«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17:1).
И снова книга Притчей разоблачает обманчивость наружности. Может казаться, что у нас есть все, что предлагает мир — богатство, власть, удовольствия, слава, но за внешностью скрываются конфликты и несчастья. Возможно даже, что причиной этой напряженности и страдания являются те самые богатство и удовольствие, к которым люди так сильно стремятся. Как отмечает египетская пословица: «Лучше хлеб со счастливым сердцем, чем богатство с досадой» (Мириам Лихштейм, «Instructions», Древнеегипетская литература: Книга чтений, т. 2, с. 156). Согласно книге Притчей, первый шаг для решения этой проблемы заключается в понимании наших приоритетов: мирные отношения важнее богатства (Притч. 17:1). Важно не столько то, что у нас есть, сколько то, кем мы являемся внутри. Далее следует совет, который восстанавливает правильные приоритеты и приводит к внутреннему миру (по-еврейски «шалом»), а следовательно, и к нашему счастью.
Прочитайте Притч. 17:9, 19:11. Какую важную мысль сообщают эти тексты? Как мы поступаем с теми людьми, которые ошибаются?
Когда кто-то совершает ошибку, возникает сильное искушение рассказать об этом другим. «А вы слышали, что сделал такой-то и такой-то?» И хотя может казаться, что мы потрясены поступком, но все-таки нам хочется рассказать другим о том, что произошло. Короче говоря, мы сплетничаем, и это то, против чего нас предостерегает Библия, потому что подобное поведение производит споры даже между близкими друзьями. В конце концов, если ваш друг совершил неприглядный поступок, какой вы друг, если ходите и рассказываете об этом другим?
Книга Притчей советует нам вместо этого «прикрывать» ошибку. Это, однако, не означает, что мы должны скрывать грех или делать вид, что его никогда не было, как если бы человек не сделал ничего плохого. Грех, который покрывается, по-прежнему существует, хотя и скрыт. На самом деле еврейское слово «прикрывать» в этом выражении имеет определенный подтекст «прощать» (Пс. 85:2; Неем. 4:5). Любовью, а не сплетнями должны мы реагировать на чужую ошибку.
Прочитайте Притч. 17:17 и 1 Кор. 13:5–7. Как любовь помогает справиться с ошибкой друга?
Человек любит друга или супруга не потому, что он или она являются совершенными. Мы любим, несмотря на их ошибки и недостатки. Только благодаря любви мы учимся не судить других, потому что с учетом наших собственных ошибок и недостатков мы могли быть столь же виновны. Вместо этого мы можем горевать вместе с ними над тем, что они сделали, и стремиться сделать все возможное, чтобы помочь им справиться с этим. В конце концов, для чего нужны друзья, если не для этого?
Вспомните то время, когда вы совершили ужасную ошибку и вас простили, вам помогли и утешили. Что это говорит вам о том, как вы должны поступать с другими?
Истинная любовь не слепа. То, что мы «прикрываем» чью-то ошибку из-за любви, не означает, что мы не видим грех и не признаем его таковым. Любовь и справедливость идут вместе. Еврейское слово «справедливость» — tsedeq — также означает «любовь», «милость». Мы не можем иметь истинное сострадание, если мы не справедливы; мы не можем быть справедливы, если не имеем сострадания и любви. Эти два понятия должны действовать вместе.
Например, проявление милости по отношению к бедным не должно осуществляться за счет справедливости; поэтому Библия наставляет не быть пристрастным к бедному в суде (Исх. 23:3). Если любовь обязывает нас помогать бедным, было бы несправедливо покровительствовать им, когда они не правы, просто потому, что они бедны. Поэтому справедливость и истина должны сопровождаться любовью и состраданием. Именно это мудрое равновесие характеризует Тору, Закон Божий, и именно его преподает и возвышает книга Притчей.
Прочитайте Притч. 17:10, 19:25. Что здесь сказано о необходимости обличать грешника?
Тот факт, что Притч. 17:10 идет сразу же за призывом прикрывать ошибки любовью (Притч. 17:9), не случаен. Это упоминание «обличения» в связке с «любовью» показывает любовь под правильным углом. В тексте имеется в виду сильный упрек.
Прочитайте Ин. 8:1–11. Как Иисус поступал с явным грехом?
«Прощая эту женщину и вдохновляя ее на новую жизнь, Иисус во всей полноте проявил Свою совершенную праведность. Не оправдывая греха и не умаляя ее вины, Он стремился спасти, а не осудить. В миру на долю этой заблуждающейся женщины доставались лишь презрение и насмешки. Но Иисус сказал ей слова утешения и надежды. Он, безгрешный, сострадает слабости грешника и протягивает ему руку помощи. В то время, как лицемерные фарисеи обвиняли ее, Иисус повелевает ей идти и не грешить впредь» (Э. Уайт. Желание веков, с. 462).
Прочитайте Притч. 18. Хотя в этой главе затронуты различные темы, обратите внимание на то, что здесь сказано о словах. Какие важные идеи представлены здесь относительно того, что мы говорим или чего не говорим?
Мы снова сталкиваемся с реальностью и силой слов; в данном случае мы видим, как глупые используют свои уста к собственной гибели. Текст 13 является особенно назидательным. Как легко говорить, внимательно не выслушав и не поняв всего сказанного. Сколько раз мы могли бы избавить себя и других от ненужной боли и распрей, если бы только научились хорошенько обдумывать свой ответ на услышанное. На самом деле бывают случаи, когда молчание — лучший ответ.
Прочитайте Притч. 18:4. Почему слова мудрых, как глубокие воды?
Образ «глубоких вод» используется в книге Притчей в положительном значении, символизируя мудрость (Притч. 20:5). Он передает идею тишины, а также глубины и богатства. Мудрые не поверхностны. Они извлекают свои слова из глубин личного размышления и опыта. Кому из нас не приходилось удивляться глубоким мыслям и идеям людей, которые неоспоримо обладают мудростью и знанием?
Прочитайте Притч. 18:21. Что это значит?
И вновь книга Притчей напоминает нам, что слова обладают огромной силой и могут творить добро или зло, приносить жизнь или смерть. Насколько же осторожно мы должны пользоваться этим мощным инструментом.
Вспомните случай, когда вас больно ранили чьи-то слова. Что вы узнали тогда о силе слов? Как это научило вас тщательнее подбирать слова?
Прочитайте Притч. 18:2. Почему глупым не нужно время, чтобы составить свое мнение?
Глупые настолько уверены в себе и так сильно жаждут высказать свое мнение, что они не заинтересованы в том, чтобы узнать что-то от других. Их закрытые умы компенсируются открытыми ртами. Это смертельная комбинация. Насколько же осторожными нам следует быть, чтобы не оказалось, что мы делаем то же самое, особенно если речь идет о предмете, в котором мы считаем себя осведомленными и убеждены в своей правоте.
Разве не случалось с любым из нас, что в какой-то момент мы отстаивали некое убеждение только для того, чтобы в дальнейшем обнаружить, что были неправы? Это не означает, что мы не должны иметь твердых убеждений; это означает только то, что нам нужно некоторое смирение, ибо никто из нас не знает ответов на все вопросы, и даже когда мы знаем правильный ответ, истина часто бывает намного более глубокой и имеет больше оттенков, чем мы можем понять или вместить.
Прочитайте Притч. 18:17. Какая важная истина представлена здесь?
Только Богу не нужно ничего перепроверять, именно потому, что по Своей природе Он уже все знает, ибо Его очи — везде (Притч. 15:3). У Бога есть способность видеть все стороны любого вопроса. Мы же, как правило, имеем очень узкий взгляд на вещи; и этот взгляд становится еще уже, когда мы имеем непоколебимое убеждение, особенно по вопросам, которые считаем важными.
Как мы уже должны знать к настоящему времени, в любой истории всегда есть две (и даже более) стороны, и чем больше у нас информации, тем лучше мы сможем сформировать правильное представление о предмете.
Вспомните случай, когда вы были абсолютно убеждены в чем-то, может быть, верили в это всю свою жизнь, только для того, чтобы позже узнать, что всю жизнь заблуждались. Что это должно сказать вам о необходимости помнить, что вы можете оказаться неправы в тех вопросах, которые так страстно отстаиваете сейчас?
Рассказывают о короле, который занялся поиском кандидата на высочайший государственный пост в своем королевстве. Для этой цели он организовал специальный конкурс лжецов, чтобы выбрать человека, способного сочинить самую большую ложь. Все министры королевства подали заявки на участие в конкурсе, и каждый из них пришел и представил свою самую большую ложь. Но король не был удовлетворен; их ложь казалась неубедительной. Затем царь спросил своего ближайшего и наиболее надежного советника: «Почему ты не подал заявку?»
Советник ответил: «Мне очень жаль вас разочаровывать, Ваше Величество, но я не могу подавать заявку». «Почему?» — спросил король. «Потому что я никогда не лгу», — ответил советник. И король решил назначить на высочайшую должность именно его. Поскольку мы грешники, ложь приходит к нам легче, чем мы думаем; по этой причине, опять же, насколько осторожно нам следуем обращаться со своими словами.
Прочитайте Притч. 19. Хотя в этой главе представлены многие темы, что эти тексты говорят о лжи?
Книга Притчей утверждает высокие нравственные стандарты. Лучше оставаться бедным или потерять повышение по службе, если, чтобы получить его, приходится лгать, или жертвовать целостностью (Притч. 19:1), или жульничать, или нарушать верность (Притч. 19:22).
Прочитайте Притч. 19:9. В чем состоит обязанность свидетеля?
Лгать всегда плохо, но делать это в суде и под присягой — еще хуже. Во многих странах лжесвидетельство является весьма серьезным преступлением. Поэтому свидетель должен давать правдивые показания. И не случайно этот текст следует за упоминанием о «друге человеку, делающему подарки» (Притч. 19:6), и о бедных, которые ненавидимы своими друзьями и даже своими братьями (Притч. 19:7). Дело в том, что на свидетеля не должны оказывать влияние взятки или социальный статус тех, о ком он свидетельствует.
Прочитайте Втор. 24:10–22. Какой важный принцип рассматривается здесь и как мы должны применять его к себе и к нашим отношениям с нуждающимися?
Q
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →