«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12).
Как писал апостол Павел: «Мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12). Мы видим так мало, и даже то, что видим, всегда проходит через фильтр нашего личного восприятия. Наши глаза и уши — да и все наши органы чувств — дают нам лишь узкое представление об окружающем мире.
Мы можем заблуждаться не только относительно внешнего мира, но и относительно самих себя. Наши мечты, наши взгляды и наши мнения могут дать нам очень искаженное представление о том, какие мы на самом деле, и обо всех заблуждениях, которые могут оказаться весьма значительными.
Что же нам делать, чтобы защитить себя от подобного обмана? Книга Притчей дает нам фундаментальный совет. Мы не должны полагаться на себя, как делают глупцы. Напротив, мы должны доверять Господу, Который контролирует ход событий, даже когда кажется, что все идет не так. Короче говоря, мы должны жить верой, а не видением, потому что наше видение может быть чрезвычайно обманчивым, показывая лишь небольшую часть того, что существует, и, что еще хуже, искажая даже то немногое, что мы видим.
Прочитайте Притч. 14. Что здесь сказано о глупых?
Глупый говорит гордо (Притч. 14:3). Первое описание глупого касается его «гордых уст». Образ бича, связанного с губами глупого, подразумевает его возможное наказание. Гордые слова глупца влекут за собой удар по губам, и это отличается от последствий действия уст мудрых людей, которые охраняют их (см. также Дан. 7:8).
Глупый насмехается над мудростью (Притч. 14:6–9). Хотя кажется, что глупый ищет мудрости, на самом деле он не верит в нее и относится к ней скептически. Он не найдет ее, потому что, по его собственному мнению, не существует мудрости, кроме как у него самого. Самым страшным является его отношение к нарушению закона. Что может быть более смертоносным, чем высмеивать идею греха?
Глупец легковерный (Притч. 14:15). Как это ни парадоксально, в то время как глупый высмеивает тех идеалистов, которые все еще верят в ценность мудрости, он потерял способность критически осмысливать то, что слышит; он верит «всякому слову». Ирония этой ситуации наносит удар прямо в сущность светского общества. Скептически настроенные люди насмехаются над Богом и высмеивают религию, утверждая, что эти убеждения предназначены для детей и стариков, но сами они часто верят в самые глупые идеи, например, в то, что жизнь на земле возникла по чистой случайности.
Глупый импульсивен (Притч. 14:16, 29). Поскольку глупый считает, что истина у него внутри, он не тратит время на то, чтобы подумать. Его реакция будет быстрой, и продиктована она в основном порывом.
Глупый угнетает других (Притч. 14:21, 31). Психология глупого характеризуется господством механизмов угнетения и нетерпимости. Он нетерпим к другим и будет относиться к ним с презрением (см. Дан 7:25; 8:11, 12).
Легко увидеть черты глупого в других, но как насчет нас самих? Какие из этих недостатков характера вам понадобиться сначала осознать, а потом по милости Божьей преодолеть?
Прочитайте еще раз Притч. 14. Что там сказано о мудром?
Мудрый говорит кротко (Притч. 14:3). Мудрые сдерживают свои уста. Причиной их молчаливой реакции является отсутствие высокомерной самоуверенности. Мудрый считает, что другой человек может быть прав; поэтому мудрый найдет время, чтобы все продумать и взвесить доводы. Еще они молчат, потому что слушают и готовы учиться у других.
Мудрые ценят обучение и знание (Притч. 14:6, 18). Глупому трудно учиться, потому что ему трудно сидеть у ног учителя; напротив, мудрым учиться легко, потому что они смиренны. Поэтому они получат радость и удовольствие от обучения и роста. Кроме того, именно поиск мудрости, того, чего они не имеют, делает их мудрыми.
Мудрые осторожны (Притч. 14:15). Мудрые знают, что грех и зло существуют. Поэтому они осторожны на путях своих. Они не руководствуются своими чувствами и личными мнениями; они будут проверять и просить совета. Тем не менее они всегда будут внимательны к тому, что говорят им другие люди; они будут отличать хорошее от плохого (1 Фес. 5:21).
Мудрые спокойны (Притч. 14:29, 33). Мудрый может молчать, потому что не полагается на «свои пути», а возлагает свою надежду на «горнее» (Притч. 14:14). Именно их вера в Бога позволяет им расслабиться и проявлять самообладание (Ис. 30:15). Именно страх Божий дает им уверенность (Притч. 14:26).
Мудрые сострадательны и чутки (Притч. 14:21, 31). Две заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего» и «возлюби ближнего твоего» связаны между собой (Мк. 12:30, 31). Мы не можем любить Бога и в то же время плохо относиться к другим людям. Величайшее проявление нашей веры видно в том, как мы поступаем с другими, особенно с теми, кто нуждается.
«Мы не осознаем, сколь многие из нас ходят видением, а не верой. Мы верим только в то, что видим, но не ценим драгоценные обетования, данные в Его Слове» (Э. Уайт. Наше высшее призвание, с. 85). Что значит ходить верой, а не видением? Как это делать?
«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15:3). Какие чувства вызывает у вас этот текст и почему?
В следующих двух главах книги Притчей тон меняется. В этих главах больше богословия, чем в предыдущих, здесь Господь упоминается чаще, чем в предыдущих притчах. И о Нем сказано нечто удивительное: что Его очи — на всяком месте (Притч. 15:3).
Это острое сознание присутствия Господа и является тем, что древние израильтяне называли «страхом Господним». Та же аналогия встречается в книге Псалтирь: «Око Господне над боящимися Его» (Пс. 32:18). Кроме того, книга Иова изображает Бога как Того, Кто «прозирает до концов земли» и видит все, что происходит под небом (Иов 28:24). Поэтому Иов заключает, что «страх Господень… истинная премудрость» (Иов 28:28).
Эта притча напоминает нам о способности Бога видеть добро и зло, независимо от того, где они происходят. Как считал Соломон (1 Цар. 3:9), истинная мудрость — это способность отличать добро и зло. На человеческом уровне это осознание должно помочь нам всегда помнить, что нужно делать добро и никогда не делать зла, потому что Бог видит все, что мы делаем, даже если больше никто не видит. Мы обманываем себя, думая, что поскольку в данный момент нам удается избежать наказания за причиненное зло, то нам удастся остаться совершенно безнаказанными. В долгосрочной перспективе это никому не удается.
Поэтому давайте будем усердными, ибо «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).
Прочитайте Притч. 15:3; Ис. 5:20 и Евр. 5:14. Какое важное сообщение содержится в этих текстах для нас, живущих в эпоху, когда представлении о добре и зле часто размыты, а люди утверждают, что «добро» и «зло» — относительные понятия или просто человеческие идеи, которые существуют только тогда, когда мы их признаем? Что же такого плохого в подобном понимании добра и зла и почему так опасно его придерживаться?
Прочитайте Притч. 15. Почему радость является таким важным человеческим качеством?
Писание не обещает нам жизни без трудностей. Как сказал Сам Иисус, «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Притч. 15:15 объясняет, что среди тяжелых дней тот, кто сохраняет веселое сердце, будет иметь от этого пользу. Боль, страдания и испытания придут, и часто мы не можем контролировать, когда и как. Но мы можем хоть в какой-то мере контролировать свою реакцию на них.
Прочитайте Притч. 15:14, 23. Какова роль Бога в этой радости?
Хотя библейский текст явно не говорит о причине радости, параллельная мысль в текстах 13 и 14 намекает, что «веселое сердце» принадлежит человеку разумному. Это сердце человека, который имеет веру и видит избавление, что наступит после нынешних испытаний. Вот почему вера в Бога имеет столь важное значение; вот почему так важно, чтобы мы на собственном опыте познали реальность Бога и Его любви. Тогда, какие бы испытания нас ни постигли, с какими бы страданиями мы ни встретились, разумные смогут их выдержать, потому что на собственном опыте познали Божью любовь.
Притч. 15:23 предлагает еще одну важную идею. Радость приходит больше от того, что мы даем, чем от того, что мы получаем. Хорошее слово, сказанное другому человеку, принесет радость сказавшему его. Кто не испытывал благословения, благословляя других, будь то словом или делом или тем и другим? Как мы уже видели в книге Притчей, наши слова обладают огромной силой. Они могут совершить великое благо или великое зло. И насколько же лучше, когда они совершают великое благо, и не только для того, кому делается добро, но и для того, кто его делает.
Насколько хорошо вы знаете на собственном опыте Божью любовь? Что конкретно вы могли бы сделать, что могло бы помочь вам открыть свое сердце этой важнейшей истине? Подумайте, насколько лучшей была бы жизнь, если бы вы познали преимущества Божьей любви.
Мы все мечтаем и строим планы, однако часто все складывается иначе, иногда к лучшему, иногда к худшему. Библия признает ценность человеческой ответственности и свободы. Но Библия также показывает, что Бог контролирует ход событий (см. Притч. 20:24, 21:31; Дан. 2 и 7).
Что сказано в Притч. 16:1? Как следует понимать этот текст?
Мы готовимся и строим планы, но последнее слово все равно за Богом. Это не означает, что наши усилия бесполезны. Но в жизни веры, если мы просто представим наши планы Богу, Он будет работать с ними, и наши планы будут скорректированы (Притч. 16:9) и окончательно утверждены Им (Притч. 16:3). Даже действия наших врагов будут использоваться в наших интересах (Притч. 16:4, 7).
Хотя эти идеи не просто понять, особенно когда мы сталкиваемся с трудными ситуациями, они призваны дать нам утешение и помочь нам научиться доверять Богу, даже когда кажется, что все идет совсем не так и наши мечты не сбываются так, как мы надеялись. Ключевой момент для нас — научиться подчинять все Богу; если мы это сделаем, мы можем быть уверены в Его руководстве даже в самые тяжелые времена.
Прочитайте Притч. 16:18, 19. Какую роль в успехе человека играют амбиции?
Как всегда, Библия предостерегает от гордости. В конце концов, чем мы, грешные существа, можем гордиться? Есть ли еще какой порок, который бы больше противоречил характеру Бога, чем гордость, являющаяся первородным грехом? (См. Иез. 28:17). Иисус решительно учил о том, что стремиться быть великим это неправильно, и призывал Своих учеников к смирению (Мф. 20:26–28).
Прочитайте Притч. 16:33. Каково место случая в человеческом успехе?
Библия не оставляет места случайности. Ибо когда человек считает, что ход событий обусловлен случайностью, мы можем быть уверены, что Бог все равно контролирует ситуацию.
Когда мы стремимся понять, почему случаются какие-то события, как реальность великой борьбы дает нам ответы на некоторые трудные вопросы о причинах происходящего?
«Сначала сатана живописует людям цели, которых они достигнут, преступив закон. Таким методом он обольстил ангелов. Так он искусил Адама и Еву совершить грех. И этим же способом он сегодня отвращает многих от повиновения Богу. Он рисует привлекательность путей беззакония, „но конец их — путь к смерти” (Притч. 14:12). Блаженны те, кто, рискнув ступить на этот путь, поняли, сколь горьки плоды греха, и вовремя свернули с него» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 720).
«Ничто не способствует здоровью тела и души больше, чем дух благодарности и хвалы. Это несомненная обязанность — противостоять меланхолии, недовольным мыслям и чувствам. Такой же обязанностью является молитва. Если мы обручены с небом, то можем ли мы, словно группа плакальщиц, идти по дороге в дом Отца, стеная и жалуясь? Христиане, постоянно выражающие недовольство и, по-видимому, считающие приподнятое и радостное состояние духа грехом, не обладают подлинной религией» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 251).
Вопросы для обсуждения:
Обсудить идею о том, что у нас есть весьма ограниченное представление о реальности. Что это значит? Какие в окружающем мире есть явления, о существовании которых мы знаем, но не можем их увидеть или почувствовать? Например, сколько радиоволн (звонки мобильных телефонов, спутниковые программы, радиопрограммы) заполняют воздух вокруг вас прямо сейчас, и все же вы не можете увидеть, услышать или почувствовать их? Как существование таких реалий должно помочь нам понять, насколько ограничены наши чувства? Как это понимание должно помочь нам понять реальность других вещей, которые мы не можем увидеть, например, ангелов?
Почему так важно понимать реальность свободной воли человека и свободного выбора, даже если Бог полностью всем управляет? Хотя эти понятия (свободный выбор человека и суверенитет Бога) кажутся противоречащими друг другу, оба они представлены в библейском учении, поэтому как нам примирить их?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →