«Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).
Есфирь выполнила особую миссию во дворце царя, в самом сердце Персидской империи. Ее история — это серия поразительных контрастов. Будучи девушкой-сиротой из презираемого этнического и религиозного меньшинства, она стала женой царя Персидской империи — сверхдержавы того времени. Поговорка «из грязи в князи» к Есфири отношения не имеет. Очевидно, что Есфирь была возвеличена и подготовлена к выполнению особой миссии. Вначале она должна была действовать тайно, но затем ей все же пришлось раскрыть свою этническую и религиозную принадлежность.
При поддержке Мардохея Есфирь отважно свидетельствовала в персидском дворце, полном интриг, и ее свидетельство спасло ее народ, изменило низкий социальный статус иудеев и сделало их предметом восхищения по всей империи.
В результате ее верности весть об истинном Боге широко распространилась среди язычников. Хотя эту миссионерскую историю нельзя назвать типичной, повествование об Есфири и Мардохее представляет некоторые интересные принципы, которые помогают понять, что значит свидетельствовать в нетипичных обстоятельствах.
Прочитайте Есф. 1:2–20. Какая ситуация здесь описана? Что в этой истории современному человеку тяжело понять? (Читая, помните, что многие детали отсутствуют).
Семидневный пир, который царь Артаксеркс устроил для своих князей и приближенных, был расточительным и непомерным даже для того, кто находился на пике политической власти, и большинство христиан сочло бы это неприемлемым. Неограниченное употребление алкоголя (Есф. 1:7, было необычным явлением, поскольку выпивка во время древних официальных пиров обычно регламентировалась обычаем и ритуалом. В данном случае алкоголь затмил рассудок царя до такой степени, что он приказал привести свою жену Астинь, чтобы развлечь пьяное мужское собрание. Это было гораздо ниже ее достоинства как замужней женщины и представительницы царского рода. Каким бы ни был ее ответ, ей грозила потеря статуса, а ее мужественный выбор сохранить чувство собственного достоинства перед лицом низменных желаний деспотичного правителя помогает читателю понять масштаб внутренней силы, которой она обладала и которую может проявить принципиальная женщина даже в царском дворце, где доминируют мужчины.
Между тем на сцену повествования выходит Есфирь. Из Есф. 2:3 понятно, что эти женщины не были добровольцами. Царь издал указ, Есфирь вынуждена была подчиниться. Если бы она отказалась, кто знает, чем бы все закончилось?
Прочитайте 1 Кор. 9:19–23. Как принцип, изложенный в этих текстах, можно применить к истории Есфири? И можно ли вообще?
До сих пор настоящей героиней этой истории была Астинь, которая затем исчезает из повествования. Ее скромность и верность принципам открыли дверь для Есфири. Хотя следует признать, что иногда следование принципам может и не привести к очевидному добру, почему нам все же следует занимать принципиальную позицию, даже если мы не знаем последствий наших действий?
Прочитайте Есф. 2:10, 20. В каких ситуациях могла оказаться Есфирь, скрыв, пусть даже на время, свою национальную и религиозную принадлежность?
Прочитайте Ин. 4:1–26, историю об Иисусе и женщине у колодца. Почему Иисус так открыто говорит ей, что Он Мессия, тогда как среди Своего собственного народа Он не был настолько открытым? Как это повествование помогает нам понять наказ Мардохея Есфири?
Мардохей велел Есфири не открывать, какой она национальности и из какой семьи. Некоторые комментаторы недоумевают по этому поводу и сомневаются в необходимости такой скрытности, особенно в то время, когда еврейскому народу ничего не угрожало. Разве она не могла бы свидетельствовать о своем Боге этим язычникам, если бы открыто сказала, кто она и какому Богу поклоняется? Или иудейская национальность вызвала бы недоверие в персидском дворе и помешала бы ей получить доступ к царю, когда она умоляла за свой народ? Однако, похоже, еще до того, как возникла угроза, Мардохей предупредил Есфирь не открывать, кто она. Дело в том, что Библия не объясняет причины этих его слов, однако, как мы видим на примере Иисуса, не следует всегда все открывать сразу же при любых обстоятельствах. Благоразумие и осмотрительность — это добродетель.
И все же почему Иисус говорил так открыто с женщиной у колодца, а не со Своим народом?
«Христос был гораздо сдержаннее в разговорах с ними. И вот то, что скрыто от иудеев, то, что впоследствии ученики хранили в тайне, ныне открылось ей. Иисус видел, что она обязательно использует свое познание, чтобы и другие могли приобщиться к Его благодати» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 190).
Были ли вы когда-нибудь в ситуации, в которой не говорить слишком много о своих убеждениях было благоразумием? Какие у вас были на то причины? Оглядываясь назад, сделали бы вы что-нибудь иначе? Если да, то что?
В Есф. 3:1–5 начинается развязка этой истории. Мардохей, иудей, соблюдающий заповедь, запрещающую идолопоклонство, отказывается поклониться Аману, простому человеку. Разъяренный Аман ищет способ отомстить за нанесенное оскорбление. Таким образом, Мардохей своими поступками свидетельствовал этим язычникам об истинном Боге.
Под каким предлогом Аман пытался очистить империю от иудеев? Насколько легко культурным различиям ослепить нас так, что мы забываем о принадлежности всех людей к одной человеческой семье? Есф. 3:8–13; см. также Деян. 17:26.
Когда заговор Амана стал известен, Мардохей видимым образом выразил свою скорбь, используя единственный иудейский ритуал, упомянутый в книге Есфирь: «… разодрал одежды свои, и возложил на себя вретище и пепел… и взывал с воплем великим и горьким» (Есф. 4:1). Тем временем Есфирь готовилась сделать то, в чем Аман как раз и обвинял иудеев. Она, иудейка, надеясь разрушить заговор Амана, нарушит указ персидского царя, героически войдя к нему без приглашения. Царь позволил ей войти и принял ее приглашение пообедать вместе. Теперь Есфирь берет на себя инициативу, желая не допустить трагедии, грозившей иудейским пленникам по всей Персии. В этой истории Есфирь проявила самоотречение и героизм (Есф. 4:16), тактичность (Есф. 5:8) и мужество (Есф. 7:6).
«Через царицу Есфирь Господь совершил могущественное избавление Своего народа. В то время, когда казалось, что никакая сила не сможет их спасти, Есфирь и связанные с ней женщины постом, молитвой и незамедлительными действиями решили проблему и принесли избавление своему народу.
Изучая деятельность женщин в деле Божьем во времена Ветхого Завета, мы извлечем урок, который сделает нас способными решать неотложные вопросы в сегодняшней работе. Возможно, мы не окажемся в таком критическом и выдающемся месте, как Божий народ времен Есфири, но зачастую обращенные женщины могут сыграть важную роль в более скромном положении» (Комментарий Эллен Уайт в Библейском комментарии АСД, т. 3, с. 1140).
Прочитайте Есф. 4:14, знаменитые слова Мардохея к Есфири: «И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» Как этот принцип можно применить к вам в настоящее время?
Согласно Есф. 5–8, как Есфирь смогла спасти свой народ?
Повествование о двух пирах Есфири — это кульминация истории. Здесь также говорится об отмене плана по уничтожению нации. Кроме того история Есфири показывает, как разительно истинная слава отличается от самопрославления, а также здесь описывается наказание заговорщика. Эти дворцовые интриги имели далеко идущие последствия. Они дают нам возможность взглянуть на закулисные действия абсолютного монарха и его придворных. Есфирь и Мардохей использовали свое положение, знание культуры, в которой они находились, и веру в обетования Божьего завета Своему народу принести им избавление.
Несмотря на то, что Мардохей вел тихую жизнь служения, он сделал свою веру известной, хотя бы тем, что отказался склониться перед Аманом. Люди замечали это и предостерегали его, но он решил не идти на компромисс (Есф. 3:3–5). Это, конечно, было свидетельством для окружающих.
Прочитайте Есф. 6:1–3. Что это говорит нам о Мардохее? Какие уроки мы можем извлечь относительно того, как народ Божий может жить и даже свидетельствовать в чужой земле?
Хотя Мардохей, очевидно, был послушен Господу, он, тем не менее, проявил преданность правителю народа, среди которого жил. Отказавшись склониться перед человеком, он, тем не менее, явил себя добропорядочным гражданином, когда раскрыл заговор против царя. Из того факта, что он не был награжден за этот поступок, можно сделать вывод, предупредив о заговоре, он просто ушел, не ожидая никакой награды. Однако со временем, как показывает нам эта история, его добрый поступок был более чем вознагражден. Эпиграфом к его истории могут послужить слова: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).
Прочитайте Есф. 8 и обратите особое внимание на 17-стих. Как мы можем понять этот текст в контексте проповеди и свидетельства?
Конечно, книга Есфирь — это не типичная история о проповеди и свидетельстве. Тем не менее мы видим, что обращение язычников в иудаизм и здесь имеет место. В результате указа царя в пользу иудеев «многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф. 8:17). Некоторые комментаторы сомневаются в искренности их покаяния, поскольку страху и тревоге нет места в истинном обращении. Хотя это верно, кто знает, как в конечном счете эти люди, какими бы ни были их мотивы вначале, могли откликнуться на влияние Святого Духа, особенно после того, как увидели огромную разницу между их прежней верой и верой и поклонением единому истинному Богу.
Прочитайте Рим. 1:18–20. Как представленные здесь идеи могли действовать в жизни людей в эпоху Есфири?
В первоначальном указе против иудеев разрешалось не только убивать их, но и «имение их разграбить» (Есф. 3:13). Когда иудеям было дано разрешение убивать своих врагов, им также было сказано, что они могут «разграбить» имение своих врагов (Есф. 8:11). Однако в книге Есфирь (9:10, 15, 16) три раза конкретно говорится, что иудеи «на грабеж не простерли руки своей». Хотя в текстах не сказано почему, тот факт, что это упоминается трижды, показывает важность этого поступка. Скорее всего они воздержались от этого, потому что хотели, чтобы все знали: они действуют из побуждений самозащиты, а не жадности.
Как мы можем быть уверены, что в своей проповеди и свидетельстве окружающим мы не делаем ничего такого, что заставило бы людей усомниться в наших мотивах? Почему это так важно?
Эллен Уайт. Пророки и цари, глава «В дни царицы Есфири», с. 598–606.
«Указ, который издадут в конце против Остатка народа Божьего, будет очень похож на тот, который издал Артаксеркс против иудеев. Сегодня враги истинной Церкви видят в небольшой группе людей, соблюдающих субботу, Мардохея, сидящего у ворот. Благоговение народа Божьего к Его закону служит постоянным упреком тем, кто отбросил страх Божий и попирает ногами Его субботу» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 605).
Вопросы для обсуждения:
Какие параллели мы можем провести между указом, изданным против иудеев, и тем, который выйдет в последние дни, когда вопрос «начертания зверя» выступит на первый план?
Как иудеи, так и христиане оспаривали право книги Есфирь войти в ветхозаветный канон. Ее не было в Ветхом Завете, которым пользовались в кумранской общине, а также в Ветхом Завете церквей древней Турции и Сирии. В книге Есфирь не встречается имя Бога, в то время как около 190 раз упоминается языческий царь. Здесь ничего не говорится о молитве, жертвоприношении, храме или поклонении Богу, хотя упоминается пост. Тем не менее Господь посчитал, что она подходит для включения в канон. Почему? Какой важный духовный урок содержится в том, как Бог может действовать в нашей жизни нам на благо даже в ситуациях, кажущихся безвыходными?
Поразмышляйте больше на тему, почему иногда миссионеры и другие благовестники не говорят открыто о том, кто они и чем занимаются. Каковы веские причины для нас (если они имеются) поступать так же, особенно в контексте миссии? Иногда миссионеры не торопятся рассказывать, кто они, особенно в нехристианских странах. Если Бог побуждает нас не открывать сразу, кто мы такие, как мы можем сделать это, не обманывая и не вводя в заблуждение?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →