритуалы. Основное внимание уделялось обрезанию, которое являлось фундаментальным требованием для мужчин, присоединяющихся к иудейской общине. Должны ли обращенные язычники совершать обряд обрезания? Некоторые христиане в Иудее так и думали и заявляли о своей убежденности, используя непреклонные богословские доводы: это необходимо для спасения.
Какое событие помогло решить этот важный вопрос на соборе в Иерусалиме? Деян. 15:1–35.
Хотя вопрос об обрезании был главной причиной созыва собора в Иерусалиме, собор также рассмотрел те присущие еврейской культуре обряды, исполнение которых становилось необязательным для обращенных в христианство. Собор (ст. 23–29) предоставил также общую платформу, где христиане из евреев и язычников могли бы сосуществовать в общении. Были соблюдены основные ценности иудеев, но язычникам позволялось не принимать участия в обряде обрезания. Решения собора были как практические, так и богословские. Он установил образец для Церкви, как решать вопросы и проблемы, прежде чем возникнут еще большие разногласия. Опытные миссионеры научились определять основные вопросы христианской веры и сосредотачивать внимание на них, вместо того чтобы решать несущественные для веры вопросы.
Как пример собора в Иерусалиме может помочь современной Церкви решать спорные вопросы? Могут ли их решения и действия служить моделью для нас?
Из книги Эллен Уайт «Деяния апостолов» прочитайте главу «Иудей и язычник», с. 188–200.
«Петр рассказал и об удивлении, которое он испытал, когда Дух Святой сошел на его слушателей, как на язычников, так и на иудеев, собравшихся в доме Корнилия во время проповеди Евангелия. Свет и слава, почившие на обрезанных иудеях, отражались и на лицах необрезанных язычников. Этим Бог предупреждал Петра, что нельзя считать одного ниже другого, потому что Кровь Христа может очистить от всякой нечистоты.
Речь Петра подготовила собрание к тому, чтобы терпеливо выслушать Павла и Варнаву об их служении язычникам» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 193, 194).
Вопросы для обсуждения:
Некоторые связывают видение Петра с законами о чистой и нечистой пище, утверждая, что они больше не действительны. Но нужно помнить, что значение видения ясно объяснил сам Петр: «…чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). Поэтому видение было не о пище, а о принятии других людей как детей Божьих, независимо от их этнической принадлежности, национальности, профессии или религии. Почему, однако, люди используют этот эпизод в качестве аргумента в отношении пищи? Насколько мы должны быть осторожны в нашей интерпретации Писания?
Поразмышляйте над отрывком из Рим. 2:14–16. Как мы должны относиться к этой идее с точки зрения миссионерского служения? Зачем проповедовать тем, кто, не имея написанного закона, поступает по закону?
В размышлениях за четверг мы сказали о том, что Иерусалимский собор может выступать моделью поведения для современной Церкви. Прочитайте тексты, повествующие о соборе (Деян. 15:1–35). Какие были предприняты конкретные шаги, позволяющие говорить о примере для подражания сегодня? Например, обратите внимание на следующее: (1) личные свидетельства, (2) роль Евангелия, (3) роль Писания, (4) роль миссионерского служения и (5) отношение людей друг к другу на соборе.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →