«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).
Во время земного служения Христа религиозные вожди не раз обвиняли Его в неправильном соблюдении субботы. Подвергаясь критике, Христос подчеркивал Свою власть как Господина субботы (Мф. 12:8; Мк. 2:28; Лк. 6:5). Он также показывал, что значит правильно соблюдать субботу.
Сегодня мы сталкиваемся не только с проблемой «правильного соблюдения» субботы, но и с популярным убеждением, что не суббота, а воскресенье является днем покоя. Однако поборники воскресного дня не могут найти в Евангелиях никакого свидетельства в пользу своих взглядов. Упомянутые в Евангелиях споры по поводу субботы касаются только того, как нужно соблюдать субботу, а не когда. Жизнь и учение Иисуса не оставляют сомнений, что седьмой день, суббота, продолжает оставаться Божьим днем покоя даже после Его смерти и воскресения.
В течение недели мы будем размышлять о Христе как о Творце и Господине субботы. Мы исследуем учение Иисуса относительно соблюдения субботы и увидим Его личный пример в этом. А также посмотрим, что Иисус говорил о субботе и какой пример показали апостолы после Его воскресения.
Что говорят приведенные тексты о роли Иисуса в творении? Почему это важно, особенно когда мы говорим о происхождении субботы? Ин. 1:1–3; Кол. 1:16; Евр. 1:1, 2.
Иоанн начинает свое Евангелие известным выражением: «В начале было Слово… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3). Иоанн и Павел не оставляют сомнений относительно роли Христа в Творении. Бог Сын, Иисус Христос, сотворил все: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Через Христа Бог создал Вселенную, включая нашу Солнечную систему, Землю и все, что на ней, живое и неживое.
Христос, Которому надлежало стать Искупителем человека, был также его Создателем. В конце недели Творения Господь даровал нам день покоя. «Поскольку суббота сотворена для человека, она является днем Господа… Он сотворил все, Он сотворил и субботу. Он выделил ее в память о днях Творения» (Э. Уайт. Желание веков, с. 288).
Тот же Бог, Который создал человека нуждающимся в отдыхе, позаботился о соответствующей возможности, предусмотрев день недели, в который люди должны отложить свой еженедельный труд и заботы и обрести покой в своем Творце. Он Сам покоился в седьмой день по окончании Творения, но не по причине усталости, а чтобы благословить, освятить субботу и оставить нам пример, которому мы должны следовать. Завершив наше искупление на кресте, Господь также покоился в субботу, чтобы (помимо всего прочего) утвердить непреходящую ценность субботы. Христос, призывающий беспокойное человечество успокоиться в Нем (Мф. 11:28, 29), приглашает нас отдохнуть особым образом раз в неделю, каждую субботу.
Соблюдение субботы связывает нас с началом творения Земли, с самой основой нашего существования. Может ли быть лучшее время для размышления над важным вопросом о том, что я делаю с дарованной мне Богом жизнью?
Прочитайте Мф. 12:1, 2. О чем повествуют тексты? Почему фарисеи сочли действия учеников Иисуса противозаконными?
Текст Втор. 23:25 гласит: «Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего». Следовательно, проблема заключалась не в самих действиях, а в дне, когда это происходило. Несомненно, такие виды работ в субботу, как сбор урожая, молотьба и веяние, недопустимы. Но, по мнению фарисеев, срывая колосья, растирая их и очищая зерна от шелухи, ученики производили все вышеперечисленные работы.
Почему, отвечая фарисеям, Иисус использовал два примера? Мф. 12:3–5.
Приводя первый пример (1 Цар. 21:1–6), Христос показал: хотя в обычных обстоятельствах Давид и его люди не имели права есть хлеб, предназначавшийся для священников (Лев. 24:9),учитывая сложившуюся ситуацию, действия Давида и его людей можно рассматривать как допустимое нарушение церемониального правила, поскольку их жизнь находилась в опасности. Второй пример, упомянутый Иисусом (Мф. 12:5), касался служения, совершаемого в субботу в храме. В этот особый день израильтяне приносили вдвое больше жертвоприношений и даров, чем в любой другой день (Числ. 28:9, 10). Сами иудеи признавали, что служение в храме было важнее соблюдения субботы.
Приведя эти примеры, Иисус делает два заявления, которые утверждают Его право отменить установленное фарисеями бремя в отношении соблюдения субботы: (1) «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Здесь Иисус возвращается к едемскому назначению субботы и правильно расставляет приоритеты, касающиеся человека и субботы: суббота была создана для блага человека и продолжает оставаться Божьим даром, служа человечеству, а не человечество должно служить субботе. (2) Сказав: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28), Христос утвердил Свой статус Творца и Законодателя субботы. Именно поэтому Он имел власть освободить субботу от придуманных людьми законов.
Духовные вожди народа Божьего обвиняли Господина субботы в нарушении дня, который Он Сам сотворил и освятил. Что это говорит всем нам об опасности духовной слепоты среди тех, кому следует лучше знать такие истины?
Что текст Лк. 4:16 говорит нам об отношении Иисуса к субботе? Почему это важно для нас сегодня? Ин. 14:15; 1 Пет. 2:21.
Слово «обыкновение», использованное Лукой в стихе 16, происходит от греческого слова, указывающего на устоявшуюся привычку. То есть Иисус посещал синагогу каждую субботу, когда только у Него была такая возможность. Более того, это настолько важно, что Лука в своем Евангелии четырежды упоминает о том, что в субботу Иисус посещал синагогу (Лк. 4:16; 4:31; 6:6; 13:10). Также Лука особо указывает на субботу как седьмой день недели (Лк. 23:54–24:1). Факт, что Иисус Христос во время Своего земного служения соблюдал вместе с иудеями седьмой день, субботу, указывает на то, что недельный цикл не был утрачен со времени получения Закона на Синае и даже со времени сотворения. Его пример соблюдения субботы является образцом, которому должны следовать христиане, обращая внимание как на время, так и на стиль соблюдения субботы.
Что читал Иисус в синагоге? Почему это важно? Лк. 4:16–21.
Это был не первый раз, когда Иисус читал и говорил в синагоге. Уже прошло больше года с того дня, когда Он был крещен в Иордане. Однако это было Его первое посещение Назарета с тех пор, как Он покинул плотницкую мастерскую, где провел первые 30 лет Своей жизни и где посещал местную синагогу. Когда Он был юношей, «часто по субботам в синагоге Его приглашали прочитать поучение из пророков, и люди радовались, слыша знакомые слова из Священного Писания, звучащие по-новому» (Э. Уайт. Желание веков, с. 74).
Однако на сей раз все было по-другому. Иисус выбрал определенный отрывок — Ис. 61:1, 2. Тексты описывали работу Мессии на земле, когда Он придет «проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19). Согласно пророчеству, это будет субботний или юбилейный год, время отдыха. Соответственно, Иисус избрал день покоя, субботу, чтобы сообщить о Своем служении искупления, освобождения и исцеления. Действительно, мы обретаем покой в Иисусе, реальный отдых каждую субботу.
Евангелия повествуют о ряде чудесных исцелений, которые Иисус совершил в субботу. Интересно заметить, что в большинстве случаев исцеления происходили по инициативе Иисуса, как будто Он целенаправленно стремился исцелять в субботу, хотя мог делать это в любой другой день. Иисус пытался показать: исцеление в субботу не является нарушением Закона. Напротив, это было более законно, чем дела, которыми привыкли заниматься по субботам многие фарисеи и религиозные вожди.
Какие аргументы в пользу совершенных Иисусом исцелений в субботу приводятся в текстах? Мф. 12:10–12; Лк. 13:15, 16; Ин. 5:16, 17.
Согласно Божьему повелению, в субботу мы должны отложить всякую работу и личные интересы (см. Исх. 20:9; Ис. 58:13), однако субботу ни в коем случае нельзя воспринимать как бесполезное, праздное время. Дискутируя с фарисеями, Христос четко дал понять: «можно в субботы делать добро» (Мф. 12:12). Согласно традициям раввинов, в субботу можно было лечить больного человека только в том случае, если недуг угрожал его жизни. Также если овца или вол упадет в яму, позволялось достать животное в субботу, чтобы спасти его жизнь. Но разве жизнь человека не представляет собой большую ценность, чем жизнь животного? К сожалению, критики Христа проявляли больше сострадания к своим животным, чем к страждущим людям. Они поили свой скот, но противились восстановлению здоровья человека.
Иисус учил, что мы не должны подходить к соблюдению субботы с позиции законников. Соблюдать субботу — значит «успокоиться» от своих дел (Евр. 4:10) и, что еще важнее, перестать пытаться заработать себе спасение, ибо в любом случае это невозможно. Сатана старается убедить нас соблюдать субботу из эгоистичных побуждений. Если он не может настроить нас против субботы, то будет пытаться толкнуть нас в другую крайность — законничество.
В вопросе соблюдения субботы можно впасть в одну из двух крайностей: либо в законничество, либо во вседозволенность. Как сохранять правильный баланс? Почему нам следует быть осторожными, оценивая, как соблюдают субботу другие люди (помните: фарисеи также оценивали, как соблюдал субботу Христос)?
Многие христиане вместо субботы соблюдают воскресенье, приводя некоторые доводы, основным из которых является воскресение Христа. Однако во всем Новом Завете, включая и отрывки о воскресении Христа, нет ни одного текста относительно изменения субботы на воскресенье. Кроме того, Новый Завет ясно показывает: Христос желал, чтобы Его дети соблюдали субботу даже после Его воскресения.
Что сообщил Христос об отношении к субботе после Его воскресения? Мф. 24:20.
Слова Христа в Мф. 24:20 показывают, что и в 70 году нашей эры (примерно через 40 лет после Его смерти) суббота по-прежнему будет святым днем, как было всегда. Суматоха, волнение, страх, бегство из Иерусалима — все это не соответствовало бы святости субботнего дня.
Какие еще свидетельства мы находим в Новом Завете относительно того, что и после воскресения Христа седьмой день, суббота, оставался священным днем? Деян. 13:14, 42; 14:1; 17:1, 2; 18:4.
Для апостолов посещение синагоги являлось тем, чем должно быть для нас сегодня посещение церкви, — одним из наилучших способов соблюдения субботы. Это особенно примечательно в жизни апостола Павла, который регулярно посещал субботние богослужения в синагоге. Следовать примеру Иисуса было его обыкновением (Деян. 17:2). Хотя Павел был апостолом язычников, борцом за истину оправдания по вере, он обычно ходил по субботам в синагогу не только чтобы проповедовать иудеям, но и соблюдать святой субботний день.
В одну субботу, после окончания служения в синагоге, язычники просили Павла проповедовать им Евангелие и в следующую субботу. Апостол мог бы пригласить их послушать его на следующий день, в воскресенье, но он ждал целую неделю. «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:44). Эти тексты являются могущественным свидетельством того, что ранняя Церковь продолжала святить субботу.
Мы знаем, что правы, считая субботу святым днем. Это, безусловно, важно. Однако как соблюдение субботы может сделать нас более сострадательными, любящими и заботливыми христианами?
Прочитайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главу «Суббота» (с. 281–289).
«„Посему Сын Человеческий есть господин и субботы“. Эти слова полны наставления и утешения… Суббота указывает на Христа как на Творца, освятившего ее. Она свидетельствует: Тот, Кто сотворил все на небе и на земле, Кто все содержит, является Главой Церкви, и благодаря Его силе мы примирены с Богом. Ибо, говоря об Израиле, Он сказал: „Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их“ (Иез. 20:12). Поэтому суббота является символом силы Христа, освящающей нас. Суббота дана всем, кого освящает Христос. Как знамение Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля» (Э. Уайт. Желание веков, с. 288).
Вопросы для обсуждения:
Мы принадлежим Христу по праву творения и искупления. Как суббота особым образом напоминает нам эти важнейшие истины?
В чем заключается проблема законнического подхода к соблюдению четвертой заповеди? С другой стороны, разве только в вопросе субботы может возникнуть проблема законничества? Какой ключевой элемент делает соблюдение Божьего Закона, в том числе и заповеди о субботе, истинным благословением?
Почему суббота и возможность отдохнуть в этот день должны служить для нас особым напоминанием о том, что мы спасаемся не своими делами, а заслугами Христа, Его подвигом ради нас?
Каким образом мы можем научиться переживать более глубокий, богатый опыт общения с Господом в субботу?
Какие уроки относительно соблюдения субботы мы можем почерпнуть из примера Христа, особенно Его «субботних» исцелений? Как эти исцеления помогают нам лучше понимать предназначение субботы?
Нам велено «святить» субботу. Подумайте о том, чем вы занимаетесь в субботу. Насколько это соответствует данному повелению?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →