Библейские тексты для исследования:
Быт. 12:1–3; 14:8–24; Евр. 11:8–19; Гал. 3:6; Быт. 12:6, 7; 18:18, 19.
Памятный стих:
«Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: гв тебе благословятся все народы“» (Гал. 3:6–8).
Три основные мировые религии — иудаизм, христианство и ислам — неспроста называют «авраамическими», ведь каждая из трех так или иначе уходит корнями к этому великому человеку Божьему.
Хотя обычно Авраама приводят как пример выдающейся верности, в уроке этой недели мы посмотрим на его верность под другим углом. Мы хотим представить его как миссионера, призванного Господом пойти в другую землю и засвидетельствовать людям об истинном Боге, Творце и Спасителе.
Бог дал Аврааму и его семье после него (см. Гал. 3:29) тройное поручение: (1) быть получателями и хранителями Божественной истины о Божьем царстве, утерянной человечеством на заре своей истории; (2) быть каналом, который обеспечит пришествие Искупителя в историю; и (3) как верным Божьим слугам быть светом для народов, светом для тех, кому нужно узнать о Господе.
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1–3).
Аврам, чье имя означало «отец высокий», а затем было изменено на Авраам, «отец множества», вырос в Уре, сегодня это территория современного Ирака. Бог призвал его выйти из хорошо знакомой ему социальной и религиозной среды и переселиться в незнакомую страну, где Господь на протяжении ста лет преобразовывал его, превращая в «отца всех верующих». Находясь в гуще семейных и личных испытаний, Авраам был своего рода миссионером, служившим нескольким группам людей, и уважаемым лидером, свидетельствовавшим о своей вере в Бога.
Прочитайте Быт. 12:1–3. Какие принципы, применимые для каждого из нас в отдельно взятой ситуации, мы находим в этих текстах? А именно — что переживал Авраам такого, что по-своему можем пережить и мы? См. также Евр. 11:8–10.
Патриарх был призван оставить прошлое позади и сделать шаг веры, поверив в то, что казалось невероятным, сделать то, к чему его призвал Бог. И, если он проявит верность, все народы мира получат благословение.
Многие из нас, подобно Аврааму, подвержены испытаниям. Возможно, мы не слышим голоса Бога, обращающегося к нам напрямую, но Он обращается к нам посредством уроков из Своего Слова и событий, происходящих по Его провидению. От нас может потребоваться оставить карьеру, сулящую достаток и хорошую репутацию; возможно, нам придется разорвать хорошие и выгодные связи и расстаться с семьей; более того, нам, возможно, придется вступить на путь самоотвержения, трудностей и жертв. Но можно ли не откликнуться на призыв Господа?
В книге Бытие еврей дословно прочтет: «И сказал Господь Авраму: пойди для себя из земли твоей». Ему было сказано пойти «для себя» — ради собственного блага. Как нам следует понимать эти слова и применять их в своей жизни?
Лот, родственник Авраама, сопровождал его во многих странствиях. Поселившись в богатой водными источниками Иорданской долине, он попал в общество развращенных жителей Содома (Быт. 13:1–13). Позднее его спас Авраам (Быт. 14:11–16), a затем два ангела (Быт. 19).
Услышав, что его родственник Лот в беде, Авраам решил помочь ему. Для спасения Лота Авраам собрал отряд из трех сотен подвластных ему людей. За Содом сражались множество царей, но Авраам вышел победителем.
Прочитайте Быт. 14:8–24. Что действия Авраама говорят нам о его характере, о его вере и о его Боге?
Побежденным царям Авраам явил силу Божью. Даже во время этой спасательной операции «отец верующих» не утратил своего Божественного призвания быть благословением для народов.
«Поклонник Иеговы не только оказал большую услугу стране, но и проявил себя как доблестный воин. Все убедились, что праведность не есть трусость и что вера Авраама вселила в него отвагу при защите прав обиженных. Его героический поступок прославил его среди всех окрестных племен, при его возвращении царь Содома вышел ему навстречу, чтобы приветствовать победителя. Он настаивал, чтобы Авраам взял всю добычу себе, и просил возвратить ему только пленников. Хотя, согласно военному обычаю, добыча принадлежала победителю, Авраам, предпринявший этот поход не ради наживы, отказался извлечь для себя выгоду из несчастия других и оговорил только, чтобы была отдана часть, принадлежащая по праву его союзникам» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 135).
Подумайте о ваших взаимоотношениях с окружающими. Что эти люди смогут рассказать другим о вашей вере?
Хотя Авраама вряд ли можно назвать идеальным, тем не менее он вошел в Библию как человек Божий, а в Новом Завете его жизнь приведена как пример верности и того, что значит быть спасенным верой (см. Быт. 15:6; Гал. 3:6).
Прочитайте Евр. 11:8–19. Что эти тексты говорят нам о вере Авраама? Насколько важна эта весть для тех, кто хочет благовествовать, прилагая все силы и возможности?
Господь хотел использовать Авраама, но сначала тому нужно было оставить свое прошлое. Нам всем следует усвоить этот урок, особенно тем, чье прошлое не было в гармонии с волей и законом Божьим, а это, в принципе, каждый из нас.
Поражает также тот факт, что Авраам вышел «и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8). Большинство современных миссионеров знают, куда направляются, по крайней мере, географически. Но когда каждый из нас делает гигантский прыжок веры и полностью посвящает свое сердце Богу, мы на самом деле не знаем (по крайней мере, в ближайшем будущем), где окажемся (хотя в длительной перспективе у нас есть полная уверенность). Если бы мы знали, не требовалось бы столько веры, следовательно, незнание — это необходимое условие жизни по вере.
Еще одним важным моментом является то, что Авраам ожидал «города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог» (ст. 10). В уме Авраам видел всю картину; он знал: что бы он ни встречал здесь, какие бы трудности и сражения ни переживал, все это будет оценено в конце.
Он также знал, что был не просто пришельцем в «земле обетованной», но одним из многих «странников и пришельцев на земле» (ст. 13, NKJV). Этот мир и наша жизнь в нем, какими бы ни казались сейчас ценными (ведь это все, что у нас есть), это еще не все, не в длительной перспективе.
И, конечно же, величайшим примером веры в Ветхом Завете стало то, что Авраам был готов сделать по указанию Божьему со своим сыном на горе Мориа.
Знаете ли вы на личном примере, что значит сделать шаг веры и каким образом? С какими трудностями вы столкнулись? С какими радостями? Зная то, что вы знаете сейчас, что бы вы тогда сделали иначе?
Изучая жизнь Авраама, мы обнаруживаем, что его вера прошла сложный путь борьбы с сомнениями и недоверием Божественной силе. Предки Авраама были идолопоклонниками (Нав. 24:2), и, может быть, это объясняет его неполное доверие Божьей силе. Дважды он проявил трусость и попросил Сарру говорить полуправду (Быт. 12:11–13; 20:2). Он рассмеялся (Быт. 17:17), когда ему было сказано, что у них с Саррой родится сын. Несмотря на ошибки, Господь все равно использовал Авраама, потому что тот хотел быть использованным Им, и таким образом Господь мог формировать его характер.
Еще одним способом шлифовки характера Авраама как реформатора и миссионера было множество странствий. Путешествие поучительно само по себе. Оно открывает человеку новые идеи и возможности для перемен. Паломничества в Иерусалим были важной частью религиозной жизни израильтян. Паломники переживали изменения, проходя длинные расстояния, ночевали в разных местах, ели непривычную пищу, знакомились с другим климатом и встречали разных людей — эта уязвимость укрепляла их веру. Поклонение, включавшее в себя систему жертвоприношений и даров, священные танцы и заучивание псалмов помогали Божьему народу сохранять свою индивидуальность и традиции. На пути странствий из места своего рождения в Уре и до места захоронения в Хевроне Авраам посетил пятнадцать географических областей. Большинство важных переломных моментов и миссионерских эпизодов его жизни связаны именно с путешествиями.
Какие духовные уроки Авраам усвоил в следующих местах?
Море в Сихеме (Быт. 12:6, 7)
Хеврон (Быт. 13:18–14:20)
Мамре (Быт. 18:1, 20–33)
Гора Мориа (Быт. 22:1–14)
«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Быт. 18:18, 19). Какие важные уроки относительно верности и служения Богу мы видим в этих текстах?
«Бог призвал Авраама быть учителем, Он избрал его отцом великого народа, потому что предвидел, как Авраам будет обучать своих детей и свою семью принципам Закона Божьего. Эффективность учения Авраама объяснялась примером его собственной жизни. Его огромная семья объединяла более тысячи человек, многие из ее членов были обращены из язычества» (Э. Уайт. Воспитание, с. 187).
Миссионерская деятельность будет более успешной, если семейная жизнь отвечает Божественным замыслам. Библейские повествования и история Церкви свидетельствуют о том, что раннехристианские общины создавались на основе семей и были более домашними. Одной из причин избрания Богом Авраама было то, что Он увидел в нем способность направлять детей и домочадцев на путь Господа. Божье намерение относительно семей такое же, как и относительно благовестия, а именно «соблюдение правды и правосудия» (Притч. 21:3).
Какие примеры из семейной жизни Авраама показывают, что его домочадцы были верны Господу? См., например, Евр. 11:11, 20.
Конечно, в Библии есть примеры благочестивых людей, чьи семьи не следовали путем Господа. Тем не менее основная мысль вышеприведенных текстов ясна: пример веры Авраама был достаточно сильным для того, чтобы его домочадцы научились «ходить путем Господним» (Быт. 18:19).
«Ходить путем Господним» — что эти слова значат для вас? Как нам «ходить путем Господним»?
«Бог призвал Авраама, благословил и прославил его, возвеличил, и верность патриарха была светом людям всюду, где он жил. Авраам не сторонился людей. Он поддерживал дружеские отношения с правителями окружающих народов, и некоторые из них относились к нему с большим уважением. Его честность, бескорыстие, храбрость и щедрость являли собой образ Божий. Жителям Месопотамии, Ханаана, Египта и даже Содома Небесный Бог открыл Себя через Своего представителя» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 368).
Вопросы для обсуждения:
- Тысячи лет история об Аврааме и Исааке на горе Мориа повергала в трепет и испытывала верующих, вызывая издевки и насмешки со стороны тех, кто видел лишь жестокость и варварство. Прочитайте это повествование еще раз в Быт. 22. Какие важные уроки мы можем извлечь для себя? Что эта история говорит о кресте и ужасной цене греха? Что мы узнаем из нее о том, что влечет за собой шаг веры? Почему для многих эта история является камнем преткновения?
- Прочитайте Быт. 12:11–13; 20:2. В этих двух отрывках описано, как Авраам, человек Божий, показал недостаток веры. Что мы можем вынести для себя из этих историй?
- Одним из наиболее известных текстов Библии является Бытие 15:6. О чем он говорит? В каком контексте он подается? Как этот текст использован в Новом Завете? (См. Рим. 4:3; Гал. 3:6; Иак. 2:23)? Что он говорит нам о вере, делах и спасении?
- Вспомните некоторых великих религиозных деятелей, чьи дети не «ходили путем Господним»? Какие уроки из их примера мы можем извлечь для себя, борясь за то, чтобы члены наших семей были верными Господу?