«Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» (Притч. 22:20, 21).
Некоторые притчи из данного урока имеют аналогии с египетскими текстами. Возможно, Соломон под вдохновением изложил эти тексты таким образом, чтобы они соответствовали еврейскому мышлению. Здесь слова египтян встречаются с Духом израильского Бога и, таким образом, становятся Божественным откровением.
Это наблюдение имеет большое значение, поскольку оно напоминает нам об универсальном характере «истины». То, что верно для израильтянина, должно быть верным и для египтянина. В противном случае это не будет истиной. Некоторые истины применимы повсеместно и для всех.
Сфера этих увещеваний является общей для обоих сообществ. То есть, кем бы вы ни были, верующим или нет, и где бы вы ни жили, есть некоторые вещи, которые вам не следует делать.
Прочитайте Притч. 22:17, 18. Что здесь сказано о том, как истина должна влиять на нашу жизнь?
Первая обязанность ученика — слушать и быть внимательным: «Приклони ухо твое и слушай» (Притч. 22:17). Другими словами: «Сосредоточься!» Решающим моментом является то, что искатель истины должен быть серьезным, должен действительно стремиться узнать, что правильно, а затем сделать это.
Но учащемуся недостаточно только слушать или даже понимать то, что преподается. Некоторые люди, зная множество библейских фактов, не имеют при этом реального, практического знания истины (Ин. 14:6).
Истина должна достичь саму сущность человека. Еврейская фраза «в сердце твоем» (Притч. 22:18) прямо говорит об этом. Урок не должен оставаться на поверхности; он должен быть переварен, впитан и стать частью нашей внутренней сущности. Только после того как наставление войдет глубоко в нашу суть и укоренится внутри нас, оно сможет подняться к нашим устам, и мы представим убедительное свидетельство.
Прочитайте Притч. 22:19–21. Что должен дать нам опыт познания истины?
1.Вера (текст 19). Первая цель обучения мудрости — не мудрость сама по себе. Книга Притчей не стремится сделать учеников более интеллектуальными и более умелыми. Цель учителя — укрепить доверие учеников Господу.
2.Убежденность (текст 21). Ученики должны знать, почему эти «слова истины» верны; они должны знать, почему они верят в то, во что верят. Вера по определению — это вера в то, чего мы до конца не понимаем. Тем не менее нам необходимы веские причины для этой веры.
3.Ответственность (текст 21). Последний шаг в процессе воспитания — поделиться с другими людьми «словами истины», которые мы получили. В этом суть нашего призвания как народа Божьего.
Подумайте обо всех убедительных и рациональных причинах быть адвентистом седьмого дня. Каковы эти причины и почему мы должны без колебаний держаться за них и рассказывать о них другим? Поделитесь своим ответом в классе в субботу.
Прочитайте Притчи 22:22, 23; 23:10. О чем предупреждают нас эти тексты?
Хотя воровать — это всегда плохо, данный запрет касается кражи у бедных и угнетенных, которые являются наиболее уязвимыми слоями общества. Они действительно беспомощны и, следовательно, являются предметом особой заботы Бога (Исх. 22:21–27). Вспоминается случай, когда Давид убил Урию, чтобы забрать его жену, и притча, которую в связи с этим рассказал Нафан (2 Цар. 12:1–4). Ограбление бедных не только уголовно наказуемое деяние: это грех против Господа (2 Цар. 12:13). Отнимать у тех, кто имеет меньше, чем есть у вас, — хуже, чем воровство; это акт трусости. Неужели эти воры думают, что Бог не видит, что они делают?
Притч. 22:23 подразумевает, что даже если вор остается не наказанным людьми, Бог воздаст ему. Упоминание об Искупителе — «Goel» (Притч. 23:11), возможно, даже намекает на последний суд (Иов. 19:25).
Итак, это предупреждение, наряду с другими в Библии, обращено к тем, кто заинтересован только в том, чтобы поскорее получить «пользу» от своих действий, а не в долгосрочных результатах. Они приобретают владения и увеличивают свое имущество за счет других и готовы обманывать и убивать ради этой цели. Они могут наслаждаться этим сейчас, но позже им придется заплатить. Этот довод призван не только остановить вора; он должен показать, что наши нравственные ценности неразрывно связаны с владычеством Бога.
Некоторое время тому назад в Англии на городских автобусах можно было увидеть следующий стикер: «Бога нет, так что перестань волноваться и наслаждайся жизнью». И хотя было множество остроумных ответов на эту фразу, подумайте вот о чем: если бы не было Бога, то тем, кто крадет у бедных, действительно не о чем было бы беспокоиться.В самом деле, все те, кто сделал великое зло и, кажется, остался безнаказанным, на самом деле остался бы безнаказанным. Как вера в Бога и в Его обетования о суде помогает нам обрести некоторое душевное спокойствие среди всей несправедливости, которую мы видим в современном мире?
От чего нас предостерегают следующие тексты: Притч. 23:17; 24:1, 2; 24:19, 20?
Почему некоторые люди могут завидовать грешникам? Скорее всего, они завидуют не тому, что грешники совершают грехи, а той выгоде (богатству, успеху, власти), которую получают грешники в результате своего нечестия — вот чего на самом деле желают завистники.
Хотя, конечно, не каждого успешного или богатого человека можно назвать нечестивцем, некоторые таковыми являются, и именно о них нас предупреждают в этих текстах. Мы видим, как «хорошо» им живется, и нам легко позавидовать всему, что у них есть, особенно в том случае, если сами мы с трудом сводим концы с концами.
Однако же это очень узкий и недальновидный взгляд на вещи. В конце концов, соблазн греха в том, что он предлагает немедленное вознаграждение, мы получаем наслаждение сразу же. Перспектива будущего может защитить нас от искушения; то есть мы должны смотреть дальше той сиюминутной «прибыли», которую приносит наш грех, и думать о долгосрочных последствиях.
Кроме того, кто не видел, насколько разрушителен грех? Он нам никогда не сойдет с рук. У нас может получиться скрыть его от других, чтобы никто, даже самые близкие, не имели ни малейшего понятия о том, что мы делаем (хотя рано или поздно они все равно догадаются, не так ли?). Или мы можем обманывать себя, думая, что наши грехи не так уж и серьезны. (В конце концов, посмотрите, сколько людей поступают хуже меня!) Но рано или поздно так или иначе последствия греха настигнут нас.
Мы должны ненавидеть грех, потому что это грех. Мы должны ненавидеть его из-за того, что он сделал с нами, с нашим миром и с нашим Господом. Если хотите увидеть реальную цену греха, посмотрите на Иисуса на кресте. Вот сколько стоит наш грех. Уже одного этого осознания должно быть достаточно (хотя часто это не так), чтобы заставить нас избегать греха и держаться как можно дальше от тех, кто подталкивает нас к нему.
Приходилось ли вам когда-нибудь завидовать чужому успеху? Назовите наилучшее средство против этой смертельно опасной духовной проблемы? (См. Еф. 5:20.)
Не случайно первое искушение человека связано с пищей (Быт. 3:3). В результате непослушания и употребления в пищу запрещенных плодов, грех и смерть вошли в мир (Быт. 3:1–7; Рим. 5:12). Не нужно забывать и того факта, что первое упоминание об употреблении вина в Библии связано с ужасным и унизительным случаем (Быт. 9:21).
Прочитайте Притч. 23:29–35. Как употребление алкоголя представлено в этих текстах?
Кто из нас не видел, насколько разрушительным может быть алкоголь? Конечно, не каждый, кто пьет, оказывается в канаве. Но, скорее всего, лежащий в канаве пьяница, выпивая первую рюмку, и представить себе не мог, где окажется в конечном итоге.
«Человек, который приобрел привычку пить одурманивающие напитки, находится в отчаянном положении. Ему невозможно доказать или убедить его отказаться потворствовать своим желаниям. Его желудок и мозг больны, его сила воли ослаблена, а аппетит неуправляем. Князь тьмы держит его в рабстве, из которого у него нет сил вырваться» (Комментарии Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1162).
Прочитайте Притч. 23:1–8. Почему мы должны контролировать свой аппетит?
Это наставление описывает не просто правильные манеры за столом. Библейский текст предостерегает тех, кто любит поесть и у кого неумеренный аппетит (Притч. 23:2). Метафора о «преграде в гортани» (в ориг. — «приставь нож») особенно сильна: она не только говорит об обуздании аппетита, но и наводит на мысль о том, что пища может быть угрозой вашему здоровью и самой жизни. Еврейское слово (bin), переведенное как «тщательно наблюдай», передает идею тщательного различения между разными видами пищи. То же самое слово использует Соломон, когда просит мудрости, чтобы «различать [bin], что добро и что зло» (3 Цар. 3:9).Здесь вдохновенный писатель говорит не просто о контроле аппетита. Его совет также может касаться банкетов и выпивки в компаниях, когда нас принуждают и соблазняют прельститься лакомыми яствами (Притч. 23:3).
Вспомните знакомого, чья жизнь была разрушена алкоголем. Почему одного этого примера должно быть достаточно, чтобы помочь нам понять, почему мы никогда не должны впускать эту отраву в свой организм?
«Когда Я скажу беззаконнику: „беззаконник! ты смертью умрешь”, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33:8). Какой основной духовный принцип раскрывается здесь? Как мы применяем его в своей жизни?
Несколько лет тому назад в одном большом городе на улице ночью напали на женщину. Она звала на помощь, десятки людей слышали ее крик, но ни один не потрудился даже позвонить в полицию. Большинство людей выглянули в окно и затем вернулись к своим делам. Вскоре крики смолкли. Утром ее нашли мертвой с множественными ножевыми ранениями.
Виновны ли в ее смерти люди, которые слышали крики, но ничего не сделали? Хотя сами они не нападали на нее, можно ли сказать, что ее убило их бездействие?
Прочитайте Притч. 24:11, 12, 23–28. Какое важное предупреждение дается нам в этих текстах?
Закон Моисея ясно предупреждает, что тот, кто не сообщит о проступке, свидетелем которого он стал, понесет вину (Лев. 5:1). Мы можем быть не в состоянии предотвратить преступление, но если мы молчим о том, что видели, то разделяем вину с преступником. Наше молчание делает нас соучастниками.
С другой стороны, если мы сообщаем правду в нашем свидетельстве «словами верными» (Притч. 24: 26), мы поступаем правильно и ответственно. Такой поступок сравнивается с поцелуем в губы, означая, что человек заботится о другом.
Молчать и ничего не делать, когда на вашей улице убивают женщину, это ужасно. А теперь подумайте о других бедах: голод, войны, несправедливость, расизм, экономический гнет? Какова наша ответственность в этих бедах?
«Души окружающих нас людей надо пробуждать и спасать, иначе они погибнут. Нельзя терять ни одного мгновения. Мы все подвержены влиянию, которое говорит либо за истину, либо против нее. Я молю, чтобы меня сопровождало безошибочное свидетельство того, что я являюсь одной из учениц Христа. Мы хотим иметь нечто большее, чем религия субботы. Мы нуждаемся в живом законе и в том, чтобы ежедневно ощущать персональную ответственность. Этим многие пренебрегают, и в итоге рождается небрежение, безразличие, недостаток бдительности и духовности» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 99).
«Говорите о вере, живите верой, взращивайте любовь к Богу; свидетельствуйте миру обо всем, чем Иисус является для вас. Возвеличьте Его святое имя. Расскажите о Его благости; говорите о Его милости и Его силе» (Э. Уайт. Наше высшее призвание,с. 20).
Вопросы для обсуждения:
Обсудите в классе ваши ответы на последний вопрос за воскресенье. Что мы можем узнать из ответов друг друга? Как научиться укреплять свою веру в те истины, которые составляют нашу систему ценностей?
Некто сказал: «Помни две вещи: Христос умер за тебя, и однажды ты умрешь». В контексте урока за вторник, где речь шла о том, что нам все равно так или иначе придется отвечать за свои грехи, какой важный урок нам следует извлечь из этой мысли?
Вернемся к надписям на лондонских автобусах: «Бога нет, так что перестань волноваться и наслаждайся жизнью». Кроме упомянутого в уроке какие еще проблемы связаны с этим утверждением? Почему существование Бога вызывает у людей такое беспокойство? Как это утверждение показывает, насколько сатана исказил характер Бога в умах многих людей? В классе придумайте несколько ответов на этот лозунг. Какие короткие, содержательные лозунги могли бы помочь людям увидеть надежду, которую мы имеем в Боге?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →