«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).
Слово «ученик» означает последователь или воспитанник. В Библии оно встречается более 250 раз, в основном, в Евангелиях и в книге «Деяния святых Апостолов».
Ученичество наделяет силой дух, заставляет работать разум и требует от нас полной отдачи в наших отношениях с Богом и ближними. Без абсолютной преданности Христу невозможно быть Его учеником. А есть ли более высокое призвание?
«Бог принимает людей такими, какие они есть, и воспитывает их для Своего служения, если только они покоряются Ему. Дух Божий, принятый в душу, оживит все ее способности. Разум, всецело посвященный Господу, под водительством Духа Святого начинает развиваться гармонично и крепнет, чтобы постичь и исполнить требования Божьи. Слабый, неустойчивый становится сильным и стойким. У христианина, ежедневно посвящающего себя Богу, устанавливаются настолько близкие отношения с Иисусом, что он уподобляется Ему в мышлении и свойствах характера» (Э. Уайт. Желание веков, с. 251).
На этой неделе мы рассмотрим, как Иисус призвал тех, которые должны были следовать за Ним, и постараемся извлечь урок, который поможет нам продолжать дело, начатое Им на земле.
Симон и Андрей трудились всю ночь. Опытные рыбаки, они были хорошо знакомы с искусством рыбной ловли и знали, когда нужно заканчивать работу. Всенощные труды не принесли никакого улова. И вот в разгар разочарования звучит неожиданное повеление: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Ответ Симона был полон безнадежности и тоски: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (текст 5).
Кто этот плотник, который рыбаку дает советы о рыбной ловле? Симон мог проигнорировать слова Иисуса, но, возможно, проповедь, которую он слышал перед этим, возымела некоторый эффект. Поэтому Симон ответил: «Но по слову Твоему…»
Итак, первый урок ученичества: послушание Слову Христа. Андрей, Иоанн и Иаков также вскоре увидели, что долгая и бесплодная ночь сменилась ярким и удивительным рассветом, принеся с собой богатый улов. Тут же Петр упал на колени и воскликнул: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (текст 8). Признание святости Бога и собственной греховности является еще одним важным шагом на пути ученичества. Петр, как некогда Исаия (Ис. 6:5), сделал этот шаг.
Прочитайте Лк. 5:1–11; Мф. 4:18–22 и Мк. 1:16–20. Подумайте о чуде, об удивлении рыбаков, об исповедании Петра и об авторитете Иисуса. Что каждое из этих повествований говорит о стезе ученичества?
«Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Переход от простой рыбацкой жизни к тому, чтобы стать ловцами человеков, необычайный: он требует абсолютной самоотдачи Учителю, признания своей неспособности и греховности, обращения к Христу в вере для получения силы, чтобы пройти одинокий и неизвестный путь ученичества и постоянного доверия Христу, и только Ему одному. Жизнь рыбака полна неопределенности и опасности, ему приходится сражаться с безжалостными волнами, и у него нет уверенности в стабильном доходе. Жизнь ловца человеков не менее трудна, но Господь обещает: «Не бойся». Ученичество — нелегкая стезя; на ней есть свои взлеты и падения, радости и трудности, но ученик не призван идти по ней в одиночку. Тот, Кто сказал: «Не бойся», всегда находится рядом с верным учеником.
Вернитесь назад и еще раз прочитайте признание Петра о том, что он человек грешный. Обратите внимание, как его греховность побуждала его отделиться от Иисуса. Что есть такого в грехе, что отталкивает нас от Бога?
Учениками не становятся по собственной инициативе. Это — результат отклика на призыв Иисуса. Лука упоминает, что Иисус уже призвал Петра, Андрея, Иоанна и Иакова (Лк. 5:11), а также Левия Матфея, сборщика налогов (тексты 27–32). Сейчас автор помещает избрание Двенадцати в стратегическое место в своем повествовании: сразу после исцеления в субботу человека с иссохшей рукой (Лк. 6:6–11). Именно это подвигло фарисеев к замыслу убить Иисуса. Господь знал, что пришло время консолидировать Свой труд и подготовить команду сотрудников для обучения и подготовки их к выполнению задачи, которая должна быть выполнена после Его крестной смерти.
Прочитайте Лк. 6:12–16, 9:1–6. Что эти тексты говорят о призвании двенадцати апостолов?
Среди множества людей, окружавших Иисуса, были Его ученики, те, которые следовали за Ним, как учащиеся следуют за своим учителем. Но задача Христа не ограничивалась обучением. Он должен был построить сообщество искупленных, церковь, которая понесет Его спасительную весть во все концы земли. Для этой цели Ему нужны были не просто ученики. «И избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:13). «Апостол» — это человек, посланный с особенной вестью. Лука использует это слово шесть раз в Евангелии и более 25 раз в книге Деяний (Матфей и Марк используют его только по одному разу каждый).
Двенадцать были избраны не по причине их образованности, экономического положения, социальной известности, нравственных заслуг или чего-либо еще, что сделало бы их достойными избрания. Это были обычные люди простого происхождения: рыбаки, сборщик налогов, зилот, сомневающийся и даже тот, кто оказался предателем. Они были призваны для одной-единственной цели: быть посланниками Царя и Его Царства.
«Бог принимает людей такими, какие они есть, со всеми присущими им человеческими чертами характера и готовит их для Своего служения, если они смиренны и хотят учиться у Него. Эти люди избираются не потому, что они совершенны, но потому, что, несмотря на все их несовершенство, они способны через познание истины и воплощение ее принципов в жизнь, с помощью благодати уподобиться Ему» (Э. Уайт. Желание веков, с. 294).
Посмотрим правде в глаза: мы несовершенны, и другие люди в нашей церкви тоже несовершенны. Мы все находимся в процессе роста (даже если нам кажется, что другие растут медленнее, чем нам хотелось бы). Как нам научиться работать вместе с другими людьми и принимать их такими, какие они есть?
Прочитайте о том, как Иисус послал апостолов проповедовать и исцелять: Лк. 9:1–6 и Мф. 10:5–15. Какие духовные истины мы можем узнать из этих отрывков?
Лука описывает выход апостолов на проповедь как трехступенчатый процесс.
Во-первых, Иисус созвал (от слова «звать») их вместе (Лк. 9:1). Слова «призыв» или «призвание» (от слова «звать»)очень важны для христианской миссии и занимают важное место в словарном запасе христианина. Прежде чем они станут богословскими терминами, они должны стать личным опытом человека. Апостолы должны услышать Призывающего, прийти к Нему и быть вместе. И послушание Призывающему, и доверие Ему всей своей жизни имеют большое значение в том, чтобы испытать единство, которое играет важную роль в достижении успеха миссии.
Во-вторых, Иисус «дал им силу и власть» (Лк. 9:1). Иисус никогда не посылает Своих эмиссаров с пустыми руками. Он также не требует от нас быть Его представителями, опираясь лишь на собственные силы. Наше образование, культура, положение в обществе, имущество или интеллект не в силах помочь нам выполнить Его миссию. Именно Христос наделяет способностями, оснащает и дает силу. Греческое слово «сила» — dynamis, от него происходят слова «динамо» — источник света и «динамит» — источник энергии, с помощью которого можно проложить путь (тоннель) сквозь гору. Силы и власти, которые дает Иисус, достаточно, чтобы сокрушить дьявола и разрушить его намерения. Иисус — наша сила. «Когда воля человека соединяется с волей Божьей, она становится всемогущей. Все, что должно быть сделано по Его повелению, может быть совершено Его силой. Все Его повеления являются наделением силой» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 333).
В-третьих, Иисус «послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:2). Проповедь и исцеление идут рука об руку, и миссия учеников заключается в том, чтобы заботиться обо всем человеке — его теле, уме и душе. Грех и сатана захватили всего человека, поэтому всего человека необходимо поместить под освящающую силу Иисуса.
Настоящим учеником можно стать только при условии полной отдачи всей жизни Христу, когда ничего не стоит между человеком и Им. Ни золото, ни серебро, ни отец, ни мать, ни супруг, ни ребенок, ни жизнь, ни смерть, ни непредвиденные обстоятельства сегодняшнего дня, ни чрезвычайные ситуации завтрашнего дня не должны встать между Христом и Его учеником. Единственное, что имеет значение, — это Христос, Его Царство и спасение погибших.
«Ничего не берите на дорогу» (Лк. 9:3). Какой здесь выражен принцип, который нам необходимо понять и применять в своей жизни?
Прочитайте Лк. 10:1–24. Что этот рассказ о призвании на служение семидесяти учеников говорит нам о работе по спасению душ в контексте великой борьбы?
Во время служения Иисуса за Ним следовали не только 12 учеников. Когда Петр обратился к верующим с предложением выбрать замену Иуде, при этом присутствовало не менее 120 учеников (Деян. 1:15). Павел говорит, что на момент вознесения у Иисуса было не менее 500 последователей (1 Кор. 15:6). Поэтому когда Иисус ставит на служение 70 учеников, это говорит только о том, что Он выбрал эту особую группу людей для конкретной миссии — отправиться прежде Него в галилейские города и подготовить почву для Его последующих посещений.
Только в Евангелии от Луки есть рассказ о 70 учениках — весьма типично для миссионерского настроя Луки. Число 70 символично в Писании, а также в еврейской истории. Десятая глава книги Бытие перечисляет 70 народностей, которые были потомками Ноя, а Лука был писателем с универсальным мировоззрением. Моисей назначил 70 старейшин, которые помогали бы ему в работе (Числ. 11:16, 17, 24, 25). Синедрион состоял из 70 членов. В Писании не сказано, имело ли это какое-то значение в призвании Иисусом 70 учеников, и нам не нужно тратить время на догадки. Но важно то, что Иисус, обучая лидеров для церкви, использовал следующую стратегию: не сосредотачивать власть и ответственность в руках немногих руководителей, а распределять ее между всеми учениками.
Радость от исполнения миссии ознаменовало возвращение семидесяти учеников. Они сообщили Иисусу: «И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17). Успех в завоевании душ никогда не зависит от работы евангелиста. Евангелист является только средством. Успех приходит через «имя Твое». Имя и сила Иисуса — в центре каждой успешной евангельской миссии.
Но обратите внимание на три замечательные реакции Иисуса на успех миссии семидесяти учеников. Во-первых, в успехе благовестия Иисус видит поражение сатаны (текст 18). Во-вторых, чем более активно человек вовлечен в евангельскую работу, тем больше власти ему обещано (текст 19). В-третьих, евангелисту следует радоваться не тому, что было достигнуто на земле, но тому, что его имя написано на небесах (текст 20). Небо радуется и отмечает каждого человека, вырванного из лап сатаны. Каждая душа, приобретенная для небесного Царства, — это удар по проискам лукавого.
Прочитайте еще раз Лк. 10:24. Что такого видим мы, что хотели, но не могли видеть пророки и цари? Что это должно значить для нас?
У Сократа был Платон. У Гамалиила был Савл. Лидеры различных религий имели преданных последователей. Разница между их учениками и учениками Иисуса в том, что в первом случае ученичество основывалось на содержании человеческой философии, тогда как во втором случае оно коренится в личности и деяниях Самого Иисуса. Таким образом, христианское ученичество опирается не только на учение Христа, но и на то, что Он сделал для спасения человечества. Посему Иисус велит всем Своим последователям полностью уподобиться Ему, взять свой крест и следовать Его водительству. Без людей, идущих по следам Голгофы, нет христианского ученичества.
Прочитайте Лк. 9:23–25; Мф. 16:24–28; Мк. 8:34–36. Какое важное послание содержится здесь для тех, кто утверждает, что он христианин?
Христианское ученичество — это действенная связь между спасенным и Спасителем; как спасенные мы должны следовать за Спасителем. Поэтому Павел мог сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19, 20).
Цена ученичества определяется в Лк. 9:23: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Обратите внимание на слова, обозначающие активное и решительное действие: «отвергнись», «возьми» и «следуй». Когда мы читаем, что Петр отрекся (отверг) от Иисуса, трудно найти более четкое определение понятию «отвергнуть». Петр сказал: «Я не знаю Иисуса…» Итак, когда призвание ученичества требует, чтобы я отверг себя, я должен быть в состоянии сказать, что не знаю себя, мое «я» мертво. Вместо него должен жить Христос (Гал. 2:20). Во-вторых, нести свой крест ежедневно — это призыв испытывать самораспятие на постоянной основе. В-третьих, необходимо стремится к тому, чтобы средоточием и направлением жизни был Христос, и только Он один.
Иисус еще больше расширяет цену ученичества, как показано в Лк. 9:57–62: ничто и никто не может занимать более высокое положение, чем Иисус. Он, и только Он один стоит превыше всего в дружбе и отношениях, на работе и в поклонении. В христианском ученичестве смерть для своего «я» — это не один из возможных вариантов; это необходимость. «Когда Христос призывает человека, Он предлагает ему прийти и умереть… Это одна и та же смерть каждый раз — смерть в Иисусе Христе, смерть ветхого человека по Его призванию… Только человек, который умер для собственной воли, может следовать за Христом» (Дитрих Бонхёффер. Цена ученичества, с. 99).
Чего стоило вам следование за Христом? Продумайте хорошо ваш ответ и его значение.
«Беря свой крест, мы освобождаемся от эгоистичного „я” и учимся носить Христово бремя. Невозможно следовать за Христом, не неся Его бремени, не беря креста и не идя за Ним. Если наша воля не находится в согласии с Божественными требованиями, нам необходимо отказаться от своих взлелеянных влечений и желаний и идти вслед за Христом» (Э. Уайт. Сыновья и дочери Бога, с. 69).
Вопросы для обсуждения:
Еще раз рассмотрите вопрос в конце урока за среду в отношении Лк. 10:24. Вспомните некоторые события и явления, которым мы, живя в это время и в этом веке, стали свидетелями и которые «многие пророки и цари» хотели бы видеть, но не видели. Возьмите, к примеру, исполнение пророчеств. Подумайте о том, какая часть пророчеств из 2-й, 7-й, и 8-й глав книги Даниила оставалась еще в далеком будущем для многих пророков и царей, но для нас они — исторические факты. Какие еще примеры вы можете привести?
Задумайтесь о словах Иисуса относительно того, что можно приобрести весь мир, но потерять свою душу. Что Он имеет в виду? Или другое Его высказывание о том, что нужно потерять свою жизнь, чтобы спасти ее. Что это значит? Одно дело, когда неверующий эгоистично цепляется за материальные вещи этого мира. Да и почему бы ему не цепляться, ведь он считает, что это все, что у него есть. За что еще ему цепляться? Но почему мы, верующие в Иисуса, зная, что этот мир закончится и в один прекрасный день начнется новый, замечаем в себе стремление получить как можно больше от этого мира? Как мы можем защитить себя от этой очень опасной ловушки?
Прочитайте Лк. 10:17–20. Можно понять душевное волнение этих людей, когда они увидели, что даже демоны повинуются им во имя Христа. Посмотрите, что ответил им Иисус. О чем должны помнить те, кто сегодня участвует в евангельской деятельности?
Вспомните людей помимо библейских персонажей, которые за свое решение следовать за Христом заплатили очень дорого, пожалуй, больше, чем большинство из нас. В классе ответьте на вопросы: «Что потеряли эти люди, чего стоило им следование за Христом и готов ли я сделать то же самое?»
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →