«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).
Во многих крупных и средних компаниях зачастую проявляется «менталитет менеджера среднего звена». Это происходит, когда работники начинают чувствовать, что имеют право на нечто большее: большее уважение, более высокий оклад, более высокое положение и т. д. Такая нездоровая позиция развивается со временем, по мере того как человек стремится продвинуться вперед. Симптомы могут включать лестные замечания в адрес людей, принимающих решения, и совсем нелестные в адрес коллег. Все это приправлено духом эгоистичного соперничества. Когда один диктор теленовостей пошел на повышение без ущерба для других, один из сотрудников восхищенно заметил: «Все обошлось без трупов».
Очень хотелось бы верить, что эгоистичное соперничество имеет место только в светских организациях, а Церковь действует совершенно иначе. Но, к сожалению, Писание свидетельствует, что нередко земная «мудрость» имеет место и в среде верующих людей.
На этой неделе мы узнаем, что говорит Слово Божье об этой печальной реальности.
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13). «Мудрая кротость» — что это означает?
Интересно заметить, что выражение, переведенное как «мудрый и разумный», встречается во Втор. 4:6. В данном тексте Моисей призывает израильтян соблюдать все заповеданные Богом законы: «Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: ”только этот великий народ есть народ мудрый и разумный”» (Втор. 4:6).
В отличие от этого источник «горькой» воды, о котором упоминается в Иак. 3:11, производит в церкви «горькую зависть и сварливость» (стих 14). Последнее слово переведено с греческого эритэґя, указывающего на «исключительное преследование собственных интересов» (Ceslas Spicq, Theological Lexicon of the New Testament (Hendrickson Publishers), vol. 2, p. 70). Подобная позиция скорее напоминает поведение сатаны на небесах, чем поведение, ожидаемое от христиан на земле. Если мы не сделаем осознанный выбор — умереть для своего «я» и подчинить свою волю Господу, то можем оказаться в опасности занять именно такую позицию, о которой предостерегает Иаков.
Поразмышляйте над выражением «мудрая кротость». В каких ситуациях прямо сейчас проявление этой мудрости с вашей стороны может оказаться весьма полезным?
Прочитайте Иак. 3:15, 16. Как здесь описана мирская мудрость? Как чаще всего эта «мудрость» проявляется в мире или даже в церкви?
Наша природная мудрость — «земная, душевная, бесовская». Она лишена Духа. И это не должно нас удивлять. Давным-давно Соломон сказал: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12; 16:25). Земная мудрость в корне деструктивна. Если культивируются и проявляются зависть и эгоистичные амбиции, естественным результатом будет беспорядок и разногласия, как происходило в Коринфе (см. 2 Кор. 12:20, где используются несколько таких же слов).
Прочитайте Иак. 3:17, 18; Ин. 3:3–7; Кол. 3:1, 2. Что говорят нам эти тексты о небесной мудрости?
Хотя в послании автор не говорит прямо о Святом Духе, в нем явно присутствует идея нового рождения. Похоже, апостол предпочитает метафору о посеве и принесении плода, основанную, возможно, на притчах Иисуса о «сеянии» слова в человеческих сердцах, когда люди слышат евангельскую весть (см. Мф. 13:3–9, 18–23). Мудрость, сходящая свыше, «полна милосердия и добрых плодов» (Иак. 3:17). Хотя, как мы видели, Иаков подчеркивает послушание и добрые дела как плод веры, «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Другими словами, поистине мудрый человек будет не только кротким и смиренным, как Иисус, но также мирным, послушливым, милосердным, прощающим; он не желает замечать недостатки в других, критиковать и осуждать их.
Довольно легко свернуть на пути этого мира, не так ли? Проверьте себя: насколько мирская мудрость в противовес небесной мудрости влияет на ваш образ жизни?
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1; сравните Гал. 5:17).Какой внутренний конфликт описан в этих стихах?
Первые стихи Иак. 4 описывают верующих, раздираемых сильным внутренним конфликтом. Междоусобным трениям в церкви есть внутренняя причина — вожделения (от этого греческого слова происходит наше слово «гедонизм» — стремление к удовольствиям). Греховные желания, которые Павел метафорически называет «плотью», ведут активную борьбу с нашими возвышенными, духовными устремлениями. Христианская жизнь — длительная битва; и если этой битвой не управляет «мудрость, сходящая свыше» (Иак. 3:17), она прорывается в саму церковь и наносит духовную травму верующим.
Прочитайте Иак. 4:2, 3. Какие греховные желания здесь упомянуты и как они влияют на церковь?
В этих стихах содержатся прямые ссылки на Десять заповедей: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть» (Иак. 4:2). Повторяющиеся упоминания проблемы зависти, страстных желаний и сварливости (сравните Иак. 3:14, 16) отражают видение, которое выразил Иисус в Нагорной проповеди, обращая внимание на внутренние мотивы, а не только на видимые поступки. Поэтому упоминание об убийстве, вероятно, имеет в виду этот более широкий смысл и подразумевает гнев. Вряд ли в первых общинах были члены церкви, убивающие друг друга. С другой стороны, как нам известно из книги Деяния святых апостолов, бывали времена (особенно в Иерусалиме, где совершал свое служение Иаков), когда предательство могло привести к аресту и смертной казни членов церкви.
«Причиной беспокойства является себялюбие. Если мы рождены свыше, то будем мыслить так же, как Иисус, Который смирил Себя, чтобы спасти нас. Тогда мы не станем искать себе более почетного места. Мы пожелаем сидеть у ног Иисуса и учиться у Него» (Э. Уайт. Желание веков, с.330, 331).
Прочитайте Иак. 4:2–4. Почему Иаков называет некоторых своих читателей «прелюбодеи и прелюбодеицы»? См. также Иер. 3:6–10, 20; Ис. 54:5; Иер. 2:2; Лк. 16:13.
Используя аллюзию на библейскую концепцию Израиля как Божьей невесты, Иаков уподобляет верующих, следующих мирским обычаям и поддавшихся влиянию мирских взглядов, прелюбодеям. Они выбрали себе другого хозяина и господина.
Как следует из стихов 1–4, человеческий дух (или сердце) исполнен желаний, которые, не будучи изначально или сами по себе злыми, были направлены грехом на порочные пути. Благодать является единственным реальным решением в нашем состоянии. Однако гордость не позволяет так легко принять эту благодать. Кто-то написал, что мы получаем благодать подобно нищим, протягивающим оловянную кружку перед водопадом. Только смиренный, кроткий, сознающий свою явную нужду и зависимость человек открыт для получения благодати — незаслуженной милости, даруемой абсолютно недостойным людям. Как писала Эллен Уайт, «наша великая нужда — это наше единственное притязание на Божью милость» (Желание веков, с. 317).
Посмотрите на себя. Что делает вас достойными спасения? Как ваш ответ помогает вам осознать свою великую нужду в благодати? Как крест, и только крест отвечает на эту нужду?
«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Обратите внимание на порядок данных повелений. Если мы пытаемся противостоять дьяволу собственными силами, каков наш шанс на успех? Когда семь иудейских заклинателей попытались изгнать демона из одержимого человека, используя имена Иисуса и Павла как некую магическую формулу, бесноватый одолел их, и они выбежали нагие и избитые (Деян. 19:13–16). Итак, чтобы противостоять дьяволу, нам нужно покориться Богу и Его воле. Фактически именно таким образом мы и противостоим дьяволу.
В то же время мы не должны думать, что первые читатели Послания Иакова никогда раньше не покорялись Богу. Иаков, несомненно, пишет людям верующим. Поэтому нам нужно мыслить в терминах ежедневного подчинения Богу и противостояния дьяволу всякий раз, когда он искушает нас.
Прочитайте Иак. 4:8–10. Какие повеления дает Иаков и как они взаимосвязаны? Каким образом они связаны с покорностью Богу?
Как человеку покаяться? Для этого Иаков предлагает сделать последовательные шаги (основанные на Пс. 23:3–6): (1) приблизьтесь к Богу, а Он приблизится к вам; (2) очистите руки и исправьте сердца (то есть поступки и мысли); (3) сокрушайтесь, плачьте и рыдайте о своих недостатках, сознавая свою глубочайшую нужду в Божьей благодати.
«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Что это значит? Каким образом мы учимся смирению? Как можем научиться проявлять такое же смирение, какое проявлял Иисус?
«Многие люди, стремясь достичь мирских стандартов, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, взяли на себя его трудности, приняли его обычаи. Поэтому их характер испорчен, и жизнь для них — бремя. Чтобы удовлетворить свои амбиции и мирские желания, люди идут против совести и берут на себя дополнительное бремя вины. Постоянное беспокойство истощает жизненные силы. Наш Господь желает, чтобы они свергли с себя ярмо рабства… Он повелевает искать прежде всего Царства Божьего и Его праведности и обещает, что все потребное для этой жизни приложится» (Э. Уайт. Желание веков, с. 330).
Вопросы для обсуждения:
1. Подумайте о двух видах мудрости, о которых говорилось в уроке за понедельник, и запишите свои выводы. Теперь вспомните, какие вы принимали важные решения или совершали важные действия на этой неделе? Какой мудростью вы руководствовались?
2. Как мы исследовали в воскресенье, Бог обещал Израилю, что в результате послушания Его законам окружающие народы будут восхищаться ими как мудрыми и разумными людьми. Но не привело ли это израильтян к гордости? Конечно, это противоречит небесной мудрости, которая ведет к смирению. Что с ними произошло и как мы можем научиться избегать их ошибок? Как правильное понимание служения в святилище могло бы стать их наилучшей защитой от гордости? Почему Голгофский крест должен служить для нас надежной защитой от гордости?
3. Еще раз прочитайте приведенную выше цитату Эллен Уайт. Многие ли мирские стандарты желанны для нас? Можно ли сказать, что эти стандарты всегда неправильны? Мы часто читаем о людях, которые, согласно мирским стандартам, имеют все, но в то же время их жизнь рушится. Что это говорит нам об обманчивости многих вещей, предлагаемых нам миром? Как мы можем научиться противостоять мирским соблазнам и помочь нашей молодежи (которая нередко легко прельщается лживыми обещаниями мира) не попасться в эту ловушку?
4. Поразмышляйте о смирении. Почему оно так важно в жизни христианина? Почему гордость смертельна для души каждого человека, желающего следовать за Иисусом?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →