«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).
Как народ пророчества адвентисты седьмого дня верят в скорое пришествие Христа. Его пришествие положит конец этому миру, каким мы его знаем, и в конце концов ознаменует начало вечного Божьего царства, описанного в книге пророка Даниила: «Царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7:27). Это царство — кульминация нашей веры; это то, что книга Послание к евреям называет «лучшей» страной, в наступление которой верили все Божьи люди всех веков, которой «художник и строитель — Бог» (Евр. 11:10).
Но книга Даниила является также учебником по миссионерской деятельности. Из нее мы можем извлечь уроки о том, как Господь смог использовать некоторых из Своих людей, чтобы свидетельствовать тем, кто погряз в духовном и теологическом неведении. Благодаря их верности, усердию и непоколебимой вере эти верующие открыли реальность живого Бога тем, кто знал только лжебогов, и дали язычникам шанс также получить место в вечном царстве.
Даниил, чье имя значит «Бог — мой судья», был насильно переселен из побежденного Иерусалима в столицу Вавилона. Книга Даниила дает некоторое представление о его жизни во дворце Вавилона и Персии. После трех лет обучения в Вавилоне Даниил был взят на службу в качестве государственного служащего и царского советника. Благодаря силе Божьей он, будучи пленником, стал высокопоставленным миссионером для двух сверхдержав.
Книга Даниила — это не просто сокровище пророческой литературы. Читатель знакомится с некоторыми трудностями, с которыми столкнулись евреи, жившие в чужой культуре, никоим образом не поддерживающей их верность Богу Израиля, а иногда и открыто враждебной. Книга также рисует прекрасный портрет мужчин, которые научились воплощать в жизнь свою посвященность истине в отсутствие храма, священников и жертвоприношений.
Прочитайте Дан. 1:8–13; 5:12; 6:4; 9:3–19. Что эти тексты говорят нам о характере Даниила, который стал таким великим миссионером?
«Каждое учреждение, в названии которого есть слово „адвентистский“, должно быть для этого мира тем же, чем был Иосиф для Египта и Даниил со своими друзьями для Вавилона. Согласно Божьему провидению, эти люди попали в плен, чтобы у них появилась возможность нести языческим народам познание об истинном Боге. Они должны были стать Божьими представителями в нашем мире. Они не имели права идти на компромисс с языческими народами, с которыми их свели обстоятельства, но должны были оставаться верными своей религии, нося как особую честь имена поклонников Бога, сотворившего небо и землю» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 153).
Подумайте, насколько Даниилу было бы легко пойти на компромисс, особенно учитывая обстоятельства, в которых он находился. Что его пример говорит о «необходимости» наших компромиссов?
В Дан. 2 Даниилу представилась возможность, порожденная необходимостью, свидетельствовать о силе истинного Бога в противовес лжебогам Вавилона. Воспев гимн хвалы вместе со своими соотечественниками-иудеями и возблагодарив Бога за ответ на их молитвы (Дан. 2:20–23), Даниил истолковал сон царя и засвидетельствовал о величии Бога и Его владычестве над всеми земными царствами.
Какие слова царя показывают, что он нечто узнал об истинном Боге? См. Дан. 2:47.
У Даниила не было особого выбора: либо дать царю то, что он хотел, либо — смерть. В 3-й главе, напротив, трое его друзей могли бы спасти себя от раскаленной печи, если бы просто повиновались приказу царя. Но вместо этого своей верностью они смогли засвидетельствовать о силе истинного Бога.
«Откуда Навуходоносор знал, что вид четвертого подобен Сыну Божьему? Он ранее слышал о Сыне Божьем от еврейских пленников, которые были в его царстве. Они принесли знание о живом Боге, Который всем управляет» (Эллен Уайт. Advent Review and Sabbath Herald, 3 мая 1892 г.).
Что еще признал царь Навуходоносор благодаря свидетельству Даниила? См. Дан. 4:34.
В Дан. 5 мы последний раз встречаем Даниила во дворце Вавилона, куда его позвали объяснить необычную надпись на стене дворца Валтасара, предсказывающую низвержение Вавилонской империи руками мидян и персов. Хотя на Валтасара, несомненно, произвело впечатление то, что делал Даниил, было уже слишком поздно что-то менять: судьба царя была окончательно решена. Печально то, что, согласно Библии (см. Дан. 5:17–23), у Валтасара ранее была возможность узнать истину и смириться. Как мы знаем, он не воспользовался этими возможностями.
Как важно, чтобы мы, смотря на свою жизнь, спрашивали себя: какое свидетельство несет моя жизнь миру? О чем говорит ваш ответ?
«И, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6:20). Царь назвал Даниила «рабом Бога живого». Что означают эти слова?
Хотя и сменилась власть, Даниил все еще занимал свою должность и даже получил продвижение по службе, став одним из трех князей, которому подчинялись 120 сатрапов (см. Дан. 6). Царь Дарий даже подумывал назначить его визирем над всем царством, что вызвало неприязнь со стороны остальных князей и сатрапов. Они склонили его издать указ для всей империи, который на самом деле был направлен только на Даниила. Его бросили в львиный ров, но Бог чудесным образом вмешался в ситуацию, которую не мог изменить даже благожелательно настроенный к Даниилу царь. Избавление Даниила так обрадовало царя, что он издал указ, превозносивший Бога Даниила.
«После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: „Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет, и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов”» (Дан. 6:25–27).
Прочитайте Дан. 6. Как в этой главе раскрывается то, что Даниил и до этого уже свидетельствовал царю? Каким образом указ царя доказывает, что он знал больше о Боге Даниила, чем смог бы узнать лишь на основании чудесного спасения Даниила? Что это говорит нам о свидетельстве Даниила царю?
Даниил был не просто толкователем чужих снов, хотя и это важно в данном контексте. В 7–12-й главах книги пророка Даниила сказано, что у него были и свои видения, которые открывали будущее сверхдержав мира. Видения Даниила особенно подчеркивают, что, несмотря на земных правителей, их планы и махинации, Бог сохраняет окончательный контроль над народами. В конце концов Он и Его царство одержат победу, и эта победа будет полной (см. Дан. 2:44).
Прочитайте Дан. 7:13, 14. Что описано в этих текстах и какое это имеет отношение к идее о том, что христиане призваны нести Евангелие миру?
О чем бы еще ни говорили эти тексты, центральный вопрос — это установление вечного Божьего Царства, которое наступит только после возвращения Иисуса. А какой фактор, по словам Самого Иисуса, важен для Его возвращения?
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:14–16).
Пророчества Иисуса о конце мира в Мф. 24 связаны с пророчествами Даниила. «Мерзость запустения», предсказанная Даниилом (Дан. 11:31; 12:11), была пояснена и применена Иисусом к Его дню и далее. Суть в том, что Иисус тесно связывал книгу Даниила с концом времени, что, конечно, неудивительно, поскольку Даниил во многих местах на самом деле указывал на конец времени (Дан. 8:17, 19; 11:35; 12:4, 13). И, по словам Иисуса, конец не наступит, пока не будет проповедано «сие Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф. 24:14).
Евангелие должно быть проповедано «по всей вселенной», и только потом придет Христос. И именно мы призваны проповедовать его. В таком случае, возражают некоторые, Иисус не может прийти, пока мы не выполним свою работу. Как нам следует понимать свою роль в «установлении» времени прихода Христа или, другими словами, влияем ли мы на дату Второго пришествия? Поделитесь своим ответом в классе в субботу.
Даниил — израильтянин, который был насильно переселен из Израиля, как Иосиф и Моисей в Египте, Неемия в Вавилоне, а Есфирь — в Персии. Их жизнь показывает, что можно оставаться верным Богу в среде, которая духовно и культурно противостоит вере. При Божьем руководстве они смогли даже занять высокие руководящие посты в этом чуждом для них окружении. Каждый из них жил творческой и насыщенной жизнью, умело улаживая сложные религиозные, социальные, политические и экономические конфликты, чуждые их родной культуре. Они были не только верными членами еврейского сообщества в изгнании, но и по-своему эффективными Божьими миссионерами в Израиле.
Свидетельство в изгнании включало как пассивное присутствие, так и активную проповедь.
Есфирь
Даниил
1. Не выдавала своей национальной принадлежности.
2. Скрывала свою религию.
3. Бог защитил ее и ее родных.
4. Свидетельствовала высокопоставленным особам, чтобы спасти свою жизнь, а также жизнь своего народа.
5. Помогла установить религиозную свободу и право на самозащиту религиозного меньшинства.
1. Не скрывал своей национальности.
2. Заявлял о своих религиозных убеждениях.
3. Бог защитил его и его друзей.
4. Свидетельствовал высокопоставленным особам, чтобы спасти свою жизнь, а также жизнь других людей
5. Косвенно влиял на царя Кира, чтобы тот позволил евреям восстановить храм в Иерусалиме.
Прочитайте 41-ю главу книги Бытие. Как Иосиф смог свидетельствовать египтянам? В чем его история похожа на историю Даниила и его друзей в Вавилоне?
Как вы можете свидетельствовать о своей вере в тех ситуациях, в которых оказываетесь? Несете ли вы пассивное, активное свидетельство или и то, и другое? Что вы можете сказать или сделать, чтобы произвести более мощное впечатление на окружающих относительно благости и любви Божьей?
«Многие будут призваны, чтобы совершать обширное служение. Весь мир открыт для Евангелия… Из всех уголков нашего мира доносятся вопли пораженных грехом сердец, жаждущих познания любви Божьей… Мы, знающие Бога, вместе с нашими детьми, которым мы можем дать эти знания, должны отвечать на эти мольбы. Перед каждым домом и каждой школой, перед каждым родителем, учителем и ребенком, над которыми сияет свет Евангелия, в это кризисное время встает вопрос, который стоял перед царицей Есфирь в критический момент истории Израиля: „Кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?”» (Эллен Уайт. Христианский дом, с. 484, 485).
Вопросы для обсуждения:
Обсудите пророчества в книге Даниила, особенно главы 2, 7 и 8. Они убедительно свидетельствуют не только о пророческой надежности Библии, но и том, что Бог знает будущее, не так ли? Например, обратите внимание, что в главах 2, 7 и 8 нам названы три из четырех мировых царств. Как это должно помочь нам научиться доверять Слову Бога и Его обетованиям для нас?
В повествовании книги Даниила и некоторых других историях (например, об Иосифе) описаны чудеса, которые, конечно, убеждали язычников в истинности их повествования. Но какие качества характера этих библейских героев придавали еще больше правдоподобности их свидетельству? То есть как характер и верность могут быть более мощным, чем знамения и чудеса, свидетельством реальности Бога и того, что Он может сделать для нас?
Как мы видели в уроке за среду, Мф. 24:14 говорит, что Евангелие должно быть проповедано до края земли, и тогда придет конец. Значит ли это, что Иисус не придет, пока мы не выполним работу, которую Он нам поручил? Обсудите ваши ответы.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →