«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).
Со времен Эдема корень человеческой трагедии кроется в неправильном выборе. «Человек потерял все, потому что предпочел слушаться обманщика, а не того, Кто есть Истина, у Которого — разум. Из-за смешения зла и добра человеческий разум стал деградировать, умственные и физические способности притупились» (Э. Уайт. Воспитание, с. 25).
Книга Притчей помогает нам сделать правильный выбор последовать за Богом, а не за обманщиком. Разговаривая со своим ребенком, отец или мать не только предостерегают его от неправильного выбора, но и побуждают принять правильное решение. Это чрезвычайно важно, потому что от решений, которые мы принимаем, без преувеличения, зависит наша жизнь.
Первые три главы книги Притчей иллюстрируют этот метод воспитания. Объяснив в начале цель книги: «Познать мудрость» (Притч. 1:2), а затем определив основную идею книги: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7, ср. Притч. 9:10), автор всесторонне разрабатывает эту идею, то предостерегая нас не верить глупости, то убеждая ответить на призыв небесной мудрости.
Подзаголовок «Притчи Соломона, сына Давидова» (Притч. 1:1) устанавливает связь между отрывком Притч. 1:1–6 и 3 Цар. 3:5–14. В книгах Царств (как и в книге Притчей) Соломон представлен как сын, ищущий мудрости у Бога. Кроме того, что обе книги называют Соломона «сын Давидов», в обоих текстах используется важная общая терминология: «разум (разумение)», «мудрость», «судить». Эти параллели не только подтверждают, что Соломон был одним из составителей книги, но и показывают, что книга Притчей рассматривает вопрос о поиске человеком Божественной мудрости.
Прочитайте Притч. 1:7. Что такое мудрость? Что такое «страх Господень»? Как эти два понятия соотносятся друг с другом?
В этом тексте «мудрость» определяется как религиозный опыт. Она связана со страхом Господним. Эта важная концепция еврейской религии является ключом к пониманию книги Притчей. Она не только неоднократно упоминается, но и составляет основу всей книги (Притч. 1:7; 31:30).
Страх Господень не имеет ничего общего с суеверным или детским страхом Божественного наказания. Его следует понимать как острое сознание личного присутствия Бога всегда и везде. Страх Господень определял реакцию людей на Божественные откровения с горы Синай (Исх. 19:16; 20:20), им же объясняется их обещание быть верными и любить Бога в ответ на Его завет с ними (Втор. 10:12).
Короче говоря, бояться Бога значит быть верным Богу и любить Его.
Выражение «начало мудрости — страх Господень» означает, что мудрость происходит из этого «страха». Еврейское слово «начало» (reshit) указывает на первое слово, с которого начинается история сотворения (Быт. 1:1). Итак, первый урок мудрости заключается в понимании того, что Бог является нашим Создателем, Тем, Кто дает нам жизнь и дыхание, и того, что Он всегда присутствует — Бог любви, справедливости и искупления (Ин. 3:16; Пс. 88:15; Евр. 9:12) .
Библия учит нас любить Бога и бояться Его. Как эти два понятия проявляются в ваших личных отношениях с Богом?
Прочитайте Притч. 1:8–10. Какие два противоположных метода «воспитания» представлены в этих текстах? В чем заключается основная весть этих текстов не только для родителей, но и для всякого человека, боящегося Бога?
Воспитание — это прежде всего семейное дело, и истинное воспитание дети получают в первую очередь от родителей. В этих текстах воспитание называется «наставлением» и даже «заветом» (перевод короля Иакова использует слово «закон»). Еврейское слово «закон» — torah — означает «направление». Родители должны показать своим детям верное направление. Напротив, другой метод «воспитания» не определен, и у него нет названия. Он просто упоминается как голос грешников, который уводит в неправильном направлении.
Кроме того, слова «сын мой», которые не следует воспринимать как означающие исключительно мальчиков или юношей, повторяются много раз, подчеркивая родительское наставление. Каждый родитель — «отец твой», «мать твоя» — четко указан в единственном числе и лично вовлечен в процесс воспитания, в то время как представители другого лагеря — это группа безымянных «грешников».
«В Своей мудрости Господь определил, чтобы семья была самой великой воспитывающей силой. Образование ребенка должно начинаться в семье. Это его первая школа. Здесь при содействии своих родителей-наставников он должен постигать уроки, которыми будет руководствоваться всю жизнь… Воспитательное влияние семьи является определяющей силой к добру или ко злу… Если ребенок не получит здесь должного наставления, то сатана будет воспитывать его по своему усмотрению» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 182) .
Лучший аргумент в пользу семейного воспитания — это его результаты. Они видны в качествах характера, которые подобны украшениям на голове и на шее. В ближневосточной культуре драгоценные ожерелья и браслеты как дорогое наследие передавались от родителей к детям. Однако же воспитание имеет большее значение, чем материальные богатства. Время, проведенное с нашими детьми, будет иметь для них гораздо большее значение, чем время, которое мы посвящаем своей работе. Кроме того, упоминание шеи и головы, а фактически и лица человека, предполагает, что воспитание формирует саму личность человека. А на пути глупцов или грешников упоминаются только ноги (Притч. 1:15), как будто своенравный сын теряет свою идентичность.
Как мы можем научиться противостоять соблазнам, которые могут воздвигнуть на нашем пути культура, общество, друзья и даже семья?
Прочитайте Притч. 1:20, 21. Как здесь представлена мудрость? Что о ней сказано?
В то время как грешники «подстерегают» и «делают засаду» (Притч. 1:11, 18), мудрость «возглашает на улице» (Притч. 1:20), «проповедует в главных местах собраний» (Притч. 1:21) и «говорит речь свою» (Притч. 1:21). Здесь мудрость представлена в человеческом образе, она предлагает нечто мужчинам и женщинам на улице. Ее предложение адресовано всем живущим. В шумной и враждебной среде среди огромного количества товаров и продавцов зов мудрости должен быть громким; в противном случае мудрость не будет услышана среди множества других голосов.
Прочитайте Притч. 1:22–32. К чему приводит отвержение мудрости?
Причина, по которой люди отвергают мудрость, не имеет ничего общего с самой мудростью, но всецело связана с характером отвергающих ее. Они изображаются высокомерными и презрительными (Притч. 1:25; ср. Притч. 1:30), будто они знают больше других. Они считают, что мудрость нужна лишь простым и наивным. Однако же именно отвергающие мудрость просты и наивны; они — глупцы, которые «ненавидят знание» (Притч. 1:22; ср. Притч. 1:29).
Те, кто отвергает мудрость, пожнут плоды этого отвержения. Отказавшись избрать страх Господень, они теперь должны будут довольствоваться своим выбором: они будут «вкушать от плодов путей своих» (Притч. 1:31). Когда мы отвергаем мудрость, сходящую свыше, то в конечном итоге остаемся с вымыслом и ложью, которую фабрикуем для себя или которую другие для нас фабрикуют, а мы с готовностью принимаем. Так мы заменяем Бога идолами. Как это ни странно, но презирающие религию и насмехающиеся над теми, кого они называют простыми и наивными, часто сами по-своему суеверны. Они придают значение самым мимолетным и бесполезным вещам, которые никогда не смогут удовлетворить главные потребности сердца.
Прочитайте Притч. 1:33. Учитывая контекст в предыдущих текстах, какое обетование и надежда есть здесь для нас? Как это обетование исполняется в вашей жизни?
Прочитайте Притч. 2:1–5. При каких условиях можно понять «страх Господень»? Какие решения нам необходимо принять в этой связи?
Три раза рассуждение начинается со слова «если», обозначая три последовательные стадии воспитания. Первое «если» представляет пассивную стадию слушания; это значит быть восприимчивым и внимательным к словам мудрости (Притч. 2:1, 2). Второе «если» представляет активный отклик, заключающийся в том, чтобы призывать знание и просить мудрости (Притч. 2:3). Третье «если» представляет заинтересованное участие и поиск мудрости, как если бы человек искал «сокровище» (Притч. 2:4).
Прочитайте Притч. 2:6–9. Какие условия необходимы для понимания праведности? В чем состоит ответственность Бога в приобретении мудрости?
Обратите внимание, что фраза «Господь дает…» в 6-м тексте отвечает на фразу «найдешь познание о Боге» в 5-м тексте. Мудрость, как и спасение, это дар от Бога. Первый отрывок описывает процесс, который происходит с человеком, второй —деятельность Бога: Он дает мудрость, Он хранит мудрость, и Он хранит и оберегает путь мудрых.
Прочитайте Притч. 2:10–22. Что происходит, когда мудрость наконец поселяется в сердце?
Фраза «когда мудрость войдет в сердце твое» знаменует собой окончательный этап преобразования. Мы не только будем иметь познание Господа, оно будет еще и приятным для наших душ (Притч. 2:10). Мы также будем защищены от пути злого (Притч. 2:12), от обольщения зла (Притч. 2:16) и будем ходить стезей праведников (Притч. 2:20).
Прочитайте Притч. 2:13, 17. В чем заключается первый шаг по пути тьмы и к чему он приводит?
Хотя мы и грешники, нам необязательно творить зло. Идущие путем нечестия, очевидно, сначала оставили путь правды. В таком случае нечестие прежде всего следует понимать как отсутствие верности. Грех начинается незаметно и невинно, но вскоре грешник уже не только поступает нечестиво, но и получает от этого удовольствие.
Если вам нравится делать зло, что этот факт говорит вам о вас самих? Или, что еще хуже, что если вы даже не считаете это злом?
Прочитайте Притч. 3:7. Почему опасно быть мудрым в собственных глазах?
Если человек считает себя мудрым в собственных глазах, это приводит его к иллюзии, что мудрым можно быть без Бога. Это безнадежная ситуация. «На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч. 26:12). Опять же, мудрость описывается как религиозная обязанность. Быть мудрым значит хранить заповеди Божьи (Притч. 3:1), проявлять «милость и истину» (Притч. 3:3) и «надеяться на Господа» (Притч. 3:5). Мудрость предполагает близкие отношения с Богом. Обратите внимание на многократное упоминание сердца (Притч. 3:1, 3, 5) — места, где рождается наш личный отклик на действия Бога. (Сердце уже упоминалось в Притч. 2:10 как место, куда должна войти мудрость).
Прочитайте Притч. 3:13–18. Какое вознаграждение приходит с даром мудрости?
Мудрость ассоциируется с жизнью и здоровьем (Притч. 3:2, 8, 16, 18, 22). На серьезные размышления наводит сравнение мудрости с «деревом жизни» (Притч. 3:18), обещание, которое повторяется несколько раз в книге (Притч. 11:30; 13:12; 15:4). Эта метафора указывает на Эдемский сад. Данное обещание не означает, что приобретение мудрости обеспечит вечную жизнь. Идея в том, что качество жизни с Богом, которой наслаждались наши прародители в Эдеме, может в какой-то мере быть восстановлено. Когда мы живем с Богом, то получаем некоторое представление об Эдеме; более того, мы учимся верить в обетование восстановления этого утраченного царства (см. Дан 7:18).
Прочитайте Притч. 3:19, 20. Почему мудрость так необходима?
Внезапный намек на историю сотворения кажется неуместным в данном контексте. Однако же использование мудрости при сотворении усиливает аргумент из 18-го текста, который связывает мудрость с деревом жизни. Если Бог использовал мудрость, чтобы создать небеса и землю, тогда мудрость — не тривиальный вопрос. Масштабы мудрости являются космическими, выходят за пределы нашего земного существования. Мудрость также связана с нашей вечной жизнью. Вот какой урок следует извлечь читателю из намека на дерево жизни, напоминающее об Эдемском саде. Эта перспектива также содержится в обещании, которым завершается наш отрывок: «Мудрые наследуют славу» (Притч. 3:35).
Прочитайте следующие главы из трудов Э. Уайт: «Сокрытое сокровище», с. 111–114 в книге «Наглядные уроки Христа»; «Благословение в семье», с. 334 в книге «Вести для молодежи»; «Изучение физиологии», с. 197, 198 в книге «Воспитание»; «Комментарий Э. Уайт», «Библейский комментарий АСД», т. 3, с. 1156.
«Молодым людям необходимо понять глубокую библейскую истину, что в Боге „источник жизни” (Пс. 35:10). Он не только Создатель всего, но также является и жизнедателем всего, что живет. Это Его жизнь поддерживает наши силы солнечным сиянием, чистым, приятным воздухом и пищей. Это благодаря Его жизни мы существуем, час за часом, мгновение за мгновением. Все Его дары, если они не осквернены грехом, направлены к жизни, здоровью и радости» (Э. Уайт. «Воспитание», с. 197, 198).
«У многих сложилось впечатление, что преданность Богу несовместима с крепким здоровьем, радостью и счастьем в отношениях с близкими и друзьями. Но те, кто ходит путями мудрости и святости, обнаруживают, что „благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей“ (1 Тим. 4:8). Они умеют радоваться настоящим удовольствиям жизни» (Комментарий Э. Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1156).
Вопросы для обсуждения:
Чем отличается мудрость от знания? Как можно иметь много знаний и при этом не иметь мудрости? Вспомните знакомых вам людей, которых, несмотря на их знания и интеллект, нельзя назвать мудрыми.
Подробно остановитесь на вопросе о «страхе Божьем». Если «в любви нет страха» (1 Ин. 4:18), как можно бояться Господа и при этом любить Его? Как согласовать кажущееся противоречие между справедливостью и любовью в понятии «страх Господень»?
Почему так опасно быть «мудрецом в глазах своих», особенно если учесть, насколько развращено человеческое сердце и как легко мы даем логическое объяснение почти любому поведению, которое хотим оправдать? Подумайте о тех, кто находит рациональное объяснение отвратительному поведению. Как мы можем быть уверены, что не делаем того же?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →