«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).
Смирение Библия считает важной добродетелью. Величайший из пророков, Моисей назван наиболее смиренным человеком, когда-либо жившим на земле (Числ. 12:3). Согласно Мих. 6:8, основная обязанность людей — «смиренномудренно ходить перед Богом вашим». Иисус также настаивает на том, что смирение является идеалом, к которому христиане должны стремиться: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).
В конце концов, чем люди могут хвалиться? Каждый вздох, каждое сердцебиение, каждый подарок, каждый талант мы получаем только от Бога, Которым «мы живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). И в свете креста, даже вся наша праведность как «запачканная одежда» (Ис. 64:6). Чем же тогда мы можем похвастаться?
В данном уроке книга Притчей рассматривает смирение. Учитывая наши обстоятельства, насколько глупо не быть кротким и смиренным?
Прочитайте Притч. 30:1–3, 32, 33. О чем говорят все эти тексты?
Переход к подобному самоуничижению в этих текстах является весьма неожиданным, если учесть свойственное царям на древнем Ближнем Востоке стремление возвыситься, похвастаться своей мудростью, достижениями и военными победами. Сам Соломон изображен как тот, кто превосходил всех царей земли богатством и мудростью (1 Цар 10:23; Еккл. 2:9). Не отстает от него и Навуходоносор, который провозгласил: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27).
Поскольку наш автор осознает собственное невежество, он называет хвастовство «глупостью». Слово «глупый», еврейское — nabal, это то самое слово, от которого происходит имя Навал, человека, чье поведение является примером глупой гордости (1 Цар. 25). Такое хвастовство, подразумевающее гордость, также несет потенциальную возможность для унижения и, таким образом, для гнева и вражды. Апостол Павел также называет некоторых членов своей церкви «неразумными», хотя они считали себя мудрыми и, что еще хуже, хвалились этим (2 Кор. 11:18, 19).
Прочитайте Лк. 18:9–14. Многие, сами того не подозревая, ведут себя, как фарисеи. Как нам быть уверенными, что мы не попадем в эту же ловушку?
Хвастунов можно только пожалеть, потому что, как правило, хвастовством они прикрывают собственную неуверенность и невежество, кроме того они обманывают сами себя.
Гордость появляется у тех, кто не знает Господа лично. Напротив, человек, который живет в общении с Богом, будет скромным, потому что он постоянно находится в контакте с Тем, Кто бесконечно больше любого из нас. Когда мы представляем себе размеры вселенной и осознаем, что поклоняемся Тому, Кто создал эту вселенную, когда мы размышляем о Боге, Который в личности Иисуса страдал на кресте ради нас, как можно оставаться гордым.
Прочитайте Притч. 30:3–6. Что говорят нам эти тексты о силе, величии и тайне Бога?
Выражение «познания святых» следует понимать в смысле «знание о Боге». Далее следует ряд риторических вопросов, которые заставляют нас признать, как много о Боге мы действительно не знаем.
Прочитайте эти вопросы в Притч. 30:4. Какую задачу они ставят перед нами?
Поскольку Бог есть Творец (первые четыре вопроса), Он остается далеко за пределами нашего понимания (последние вопросы). В книге Иова Бог озадачивает патриарха подобными вопросами, так что Иов понимает, что не может постичь Бога или Его пути (Иов 38–40:2).
Тот факт, что Бог является Творцом и что мы не можем полностью понять Его, дает нам важный урок относительно того, как мы должны относится к Его письменному откровению, которое ученые всегда подвергают сомнению. Кто мы такие — мы, чье понимание даже самых простых вещей в природе затуманено и полно белых пятен, чтобы оспаривать Слово Божье, даже те его части, которые ставят нас в тупик или не нравятся нам?
Задумайтесь над величием и тайной самого творения. Что это должно сказать нам о величии и тайне Творца? Почему эти величие и тайна должны приносить нам утешение и надежду?
Этот отрывок (Притч. 30:7–9) содержит единственную молитву в книге Притчей. Не случайно эта просьба следует сразу же после утверждения о том, что Бог — великий Творец (Притч. 30:4), и обетований о Его верности (Притч. 30:5).
Прочитайте Притч. 30:7–9. Почему автор просит Бога об этом?
Прежде, чем просить чего-либо у Бога, важно убедиться, что наши отношения с Ним прочны. Если мы лжем, то мы действуем так, как будто Бога, знающего все, не существует. Именно поэтому признание нашего греха является необходимым условием для прощения (1 Ин. 1:9). Мы не можем обмануть Бога; Он видит нас именно такими, какие мы есть. Когда мы молимся, простираясь на земле, как мертвые во прахе (Плач 3:29), это показывает не только наше почтение и смирение, но также и осознание нашей духовной наготы перед Ним.
В Притч. 30:8 автор просит Бога не давать ему ни нищеты, ни богатства. Впервые глагол давать используется в Библии по отношению к людям и означает Божий дар пищи (Быт. 1:29). Именно поэтому во многих культурах еда традиционно ассоциируется с молитвой. Это базовая потребность, которая заставляет нас глубоко полагаться на Бога-Творца, ставит молитву в основу нашего выживания.
Цель двух этих просьб — не столько уравновесить характер человека, сколько воздать славу Богу. Если человек получает слишком мало, он может начать красть и тем самым оскорбит Бога; если человек получает слишком много, он не чувствует нужды в Боге и, возможно, даже отрицает Его существование. Следует, однако, отметить, что только последнее затруднение может привести к разделению с Богом; первое, скорее всего, удержит нас в контакте с Ним.
Молитва Господня отражает эти же два момента: (1) «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11) — предусматривает восполнение наших потребностей и не более; (2) «Не введи нас в искушение» (Мф. 6:13) — заботится о наших нуждах.
Подумайте о своей зависимости от Бога. Если вы постоянно будете помнить эту суровую правду, как это поможет вам возрастать в вере? Какие опасности нас поджидают, если мы забываем об этой зависимости?
Насколько смирение является положительным качеством и приносит благословения, настолько недостаток смирения опасен и влечет за собой проклятия. После признания достоинств смирения путем описания его награды и плодов, Притч. 30 дает строгое предупреждение об опасностях, которые происходят от гордости.
Проклинает своих родителей (Притч 30:11, 17). Агур начинает с этой темы, ибо она представляет собой вопиющий пример высокомерия, когда дети презирают тех, кто дал им жизнь. Примечательно, что почитание и благословение своих родителей является единственной заповедью с обетованием жизни (Исх. 20:12; Еф. 6:2, 3), в то время как ее нарушение карается смертью (Исх. 21:15, 17).
Самоправедность (Притч. 30:12, 20). Когда грешники считают себя праведными — это плохо, потому что они останутся в своем грехе, полагая, что чисты и не нуждаются в прощении. Вот почему признание греха имеет настолько основополагающее значение для получения прощения (1 Ин. 1:9).Членам церкви в Лаодикии, которые утверждают, что они богаты, умны и хорошо одеты (хотя не знают, что они нищи, слепы, и наги), Библия советует приобрести у Бога средства для того, чтобы исправить их жалкое состояние (Откр. 3: 14–18).
«Речь идет о людях, которые гордятся духовными познаниями и преимуществами. Но они не откликнулись на незаслуженные благословения, которыми Бог наделил их. Они противились Богу, были неблагодарны Ему, забывали Его; однако Он по-прежнему обращался с ними так, как любящий, прощающий отец поступает со своим неблагодарным, своенравным чадом. Они сопротивлялись Его благодати, злоупотребляли Его преимуществами, пренебрегали данными Им возможностями и погружались в самодовольство, прискорбную неблагодарность, пустой формализм и лицемерие» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 83).
Презрение (Притч. 30:13, 14). Представленное описание высокомерных весьма непривлекательно. У них гордый взгляд, однако высокомерие выражается не только во взгляде: оно проявляется в неуважении, которое они показывают тем, кто, по их мнению, ниже них. Образы «ножей» и «зубов» (Притч. 30:14) показывают, насколько плохи их поступки.
Подумайте о том, как вы относились к другим, особенно к людям, в сравнении с которыми вы чувствовали собственное превосходство (большинство из нас время от времени чувствует себя так, не правда ли?). Как вы можете исправиться? Как вы можете проявить необходимое смирение, чтобы исправиться?
Библия часто использует примеры из природы, чтобы продемонстрировать духовные истины. Притчи преподают нам уроки о смирении, также используя примеры из природы.
Прочитайте Притч. 30:18, 19. Что здесь сказано о границах человеческого понимания?
Агур видит тайну даже в «обычных» вещах. Он представляет здесь очень увлекательное сочетание тайн. Первые две — из мира животных: орел молчаливо парит в небесах, змея тихо передвигается по земле. Затем он переходит к двум действиям из мира людей: корабль в море и мужчина с женщиной. Даже сегодня, при всем обилии научных знаний, остается еще так много тайн. Как важно, чтобы мы никогда не утратили свою признательность за глубину и величие жизни. Такое отношение, несомненно, поможет нам оставаться смиренными перед Богом.
Прочитайте Притч. 30:24–28. Какие еще тайны природы привлекли внимание автора и вызвали его трепет? Интересно, что предшествующие тексты (Притч. 30:20–23) повествуют о человеческой глупости, высокомерии и безнравственности. Затем автор переключает свое внимание на животный мир и указывает на малых и скромных созданий, хотя, говоря о них, он использует то же еврейское слово «мудрый», которое используется в отношении людей (Притч. 3:13) и даже Самого Бога (Иов 12:13; Пс. 104:24). Даже сегодня, учитывая все человеческие достижения в области науки, мы не можем до конца понять, как эти существа делают то, что они делают. Насколько же их действия, должно быть, озадачивали этого мудрого человека древности. А он был действительно мудрым, потому что один из основных признаков мудрости — признание того факта, что мы мало знаем даже о самых распространенных вещах.
Подумайте о некоторых «простейших» вещах в природе: лист дерева, капля воды, морская раковина. Как тот факт, что даже эти вещи полны тайн, помогает нам оставаться смиренными?
«К Библии также необходимо проявлять уважение и почтительность, никогда не пользоваться ею, как обычной книгой, или обращаться с нею небрежно. Никогда не следует цитировать Писание в шутке или пересказывать, желая остроумно выразиться. „Всякое слово Бога чисто”; как „серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное” (Притч. 30:5; Пс. 11:7)» (Э. Уайт. Воспитание, с. 244).
«Первыми словами Христа к народу там, на горе, были слова о блаженствах. Блаженны те, сказал Он, кто признает свою духовную бедность и чувствует нужду в искуплении. Евангелие должно быть проповедано бедным. Оно открывается не гордым духом, не тем, кто считает себя богатым, ни в чем не нуждающимся, но смиренным и кающимся… Господь не может исцелить человека до тех пор, пока тот не убедится в своей слабости, не освободится от всякого самодовольства и не вверит себя Божьему водительству. Только тогда он может принять дар, который Господь хочет дать ему. Душе, сознающей свою нужду, ни в чем не будет отказано. Такой человек обретает беспрепятственный доступ к Тому, в Ком обитает вся полнота» (Э. Уайт. Желание веков, с. 299, 300).
Вопросы для обсуждения:
Подумайте о плане спасения и о том, что потребовалось для нашего спасения. Мы настолько греховны, развращены, нечестивы и испорчены, что простого обновления было бы недостаточно, чтобы избавить нас от греха. Никакое наше возрождение и восстановление не может спасти нас. Мы нуждаемся в заместительной жертве, в том, кто на законных основаниях занял бы наше место и одной праведности которого было бы достаточно, чтобы примирить нас с Богом. Что эта истина должна сказать нам о том, почему высокомерие и гордость — это самые страшные грехи, которые только могут быть у таких падших существ, как мы?
В чем мы, само наше существование зависит от Бога? Что в природе показывает нам, как Бог поддерживает наше существование?
Поразмышляйте еще о молитве в Притч. 30:7–9. Посмотрите на баланс, представленный здесь. Как мы находим баланс во всем, что делаем? Почему это так важно?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →