«Не величайся пред лицом царя и на месте великих не становись» (Притч. 25:6).
Под личиной обворожительно красивого змея, который произносит приятные слова и кажется так искренно озабочен счастьем Евы, скрывался враг, который задумал погубить ее (Быт. 3:1–6). Под видом «ангела света» сатана готовит самые опасные ловушки для человечества (2 Кор. 11:14). Еще более опасным и обманчивым является наше собственное притворство; когда мы делаем вид, что мы не те, кто мы есть на самом деле. Так мы обманываем других и даже самих себя.
Обманывать можно по-разному. Один из наиболее распространенных способов обмана — языком. Некоторые тексты из Книги притч на этой неделе акцентируют внимание на словах — лживых словах, лести, красивых словах, которые звучат, как музыка, и вызывают прекрасные чувства, но скрывают уродливые мысли и намерения. Мы должны быть осторожны не только с тем, что говорим другим людям, но и с тем, как интерпретируем то, что другие говорят нам. Возможно, в качестве основной мысли данного урока лучше всего подходят слова Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).
Жизнь полна тайн. Физик Дэвид Дойч писал, что «повседневные события в терминах фундаментальной физики невероятно сложны. Если наполнить чайник водой и включить его, все суперкомпьютеры на земле, работающие всю вечность, не смогут решить уравнения, которое предсказало бы, что будут делать все эти молекулы воды, даже если бы мы могли как-то определить их первоначальное состояние и все внешние влияния, оказываемые на них, что само по себе является неразрешимой задачей».
Если мы не в состоянии понять что-то настолько простое, как молекула воды, как мы можем даже надеяться понять тайны Божьи?
Прочитайте Притч. 25:2, 3. Какую мысль проводит автор и как мы можем применить ее к более широкому кругу вопросов?
Что отличает славу Божью от славы царей, так это Его «таинственная» природа и, как следствие, наша человеческая неспособность в полной мере понять Его. Еврейский корень str («скрывать», «прятать»), от которого происходит слово «тайна», часто используется в еврейских писаниях, чтобы охарактеризовать то, что делает Бога единственно истинным Богом (Ис. 45:14, 15). Есть истины о Боге, которые мы просто не можем понять. С другой стороны, славу царей характеризует их готовность к исследованиям. Прозрачность и подотчетность должны быть первым качеством руководителя (Втор. 17:14–20). Обязанность царя — «исследовать дело», то есть давать объяснение событиям и тому, что происходит.
Жизнь полна нерешенных вопросов. В доли секунды вроде бы случайные события могут превратиться в черту, отделяющую жизнь от смерти. Некоторые переживают трагедии одну за другой, в то время как у других все хорошо. Все это должно сказать нам, что нам следует жить по вере. Какие события сейчас происходят в вашей жизни, которые вам следует принять верой, уповая на Бога? Какой другой выбор у вас есть?
Хотя идея об относительности истины — это не новое изобретение (особенно в западном мире), в последние годы она получила широкое распространение. То есть то, что истинно для одного человека (или одной культуры), может не быть истинным для другого. И хотя в одной сфере жизни это справедливо (в некоторых странах ездят по правой стороне улицы, в других — по левой), в другой — это опасная ошибка, особенно в вопросах нравственности. Некоторые вещи правильные, а другие неправильные, это не зависит от нашего местожительства или личных предпочтений. В конце концов, мы всегда должны основывать наши взгляды на Слове Божьем и истинах, содержащихся в нем. Слово Божье должно быть нашим основным источником понимания, что правильно, а что неправильно, что добро, а что зло.
Прочитайте Притч. 26:11, 12 (см. также Суд. 21:25; 1 Кор. 1:20, 21; 2:6, 7; 2 Кор. 1:12). Чего мы не должны делать?
Как мы видим, в желании делать то, что правильно в собственных глазах, нет ничего нового. Как это было неправильно тогда, так неправильно и сейчас. Как мы уже сказали, никто из нас не понимает всего; вернее, полностью мы не понимаем ничего. У всех нас есть сферы, в которых нам нужно расти и учиться, поэтому мы всегда должны быть готовы признать, что не имеем ответов на все вопросы.
Что же касается глупых, как видно из этой притчи, поводом для беспокойства служит то, что влияние их глупости выходит за пределы их собственной жизни. Они убеждены в своей мудрости, поэтому повторяют свою глупость. Они даже могут быть настолько убедительными, что другие будут думать — они мудры, уважать их и обращаться к ним за советом, и это может привести к еще большим проблемам (Притч. 26:8). Глупость будет распространяться, и, принимаемая за мудрость, она может быть гораздо более разрушительной. Кроме того, глупые настолько глупы, что не осознают своей глупости.
Как часто вы склонны идти на компромисс, поступаясь своими основными ценностями, ключевыми убеждениями? Что происходит, когда ключевые ценности приходят в противоречие? Как нам понять, какие из них важнее?
«Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего» (Притч. 26:15).
Как студент, который тратит больше времени и сил на то, чтобы списать на экзамене, чем на то, чтобы выучить материал, так и ленивые люди, как бы это странно ни звучало, упорно трудятся, чтобы найти оправдание собственной лени!
Прочитайте Притч. 26:13–16. О чем нас предупреждают здесь?
Ленивый человек может быть прав: «Лев на дороге!» (Притч. 26:13). Следовательно, разумнее оставаться дома и не искать опасности. Но, поступая так, мы теряем все возможности, которые предлагает жизнь. Мы никогда не насладимся красотой розы, если не рискнем пострадать от укола ее шипов. Мы не сможем двигаться вперед, если боимся препятствий. Люди, которые не способны ни на что решиться, никогда не испытают полноты жизни.
Посмотрите на другие метафоры в этих текстах. Как дверь, поворачиваясь на петлях, никуда не движется, так и ленивые люди, ворочаясь на постелях, просто меняют положение тела и тоже никуда не движутся.
Другой образ в 15-м тексте еще более поразителен. Ленивый может опустить свою руку в чашку с едой, но он слишком ленив, чтобы донести ее до рта и прокормить себя.
Но еще хуже их интеллектуальная лень, их закрытое мышление и уверенность в собственной правоте. Поэтому в своих глазах они всегда будут правы, мудрее семи мудрецов (Притч. 26:16) и закрыты для других мнений, возможно, более мудрых, чем их собственное. Тот, кто думает, что знает ответы на все вопросы, как правило, их не знает.
«На суде люди будут осуждены не за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили истине и пренебрегли возможностью познать ее» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 55). Какова наша роль в предоставлении другим «возможности» узнать истину? Где наша ответственность начинается и где она заканчивается?
Если мы разочаровываемся в своих друзьях больше, чем в своих врагах, это потому, что от друзей мы обычно ожидаем хорошего, а от врагов — плохого. Но наши ожидания не всегда оправдываются, не так ли? Вот почему книга Притчей предупреждает нас, что иногда друг ведет себя, как враг, а враг, как друг.
Прочитайте Притч. 27:5, 6. Когда упрек может быть свидетельством любви?
Любовь — это не только поцелуи и нежные слова. Любовь иногда обязывает нас упрекнуть друга или ребенка, и она готова рискнуть оказаться неприятной, осуждающей и критикующей. Мы можем даже потерять друзей, если скажем неприятную правду. Тем не менее, если мы не предостерегаем друзей от неправильных поступков, особенно если эти поступки могут навредить им, какие мы тогда друзья?
Открытое обличение также является признаком того, что наша любовь строится не на иллюзиях и претензиях, но основывается на истине и доверии.
Прочитайте Притч. 27: 17. Каким может быть результат противостояния друзей?
Образ железа, которое острит железо, предполагает взаимную выгоду. Когда дружба проверяется истинным обличением, это не только улучшает качество отношений, но стимулирует и укрепляет обоих друзей. Оружие обоих станет более эффективным. Мы в конечном итоге окажемся лучше подготовленными к нашим будущим битвам. Люди, которые находят прибежище лишь в себе и собственных идеях и никогда не сталкиваются с другими взглядами, не будут расти в познании или в характере.
Вам когда-нибудь делали замечание, останавливая на пути, который вел вас не в том направлении? Что было бы, если бы все промолчали? Как научиться делать замечания другим, не критикуя и не осуждая их?
Прочитайте Притч. 26:17–23. Кратко обобщите все сказанное в письменном виде.
И снова книга Притчей обращается к теме о силе слов, на этот раз обращая внимание на тот вред, который причиняют клевета и ссоры. Те, кто злословят вашего врага в вашем присутствии, чтобы заставить вас думать, что они на вашей стороне, действуют, как «уголь» и «дрова»: они подпитывают ссору и ведут вас в огонь еще больших неприятностей (текст 21).
Точно так же «пламенные уста», которые звучат столь красноречиво, могут скрывать «сердце злобное» (текст 23). Политик, который хочет, чтобы за него проголосовали, продавец, который хочет продать свой товар, повеса, который хочет соблазнить женщину, — все они пользуются силой красноречия.
Этот отрывок преподает нам урок о том, что мы должны быть осторожны и не верить каждому красивому слову, которое слышим. Слова могут быть опасными именно потому, что они приятны. Некоторые люди очень хорошие ораторы, они могут быть настолько убедительными, выглядеть такими искренними и заботливыми, в то время как внутри у них происходит что-то совсем другое. Хотя всем нам доводилось быть жертвами таких людей, кто из нас хотя бы раз не был виновен в том, что поступал точно так же: говорил человеку одно, но думал или чувствовал что-то совершенно другое? В этой главе книга Притчей решительно выступает против подобного обмана.
«Все, что делает христианин, должно быть светло и ясно, как солнечный луч. Истина исходит от Бога, ложь же в любой форме исходит от лукавого… Однако нелегко всегда говорить чистейшую правду, да и невозможно, не зная ее. Как часто нам мешает предубеждение, односторонность взглядов или недостаток знаний и неверное суждение о различных предметах. Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть абсолютная истина» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 71).
Насколько вы откровенны и искренни во всем, что говорите? Насколько ваши слова отличаются от ваших мыслей? Вы действительно думаете, что подобное двуличие сможете демонстрировать бесконечно? (См. Мф. 10:26, 27).
«Посредничество Святого Духа не освобождает нас от необходимости проявлять наши способности и таланты, но учит нас, как использовать все силы для славы Божьей. Человеческие способности, находящиеся под особым руководством благодати Божьей, могут быть использованы для лучшей цели на земле. Невежество не делает человека, называющего себя последователем Христа, более смиренным или более духовным. Человек с высокоразвитым интеллектом сможет наилучшим образом оценить истины Божественного слова. Лучше всего Христа может прославить тот, кто служит Ему с пониманием дела. Величайшая цель воспитания — научить нас пользоваться силой, данной нам Богом, таким образом, чтобы представлять библейскую религию и содействовать славе Божьей.
Мы в долгу перед Тем, Кто дал нам жизнь, за таланты, которые были доверены нам, и наш долг перед Творцом — развивать и совершенствовать эти таланты» (Э. Уайт. Советы родителям, учителям и студентам, с. 361, 362).
Вопросы для обсуждения:
Поразмышляйте о тайнах, которые мы встречаем в повседневной жизни, будь то в природе, в человеческих отношениях или в вопросах веры, природы Бога и спасения. Один из величайших парадоксов жизни состоит в том, что чем больше мы узнаем, тем острее понимаем, как мало мы знаем. Почему это еще более верно, когда дело касается духовных истин?
Назовите некоторые «истины», которые на самом деле являются относительными, культурно обусловленными и переменчивыми? Как отличать их от вечных, универсальных и неизменных истин? Почему так важно знать разницу между ними? Какая опасность подстерегает нас, если мы принимаем переменчивые истины за вечные и наоборот?
Одна поговорка гласит, что умные люди держат своих друзей близко, а врагов еще ближе. Что это значит? Как мы, христиане, должны относиться к этому утверждению? Как текст Мф. 10:16 помогает ответить на этот вопрос?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →