«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Люди обладают естественным неприятием смерти, поскольку были созданы для вечной жизни. Смерть — незваная гостья, ее не должно было быть.
Поэтому во время Своего земного служения Иисус проявлял особое отношение к людям, лишившимся близких. Увидев вдову из Наина, хоронившую своего единственного сына, «Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк. 7:13). Христос утешил убитого горем отца, у которого только что умерла двенадцатилетняя дочь, сказав: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36). Каждый раз, когда смерть обрушивается на наших любимых, наше горе касается и Иисуса. Его сострадательное сердце рыдает вместе с нами.
Но Христос может не только разделить нашу боль. Победив смерть собственными смертью и воскресением, Он имеет ключи смерти и обещает воскресить к вечной жизни каждого верующего в Него. Это, несомненно, величайшее обетование, дарованное нам в Слове Божьем, ведь если бы последнее слово оставалось за смертью, вся наша жизнь и все достижения теряли бы всякий смысл!
Все писатели Ветхого Завета считали человека неделимым существом. Различные еврейские термины, обычно переводимые как «плоть», «душа» и «дух», представляют собой альтернативные способы описания целостности человеческой личности с разных точек зрения. Соответствуя данной перспективе, Писание прибегает к разным метафорам для описания смерти. Среди них выделяется метафора «сон», как подходящий символ, отображающий библейское понимание состояния мертвых (см. Иов 3:11–13; 14:12; Пс. 12:4; Иер. 51:39; Дан. 12:2). Смерть — это полное окончание жизни. Смерть — бессознательное состояние, в котором нет мыслей, эмоций, труда или каких-либо взаимоотношений (Еккл. 9:5, 6, 10; Пс. 113:25; 145:4).
Однако во времена Иисуса такой взгляд на человека и особенно на смерть оспаривала распространенная языческая дуалистическая концепция бессмертия души.
Как Иисус описал смерть Своего друга Лазаря? Ин. 11:11.
Вопреки этому и другим текстам, многие христиане утверждают, что Иисус верил в бессмертие души, поскольку сказал разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Значение данного текста в корне меняется в зависимости от расстановки запятых. (В древнейших греческих манускриптах Нового Завета нет знаков препинания). Если запятую поставить после слова «тебе», как это сделано в большинстве переводов Библии, это означает, что Иисус и разбойник оказались в раю в тот же самый день. Если запятую поставить после слова «ныне», смысл меняется и становится очевидно, что Иисус уверяет разбойника в будущем избавлении. Фактически Иисус делает акцент на уверенности в спасении, а не на времени восшествия разбойника на небеса. Это подтверждается контекстом. Во-первых, разбойник не просил о незамедлительном переселении на небеса после смерти. Он просил, чтобы Господь вспомнил о нем, когда придет в Свое Царство. Более того, через три дня Иисус Сам утверждал, что еще не восходил на небо (Ин. 20:17). Поэтому данный текст не учит, что души умерших после смерти отправляются на небеса.
Хотя мы понимаем, что смерть — это бессознательный сон, почему учение о воскресении имеет для нас такое большое значение?
При Творении «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни». В результате «стал человек душою живою» (Быт. 2:7). До тех пор пока Бог поддерживает дыхание жизни в живых существах, они живы. Но когда Он забирает их дыхание, они умирают и возвращаются в прах (Пс. 103:29; Еккл. 12:7). Это не своевольное Божье решение, а неотвратимое последствие греха. Благая же весть заключается в том, что благодаря Христу мы имеем надежду.
Прочитайте Ин. 1:1–4. Что в этих текстах свидетельствует о силе Иисуса воскрешать умерших?
Христос имеет жизнь в Самом Себе, ибо Он Сам есть жизнь (Ин. 14:6). Он создал все и имеет власть давать жизнь, кому пожелает (Ин. 5:21). Поэтому Он может воскрешать мертвых.
Как происходит воскресение? Лк. 8:54, 55.
Согласно Библии, воскресение — это возвращение к жизни. Смерть отступает, когда Бог вновь дает дыхание жизни. Именно так Лука описал воскресение дочери Иаира. Узнав о том, что двенадцатилетняя девочка умерла, Иисус пришел в дом Иаира и сообщил собравшимся, что она спит. Затем Он, «взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух [пнэума] ее; она тотчас встала» (Лк. 8:54, 55). По Божественному повелению Иисуса жизнь, дарованная Богом, возвратилась к девочке. Греческий термин, который использует Лука (пнэума), означает «ветер», «дыхание» или «дух». Когда Библия использует это слово по отношению к людям, оно никогда не означает сознательное бытие отдельно от тела. В данном тексте оно ясно указывает на дыхание жизни.
Смерть — настолько частое явление, что мы воспринимаем ее как должное. Однако как нам научиться уповать на Божьи обетования о вечной жизни, хотя сейчас может казаться, что смерть одерживает победу?
Хотя в конечном итоге все будут воскрешены от смерти, не все получат вечную жизнь. Пути людей разойдутся. Каждого постигнет своя участь. О каких двух путях говорит Евангелие? Ин. 5:28, 29.
Библия учит, что Бог будет рассматривать жизнь человека, решая вечную участь каждого когда-либо жившего на земле (Еккл. 12:14; Рим. 2:1–11). Однако исполнение Божественного приговора происходит не после смерти человека, а после его воскресения. До этого момента как спасенные, так и погибшие бессознательно спят во прахе. Само по себе воскресение не является ни наградой, ни наказанием. Это предварительное условие получения вечной жизни или вечного осуждения.
Говоря о двух воскресениях, Иисус подчеркивал, что наша судьба будет решена на основании нравственной ценности наших дел (хороших или плохих). Однако этот факт не означает, что нас спасают дела. Наоборот, Иисус ясно учил, что наше спасение зависит исключительно от нашей веры в Спасителя (Ин. 3:16). Тогда почему дела будут приняты во внимание? Потому что они свидетельствуют о подлинности нашей веры во Христа и нашего посвящения Ему (Иак. 2:18). Наши дела показывают, являемся ли мы по-прежнему мертвыми «по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1) или «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11).
Подумайте о конечной участи каждого из нас. Если что-то стоит между вами и вечной жизнью, почему бы прямо сейчас не принять решение избавиться от этого? В конце концов, может ли что-то стоить того, чтобы лишиться из-за этого вечной жизни?
Говоря о смерти и наказании нечестивых, Иисус использовал два греческих слова: «ад» и «геенна». Учитывая современное значение слова «ад», мы должны уделить ему особое внимание.
«Ад» — эквивалент еврейского слова «шеол», распространенный ветхозаветный термин, обозначающий царство мертвых. Эти слова просто обозначают могилу или место, куда отправляются все умершие, не передавая значение наказания или награды. Однако есть один текст, в котором ад как будто связан с наказанием. Это притча о богаче и Лазаре.
Прочитайте Лк. 16:19–31. Какой основной урок содержится в притче (обратите внимание на стихи 27–31)? Почему на основании этой притчи нельзя утверждать, что люди сразу после смерти отправляются в рай или ад?
Приведенная притча не о состоянии мертвого человека. Популярный, но небиблейский взгляд, который разделяли многие современники Иисуса, послужил фоном для притчи, изложившей важный урок: наша будущая участь определяется решениями, которые мы принимаем сегодня. Если при жизни мы отвергаем дарованный нам Богом свет, после смерти у нас уже не будет возможности его принять. Любая попытка буквально истолковать эту притчу ведет ко многим неразрешимым проблемам. На самом деле детали картины специально представлены необычно, дабы показать: Иисус не хотел, чтобы Его слова были восприняты буквально.
Во многих переводах Библии слово «ад» 11 раз звучит из уст Иисуса. На самом деле Он использовал греческое слово «геэнна» (геенна) от еврейского названия «Ге Хинном» (Долина сыновей Енномовых). Согласно Ветхому Завету, в этом ущелье, расположенном к югу от Иерусалима, цари Ахаз и Манассия совершали ужасные языческие ритуалы, принося своих детей в жертву Молоху (2 Пар. 28:3; 33:6). Но благочестивый царь Иосия прекратил эту практику (4 Цар. 23:10). Иеремия пророчествовал о том, что за совершенные там грехи Бог сделает это место «долиною убийства» (Иер. 7:32, 33; 19:6). Позднее эта долина стала символом последнего суда и наказания нераскаявшихся. Иисус использовал слово «геенна», не объясняя деталей относительно времени и места наказания, которые мы находим в других библейских отрывках. По всему видно, что ад — это не место вечного наказания.
Почему воскрешение Лазаря было кульминационным чудом земного служения Христа? Ин. 11:38–44.
Хотя до этого Иисус уже воскресил двух человек, ни одно из тех воскрешений не было столь драматичным, как это. Лазарь уже четыре дня был мертв — данный факт Марфа подтвердила у его могилы. Иисус совершил это чудо при свете дня, перед толпой уважаемых свидетелей из Иерусалима. Такое свидетельство невозможно было отвергнуть.
Но еще более важным воскресением было воскресение Самого Иисуса. Поскольку Христос имеет жизнь в Самом Себе, Он не только обладает силой воскрешать мертвых и давать жизнь, кому хочет (Ин. 5:21, 26), но также властен отдать собственную жизнь и снова принять ее (Ин. 10:17, 18). Его воскресение убедительно свидетельствует об этом.
Какова взаимосвязь между воскресением Христа и нашим воскресением? Почему Его воскресение так важно для нашего спасения? 1 Кор. 15:17–20.
«Для верующего Христос есть воскресение и жизнь. В нашем Спасителе жизнь, утраченная по причине греха, восстановлена, так как Он имеет жизнь в Самом Себе, чтобы оживлять всех, кого пожелает. Он наделен правом даровать бессмертие. Жизнь, которую Иисус отдал за человечество, Он принимает снова и дарит ее людям» (Э. Уайт. Желание веков, с. 786, 787).
Некоторые богатые люди перед смертью завещают, чтобы их тела были заморожены и сохранялись в специальных условиях до тех пор, пока наука не позволит им возвратиться к жизни. Но до сих пор шансов на это нет. Смерть настолько сильна, что только Творец жизни может восстановить ее. Что эта истина говорит нам о том, почему нам следует доверять только Иисусу, Который может воскресить нас и обязательно совершит это по Своему обетованию?
Прочитайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главы «Лазарь, иди вон» (с. 524–536) и «Он воскрес» (с. 779–787).
«Среди колеблющейся земли, вспышек молний и ударов грома голос Сына Божьего зовет спящих во прахе святых. Он смотрит на могилы праведников и затем, подняв руку к небу, восклицает: „Пробудитесь, пробудитесь, пробудитесь, спящие в прахе, встаньте!“ И во всех концах земли мертвые услышат этот голос и услышавшие оживут… Они выходят из могильного плена, облеченные в бессмертную славу, восклицая: „Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?“ (1 Кор. 15:55). И тогда голоса „не вкусивших смерти“ праведников и воскресших святых сольются в продолжительных радостных победоносных восклицаниях» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 644).
Вопросы для обсуждения:
Все мы боремся с реальностью смерти, с ее кажущейся окончательностью и бессмысленностью. Если, как считают многие, нет Бога, нет надежды на вечную жизнь и нет воскресения, тогда в чем смысл человеческой жизни? Какое она имеет значение, если рано или поздно умирает всякий когда-либо живущий и память о нем исчезает навеки? Как наше понимание воскресения отвечает на эту, казалось бы, неразрешимую проблему?
Какие опасности кроются в идее о бессмертии души? Почему сатана заинтересован в насаждении этого небиблейского взгляда? Какую роль данная концепция сыграет в религиозном сценарии последнего времени? Подумайте обо всех кроющихся в ней заблуждениях, от которых сохранены люди, понимающие смерть как сон до воскресения.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →