«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Притч. 10:6).
Как следует из названия, этот урок говорит о благословениях праведника. Еврейское слово zaddiq, в переводе «праведный», является ключевым словом в наших текстах. Слово «zedeq» (часто переводится как «справедливость»), от которого оно происходит, появляется во введении ко всей книге: «Притчи Соломона… чтобы усвоить правила благоразумия, правосудия [zedeq]… » (Притч. 1:1–3). Книга Притчей пытается сказать нам, что мудрость есть праведность, а «праведность» означает ходить (жить) в соответствии с Божьими повелениями — ходить в вере и послушании тому, к чему Господь призвал нас и что повелел делать. Праведность — это дар, который исходит от Бога. Противоположностью праведности является глупость и неверность. Мудрость есть справедливость, или праведность; глупость есть грех и нечестие; и в текстах, которые мы будем рассматривать, контраст между ними очевиден.
Прочитайте Притч. 10:1=7. Какие разнообразные принципы жизни и веры открываются в этих текстах?
Рассказывают об одном человеке, который, находясь в лодке, начал сверлить отверстие под ногами в том месте, где он сидел. Когда другие пассажиры потребовали, чтобы он прекратил, он ответил: «Это не ваше дело. Это мое место!» Подобный же абсурдный аргумент часто приводят грешники, пытаясь оправдать свое поведение: «Это моя жизнь, это вас не касается». Конечно же, все, что мы делаем или не делаем, оказывает влияние на других, особенно на тех, кто живет рядом с нами. Кто из нас не чувствовал на себе результаты действий других людей, хорошие или плохие?
Принцип единства между духовной и материальной жизнью рассматривается в текстах 3–5. Основная идея отрывка в том, что, во-первых, зло или отсутствие нравственности не приносит награды, даже если человек богат; и, во-вторых, что праведность всегда вознаграждается в той или иной форме, даже если человек беден.
В текстах 6 и 7 мы видим более раннюю формулировку учения Иисуса о том, что похоть уже есть прелюбодеяние, а ненависть сродни убийству. Скрывать ненависть за словами тоже не всегда получается. Злые мысли часто выдает язык нашего тела и тон голоса. Самая лучшая отправная точка для хороших отношений с другими: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18; ср. с Мф. 19:19). Как явствует из текстов, хорошее впечатление, которое вы производите на людей, может иметь продолжительное влияние на других. В конце концов, мы имеем дело с определенным количеством здравого смысла: не лучше ли иметь хорошее имя, чем плохое?
Какое важное решение вам в ближайшее время придется принимать? Если вы еще его не приняли, подумайте о том влиянии, которое ваш выбор может оказать на других, будь то положительное или отрицательное.
Уста (и все, что к ним относится, — губы и язык) — наиболее важный орган в книге Притчей. В новой версии перевода короля Иакова слово «уста» используется 50 раз, «губы» — 41 раз, а «язык» — 19. Использование этого органа в речи является особенно важной темой в Притч. 10–29.
Основная предпосылка является решающей: наши слова обладают огромной силой, способной привести человека либо к добру, либо ко злу. Язык может быть лучшим или худшим даром, который нам дан. Эта амбивалентность является одним из самых важных уроков в книге Притчей. Действительно, уста созидают жизнь, но они также могут привести к смерти.
Прочитайте Притч. 10:11=14. Чем отличаются слова праведника от слов глупого?
Обратите внимание на выражение «источник жизни» в 11-м тексте. Оно символически указывает на качества мудрости. Оно используется в отношении Господа (Пс. 36:9), Источника жизни. Тот же образ используется в отношении святилища, из которого течет поток воды (Иез. 47:1, 2). Иисус использует эту метафору, чтобы проиллюстрировать дар Духа (Ин. 4:14). Так что сравнение уст праведника с «источником жизни» связывает его с Самим Богом.
Эти уста характеризует положительный дар «жизни». Это качество говорит нам, каким должно быть правильное функционирование уст. Они должны быть силой добра, а не зла, источником жизни, а не смерти. То, что сказано здесь, рассматривается также в Иак. 3:2–12.
Помните также, что именно посредством речи, «словом силы Своей» (Евр. 1:3), сотворил Бог небо и землю. Речь, таким образом, должна служить только созидательным целям.
Подумайте, какой невероятной силой обладают слова. Своими словами вы можете наполнить людей уверенностью в себе, ободрить, обнадежить или же сломить их и навредить им ничуть не меньше, как если бы вы напали на них физически. Насколько вы осторожны, когда используете силу своего языка?
«Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их» (Притч. 11:3). Какие у нас есть доказательства истинности этого текста? Какие вы видели или слышали примеры, в которых была явлена эта духовная истина? В то же время какие вы встречали случаи, доказывающие, что этот текст, по крайней мере пока, нужно принимать верой?
Прочитайте Притч. 11. Хотя эта глава затрагивает много разных тем, каковы некоторые из великих благословений, которые получает верующий, и как это отличается от того, что происходит с нечестивым?
Мысли о будущем и адекватная оценка невидимого (см. 2 Кор. 4:18) помогает мотивировать праведных жить праведно. Благодаря своей надежде на будущее праведные ведут себя со смирением, честностью и состраданием.
С другой стороны, нечестивые живут только в настоящем; они обеспокоены только тем, что видят, и получением немедленного вознаграждения. Они думают о себе больше, чем о других, и готовы прибегать к обману и насилию. Например, продавцы, которые обманывают своих клиентов, быть может, получают немедленное вознаграждение в виде большей прибыли, но в конечном итоге они могут потерять своих клиентов и обанкротиться (Притч. 11:3, 18).
Подумайте о некоторых решениях, которые вы должны принять, и о том, как вы их принимаете. Насколько в ваших решениях учитываются долгосрочные перспективы (например, вечность)?
Прочитайте Притч. 12 и сосредоточьте внимание на том, что здесь сказано о словах, в частности о правде или лжи. Какое послание мы находим здесь о честности и лживости?
Философ Сиссела Бок убедительно продемонстрировала, насколько пагубной для общества может быть ложь. Она пишет: «Общество, члены которого не в состоянии отличить правдивые сообщения от обманчивых, рухнет» (Lying: Moral Choice in Public and Private Life (New York: Pantheon Books, 1978), с. 19). Подобным образом Августин, как указано во вступлении к книге Бок, отмечал, что «когда уважение к истине разрушено или даже слегка ослаблено, все становится неопределенным» (с. XV).
Эллен Уайт писала: «Уста, говорящие ложь, — мерзость пред Господом. Он провозгласил, что во святой город не войдет „ничто нечистое, никто, преданный мерзости и лжи”. Привычка говорить только правду должна стать частью нашей жизни. Легкомысленное, поверхностное отношение к истине, лицемерие, подстраивание ее под собственные эгоистичные интересы означает кораблекрушение человека в вере… Человек, не говорящий правду, дешево продает свою душу. Иногда ему кажется, что ложь выручает его в крайних обстоятельствах, что, обманывая, он имеет больший успех в делах, чем если бы вел их честно. Но наступает момент, когда он сам перестает доверять людям. Будучи лжецом сам, он перестает доверять другим» (Моя жизнь сегодня, с. 331).
Когда мы думаем о том, какой огромной силой обладают слова, мы должны подумать также и о лжи, потому что огромный объем лжи передается словами. Кто не испытал укола совести, ощущения предательства, чувства осквернения, когда лгал? Нетрудно представить себе полнейший хаос в обществе, в котором ложь является скорее нормой, чем отклонением от нормы.
Существует еще один аспект: влияние лжи на самого лжеца. Некоторые настолько привыкли к неправде, что это не беспокоит их; хотя многие действительно испытывают чувство вины или стыда, когда лгут. Это хорошо, потому что это означает, что у них еще есть некоторая восприимчивость к Святому Духу.
Однако же представьте себе, в какой опасности находится тот, кто лжет и даже не волнуется об этом.
Когда вы в последний раз обманывали? Как вы себя при этом чувствовали?
Как мы видели в книге Притчей, большая часть указаний и наставлений даны в форме противопоставления двух типов людей: «Мудрый человек поступает так, а глупый так», «благочестивый человек делает это, а нечестивый — то».
Конечно, на самом деле в каждом из нас есть немного и мудрости, и глупости. За исключением Иисуса, все мы грешники и все «лишены славы Божией» (Рим. 3:23). К счастью, у нас есть чудесное обетование: хотя мы грешники, по вере мы можем получить «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).
В конце концов все люди окажутся в одном из двух лагерей: либо среди спасенных, либо среди погибших.
Прочитайте Ин. 3:16. С какими двумя альтернативами приходится сталкиваться каждому человеку?
Прочитайте Притч. 13. Как эта глава противопоставляет жизнь и судьбу праведных и нечестивых?
Мудрый сравнивается со светильником, свет которого горит долго и ярко («весело»), а нечестивый сравнивается со светильником, который гаснет (Притч. 13:9). Мудрый человек будет наслаждаться добрым плодом своих трудов, а грешник будет пожинать зло (ст. 2, 25). Через своих детей (Притч. 13:22) мудрые имеют будущее даже после смерти; нечестивые же оставят свое богатство незнакомым людям, и даже праведнику (Притч. 13:22).
Основная мысль в том, что жизнь веры и послушания Господу лучше, чем жизнь неповиновения и глупости.
Оставляя в стороне серьезный вопрос об обетованиях вечной жизни, каковы некоторые из повседневных преимуществ, которые вы испытали благодаря жизни по вере во Христа?
«Недостаточно провозгласить себя верующим во Христа и быть записанным в церковной книге… Что бы мы сами ни говорили о своей праведности, она ничего не стоит, если в наших делах не будет явлен Христос» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 312, 313).
«Во времена Христа одно из величайших человеческих заблуждений состояло в том, что простое согласие с истиной и есть праведность. Однако опыт показывает, что теоретического познания истины недостаточно для спасения души… Самые мрачные страницы истории испещрены преступлениями, совершенными религиозными фанатиками… Та же опасность существует и сегодня. Многие считают себя христианами просто потому, что придерживаются определенных богословских догм. Но они не воплощают истину в практическую жизнь… Люди могут исповедовать веру и истину, но если это не делает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными и духовными, то вера становится проклятием для них, а через них — проклятием миру.
Праведность, которой учил Христос, это подчинение сердца и жизни воле Божьей» (Э. Уайт. Желание веков, с. 309, 310).
Вопросы для обсуждения:
Обсудите, как наши решения, положительно или отрицательно, влияют на других. Почему это неизбежный факт жизни? Со всей очевидностью эта истина впервые проявилась в истории грехопадения, ведь и сегодня, спустя не одну тысячу лет, влияние выбора Адама и Евы ощущается в жизни каждого из нас. Кому-то может показаться, что нужно оценивать количество добра или зла, которые последуют за нашими решениями, и поступать исходя из этого, но это рискованно, потому что мы часто не знаем, что повлечет за собой наш выбор. Почему же тогда в свете Бога и Его закона мы должны выбирать делать то, что правильно, независимо от того, насколько пугающими кажутся последствия?
Книга Притчей проводит резкое различие между праведником и глупцом, и из этих текстов мы узнаем о том, что правильно и что неправильно. Почему, однако, мы должны быть очень осторожны в том, кого называть глупцами? С другой стороны, как часто мы были обмануты теми, кого когда-то считали праведными?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →