«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9, 10).
Из трех авторов синоптических Евангелий Лука чаще остальных говорит об отношении Иисуса к Святому Духу. В то время как Матфей упоминает о Духе 12 раз, а Марк — 6 раз, у Луки встречаем 17 упоминаний в Евангелии и 57 — в книге Деяния святых Апостолов. С момента появления Иисуса в человеческом теле (Лк. 1:35) и до повеления об учреждении глобальной миссии (Лк. 24:44–49) Лука видит практическую связь между Иисусом и Святым Духом. Эта связь является фундаментальной для понимания служения нашего Спасителя. Кроме того, Лука показывает важность молитвы в жизни и миссии Иисуса. Обладая полнотой Божественной природы, равный Отцу и Духу, Иисус в Своей человеческой сущности оставил нам пример в отношении молитвы.
Если Иисус видел необходимость молитвы, насколько более она нужна нам?
«Без бодрствования и неустанной молитвы нам грозит опасность стать беспечными и уклониться от истинного пути. Враг постоянно препятствует нам на пути к престолу благодати. Он делает все со своей стороны, чтобы мы пренебрегли молитвой и верой и не получили благодать и силу противостоять искушениям» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 95).
Как христианин, обращенный из язычников, и спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях, Лука рассматривает весь христологический вход в историю — от воплощения Иисуса до Его вознесения и распространения церкви — как Божественное чудо, осуществленное и руководимое Святым Духом. В жизни Иисуса мы видим все личности Божества в действии, совершающие наше искупление (Лк. 3:21, 22). Посредством постоянных ссылок на Святого Духа Лука подчеркивает этот момент.
Что следующие тексты говорят нам о роли Святого Духа в пришествии Христа на землю в человеческой плоти? Лк. 1:35, 41; 2:25–32.
Миссия Иисуса началась тоже с нескольких упоминаний о Святом Духе. Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Креститель пророчествовал, что он крестит водою, а Тот, Кто придет за ним, будет крестить Духом (Лк. 3:16). Во время крещения Иисуса и Отец, и Святой Дух подтвердили подлинность Его искупительной миссии. Бог Отец объявил с небес, что Христос является Его возлюбленным Сыном, посланным для искупления человечества, в то время как Дух Святой сошел на Него в виде голубя (Лк. 3:21, 22). После этого «Иисус, исполненный Духа Святого» (Лк. 4:1), был готов встретиться с врагом в пустыне и начать Свое служение (Лк. 4:14).
Во время проповеди в Назарете Иисус применил мессианское пророчество Исаии к Себе: «Дух Господень на Мне» (текст 18). Дух был Его постоянным спутником, Его укрепляющей силой и Утешителем среди Его последователей, когда Иисуса уже не было среди них (Ин. 16:5–7). И не только это — Иисус обещал, что Бог даст дар Духа тем, кто просит его (Лк. 11:13). Дух, Который всегда связывал Христа с Его Отцом и искупительной миссией, является тем же Духом, Который будет укреплять учеников на пути веры. Вот почему Святой Дух играет решающую роль в христианской жизни: и действительно, хула на Святого Духа является тягчайшим из всех грехов (Лк. 12:10).
Какие конкретные, практические шаги мы можем предпринять, чтобы открыться водительству Святого Духа? Иными словами, в чем нам следует быть осторожными, чтобы наши решения ни в коем случае не стали безразличными к Его зову?
Из множества упоминаний о том, что Иисус молился, есть такие, о которых сказано только в Евангелии от Луки. Обратите внимание на следующие тексты, которые показывают Иисуса в молитве во время важных решений Его жизни.
1. Иисус молился во время Своего крещения (Лк. 3:21). «Начинался новый, самый важный этап в Его жизни. Теперь Он вступал на широкую арену общественного служения» (Э. Уайт. Желание веков, с. 111). Он не смел начать этот более обширный этап Своего общественного служения, который в конечном итоге приведет Его к Голгофскому кресту, без молитвы.
2. Иисус молился, прежде чем избрать апостолов (Лк. 6:12, 13). Ни один лидер не выбирает своих последователей бессистемно. Но Иисус выбирал не просто последователей, но тех, кто сможет полностью уподобить себя Его Личности и понять Его миссию. «Их призвали к самому важному служению, какое только могло быть поручено человеку; оно уступало только служению Самого Христа» (Э. Уайт. Желание веков, с. 291).
3. Иисус молился о Своих учениках (Лк. 9:18). Ученичество требует абсолютной приверженности Иисусу и понимания Его личности. Для того, чтобы Двенадцать могли знать, Кем Он был, Иисус «молился в уединенном месте», а затем после этого он задал им важный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Лк. 9:20).
4. Иисус молился перед Своим преображением (Лк. 9:28–36) и получил второе подтверждение Небес, что Он есть Божий «Сын… возлюбленный». Испытания, которые Он уже прошел, и те, которые Ему предстояло пройти, не могли изменить близости, существующей между Отцом и «возлюбленным Сыном». В результате молитвы ученики стали «очевидцами Его величия» (2 Пет. 1:16).
5. Иисус молился в Гефсиманском саду (Лк. 22:39–46). Это, пожалуй, самая важная молитва в истории спасения. Здесь мы видим, как Спаситель соединяет небо и землю и тем самым устанавливает три важнейших принципа: первичность Божьей воли и замысла; решимость исполнить эту волю даже с риском для жизни и сила, чтобы преодолеть все искушения на пути к исполнению замысла Божьего.
6. Иисус молился, предавая Свою жизнь в руки Божьи (Лк. 23:46). Его последние слова на кресте — «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» — показывают нам основную цель молитвы. При рождении или в момент смерти, в окружении врагов или друзей, во время сна или бодрствования молитва должна удерживать нас в постоянной связи с Богом.
Что эти примеры говорят вам о вашей собственной молитвенной жизни?
Прочитайте Лк. 11:1–4. Как эти тексты помогают нам понять, как действует молитва.
Иисус любил называть Бога «Отец», это слово встречается в четырех Евангелиях не менее 170 раз. Называя Бога своим Отцом, мы признаем, что Бог есть Личность, способная на самые близкие, глубокие отношения с людьми. Бог настолько же личностный, настолько же реальный, настолько же любящий и заботливый, как и любой земной отец. Но Он — Отец, Который на небесах. Он отличается от нашего земного отца, ибо Он — всемогущий, всеведущий, вездесущий и святой.
Словосочетание «Отец Небесный» напоминает нам, что Бог святой и личностный, а христианство не просто философская идея и не пантеистическое представление о боге, который есть все вокруг.
«Да святится имя Твое» (Лк. 11:2). Здесь мы находим еще одно напоминание о святости Бога. Те, кто называют себя последователями Господа, должны святить Его имя словом и делом. Утверждать, что следуешь за Ним, и при этом грешить против Него — значит бесчестить Его имя. Слова Иисуса в Мф. 7:21–23 могут помочь нам лучше понять, что значит святить имя Бога.
«Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11:2). Евангелия упоминают Царство Божье более 100 раз: почти 40 раз — Евангелие от Луки, почти 50 раз — Евангелие от Матфея, 16 раз — Евангелие от Марка, и трижды — Евангелие от Иоанна. Именно Царство Божье пришел явить и установить Иисус, как в виде Царства благодати в настоящее время, так и в виде будущего обещанного Царства славы. Не войдя в первое царство, невозможно попасть во второе, и Спаситель хочет, чтобы Его ученики жили в первом в ожидании второго.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11:2). Небожители высоко ценят волю Божью и повинуются ей. Иисус использует этот факт и преобразует его в надежду, что так же будет и на земле. Фраза «на земле» предполагает не обобщение, а конкретность. Пусть воля Божья совершается на земле, но пусть она начнется с нас, с каждого из нас лично.
Знаете ли вы Господа или просто знаете о Нем? Может ли ваша молитвенная жизнь приблизить вас к Нему?
«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11:3). Прошение включает слово «дай». Исходит ли это слово из уст миллионера или сироты, находящейся в постоянной нужде, молитва в любом случае является выражением зависимости и подтверждением доверия. Мы все зависим от Бога, и настоятельная мольба — «дай» заставляет нас признать, что Бог является источником всех даров. Он — Творец. В Нем мы живем, движемся и существуем. «Он сотворил нас, и мы — Его» (Пс. 99:3).
Бог — Отец, дающий нам все, в чем мы нуждаемся. В свете этого обетования какую великую уверенность вы можете найти в Лк. 11:9–13?
«Прости нам грехи наши» (Лк. 11:4). Прощение является сердцевиной Благой вести. Без Божьего прощения у нас нет спасения: «И вас, которые были мертвы во грехах… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Те, кто испытал Божье прощение, должны протянуть руку и принять тех, кто, возможно, обидел их. Просьба простить нас, «ибо и мы прощаем» (Лк. 11:4), не означает, что Божье прощение зависит от того, как мы прощаем других; скорее, наш статус прощенных требует, чтобы как ученики Христа мы всегда жили в расширяющемся круге благодати — с одной стороны, принимая благодать Божью, а с другой — распространяя Его любовь и прощение на тех, кто, возможно, обидел нас.
«И не введи нас в искушение, но избавь нас…» (Лк. 11:4). Здесь необходимо отметить два факта. Во-первых, искушение — это не грех. Греческое слово «искушение» — peirasmos. Греческие существительные с окончанием «-asmos» обычно описывают процесс, а не результат или продукт. Писание не рассматривает искушение как готовый продукт; это метод, процесс, используемый для достижения конкретного результата. Несмотря на то, что искушение — это не грех, уступка ему является грехом. Во-вторых, не Бог автор искушений (Иак. 1:13). Бог может позволить искушению прийти, но Он никогда не искушает в том смысле, что вовлекает человека в грех. Следовательно, молитва является признанием того, что Бог — источник величайшей силы для противостояния лукавому.
Посмотрите Лк. 11:1–4. Подумайте обо всех темах, которые здесь затронуты. Как ваш опыт в каждом из этих аспектов может обогатиться и углубиться через молитву?
Представив Своим ученикам образец молитвы, Иисус сразу же, посредством притчи о друге, пришедшем в полночь (Лк. 11:5–13), преподал им урок о необходимости постоянно молиться. Позднее, по мере приближения к завершению Своего служения, Он напомнил Своим последователям о необходимости покаяния и смирения в молитве (Лк. 18:9–14). Обе эти притчи показывают, что молитва — это не просто религиозный ритуал, но постоянное хождение, общение и жизнь с Отцом.
Прочитайте Лк. 11:5–8. Иисус рассказал эту притчу, чтобы поощрить настойчивость в молитве. Молитва не должна превратиться в рутину. Вместо этого молитва должна быть основой взаимоотношений — абсолютного, постоянного и непрерывного доверия Богу. Молитва — это дыхание души: без нее мы духовно мертвы. Иисус рассказывает притчу о соседе, который отказывается поступать по-соседски. Напрасны непрерывные мольбы его друга о хлебе, в котором срочно возникла нужда в полночь. Но в конце концов даже такой сосед сдается и отвечает на непрерывный ночной стук в двери. Насколько же более расположен Бог к тому, кто настойчив в молитве! Такая настойчивость не изменит мысли Бога, но укрепит нашу веру.
Прочитайте Лк. 18:9–14. Какой важный урок о молитве содержится в этом отрывке?
Фарисей ожидал, что Бог похвалит его за то, что он сделал, — за его праведные дела. Мытарь отдал себя на милость Божью и умолял о принятии на основании Божьей благодати. Божье принятие приходит к нам не на основании того, кто мы или что мы, но только посредством Его благодати. Только кающиеся, смиренные и сокрушенные духом могут получить эту благодать.
«Кротость и смирение станут условием успеха и победы. Венец славы ожидает тех, кто склоняется у подножия креста» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 590).
Люди, которые не знают Господа, как правило, сравнивают себя с теми, кто якобы хуже, чем они, для того, чтобы убедить себя, что они не так уж и плохи. Почему это всего лишь разновидность духовного обмана? Если другие хуже, чем мы, что это меняет?
«Душа, ежедневно обращающаяся к Богу с молитвой о помощи, подкреплении и силе, будет следовать благородным порывам, получит ясное представление об истине и долге, будет ставить перед собой возвышенные цели, постоянно алкать и жаждать правды. Благодаря непрерывной связи с Богом, мы, общаясь с окружающими, сможем поделиться с ними светом, миром, покоем, обитающими в нашем сердце. Сила, получаемая нами в молитве, вместе с настойчивыми усилиями поступать вдумчиво и осторожно делает нас способными выполнять наши ежедневные обязанности и при всех обстоятельствах сохранит наш дух в мире» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 85).
«Называя Бога нашим Отцом, мы тем самым признаем всех Его детей своими братьями. Мы все члены одной великой человеческой семьи. В наши молитвы мы должны включать просьбы как за самих себя, так и за своих ближних, потому что никто не может правильно молиться, испрашивая благословения исключительно для себя самого» (там же, с. 105).
Вопросы для обсуждения:
Тема отношений Иисуса и Святого Духа не заканчивается в Евангелии от Луки. Читая книгу Деяний, второй том Луки об истории христианской церкви, невозможно не отметить заметную деятельность Святого Духа в жизни христианской общины, ее миссии и ее служителей. Действительно, только Лука записал указание, данное Иисусом ученикам после воскресения, — оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся «силою свыше» (Лк. 24:49), прежде чем идти до краев земли с вестью о распятом и воскресшем Спасителе. Затем Лука начинает книгу Деяний с того, что Иисус повторяет обетование о Святом Духе (Деян. 1:7, и описывает, как это обетование исполняется в день Пятидесятницы (Деян. 2). Что все это говорит нам о центральной роли Святого Духа в жизни церкви?
Как сам акт молитвы является подтверждением нашей зависимости от Бога и потребности в Нем? Прочитайте Лк. 18:9. Какую глубокую духовную проблему затронул Иисус, рассказав последующую притчу?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →