Хотя многие духовные вожди в Израиле возвеличивали и превозносили Закон, некоторые из них неправильно понимали его цель, поскольку считали, что, повинуясь Закону, они обретут праведность. Как писал Павел: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3).
Вот почему Иисус часто ставил под сомнение и даже отвергал предания старцев (Мк. 7:1–13). А они, в свою очередь, из-за своего неверного понимания Закона критиковали Его и противостояли Его взглядам на Закон.
Важно понимать: хотя Иисус открыто критиковал законнические обычаи фарисеев, Он возвышал Десять заповедей, ясно утверждая вечность Декалога, а также объясняя его значение и цель. Христос Сам сказал, что пришел исполнить Закон (Мф. 5:17). Его смерть подтвердила действенность Божьего Закона.
На этой неделе мы будем анализировать учение Иисуса относительно Закона, а также размышлять о влиянии, которое Его учение должно оказывать на нашу жизнь.
Что тексты Мф. 5:17–19 говорятоб отношении Иисуса к Закону?
Прочитайте Деян. 7:38. Кем был Ангел, Который говорил с Моисеем и дал ему Закон на горе Синай? Ис. 63:9; 1 Кор. 10:4. Почему это важно знать?
«Христос не только направлял евреев в пустыне… Он был и Тем, Кто дал Закон Израилю. Окруженный грозной славой на Синае, Христос в присутствии всего народа провозгласил Десять заповедей Закона Своего Отца. Он вручил Моисею Закон, начертанный на каменных скрижалях» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 366).
Факт, что Сам Христос на горе Синай даровал Моисею Закон, еще раз подчеркивает, что нам необходимо относиться к нему со всей серьезностью. Более того, если Законодатель Сам объяснил Закон в Своем учении, как записано в Евангелиях, то мы поступим правильно, если будем повиноваться этому Закону. В жизни и учении Иисуса нет ни единого указания на то, что Десять заповедей не обязательны для христиан. Его слова и личный пример учат нас обратному.
Зная, что Закон обязателен для выполнения, мы также знаем, что он не может нас спасти (см.Гал. 3:21).Как понять взаимосвязь между Законом и благодатью?
Утвердив неизменность Десяти заповедей, Иисус продолжил Нагорную проповедь, поясняя некоторые особые примеры из ветхозаветных законов. Люди не понимали смысла заповедей, поэтому Иисус считал необходимым объяснить их истинное значение.
Как Иисус объяснял каждый аспект Закона, затронутый в Нагорной проповеди? На чей авторитет Он ссылался в каждом случае? Мф. 5:21–44.
Заметьте, что в каждом случае Иисус сначала цитирует текст Ветхого Завета (Исх. 20:13, 14; Втор. 5:17, 18; Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21), а потом углубляет его смысл. Ставил ли Иисус моральный Закон под сомнение? Конечно нет. Объясняя и расширяя то, что религиозные вожди свели до уровня формальности, Он просто сравнивал учение фарисеев с истинным значением Закона.
Раввины ссылались на традицию как на авторитет при интерпретации Закона. В отличие от них Христос опирался на собственный авторитет как Законодателя. Выражение: «А Я говорю вам» встречается в этой главе шесть раз. Кто кроме Самого Господа мог по праву делать подобные заявления?
Интересно, что требования Христа выходили за рамки простой формы Закона. В Его учении был дух, придающий значение и жизнь тому, что иначе может превратиться в форму. Закон — это выражение истины о том, что значит быть спасенным по благодати. Соблюдение Закона как самоцель ведет лишь к смерти.
Обсудите позиции книжников и фарисеев, описанные в Мф. 23:3–5, 23–28. Как мы можем искренне повиноваться Божьим заповедям, не впадая в подобное лицемерие и законничество? Как понимание благодати может удержать нас от законничества?
Согласно Мф. 5:27, 28, как Иисус расширил значение Закона? Что Он сказал в стихах 29 и 30? Как нам понимать эти слова?
В приведенных текстах Христос затронул две заповеди: седьмую и десятую. До этого израильтяне рассматривали прелюбодеяние как половой акт с чужим супругом/супругой. На основании десятой заповеди Иисус показал, что на самом деле прелюбодеяние включает в себя также похотливые мысли и желания.
В стихах 29 и 30 Христос использует образное выражение. Конечно, кто-то может утверждать, что лучше жить увечным, чем лишиться вечной жизни со Христом. Однако здесь Иисус не столько говорит об увечьях (что противоречило бы другому библейскому учению — Лев. 19:27, 28; 21:17–20), сколько о необходимости контролировать свои мысли и побуждения. Говоря о вырывании глаза или отсечении руки, Христос фактически подчеркивает необходимость принимать твердые решения и шаги, направленные на защиту себя от искушений и греха.
О чем фарисеи спрашивали Иисуса в Мф. 19:3 и почему это был каверзный вопрос? (См. стих 7). Что ответил Иисус? Мф. 19:4–9; сравните с Мф. 5:31, 32.
Оба текста (Мф. 5:31 и 19:7) ссылаются на Втор. 24:1. Во дни Иисуса существовали две раввинистические школы, интерпретировавшие этот текст в двух разных направлениях. Школа Гиллеля учила, что этот текст позволяет развод практически по любой причине, в то время как школа Шаммая утверждала, что здесь говорится только о явном прелюбодеянии. Фарисеи пытались лукавством заставить Иисуса занять сторону либо одной, либо другой школы. Однако они не учли, что изначально в Божьих планах разводу вообще не было места, поэтому Иисус сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Позднее «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам» (Мф. 19:8) давать своей жене «разводное письмо», если находил в ней «что-нибудь противное» (Втор. 24:1). Христос пояснил значение данного отрывка, возвысив святость и неизменность брака; единственная причина для развода перед Богом — сексуальная распущенность или «прелюбодеяние» (на греческом — «порнейя», буквально «блуд», «разврат»).
Насколько серьезно мы воспринимаем предостережение Иисуса о вырывании глаза или отсечении руки? Мог ли Он яснее предостеречь нас относительно того, что может сделать грех с нашей вечной участью? Если данное предупреждение пугает вас, это хорошо. Для этого оно и дано!
Во время другой встречи Иисуса с книжниками и фарисеями (Мф. 15:1–20; см. также Мк. 7:1–13) они спросили Его о предании старцев, которое не встречается в законе Моисеевом. Это предание предписывало ритуальное омовение рук перед едой, чем и пренебрегли ученики Иисуса. Христос ответил, приведя другое предание фарисеев, которое упраздняло пятую заповедь.
Прежде чем проанализировать аргумент Христа, нам нужно понять установленную фарисеями традицию, которая называлась «корван» (происходит от слова, означающего «дар»). Когда человек говорил по отношению к чему-либо: «Это корван», считалось, что он произнес клятву. Отныне это посвящалось Богу и храму.
Прочитайте Мк. 7:9–13. Каким образом фарисейская традиция нарушала пятую заповедь? Поразмышляйте о важности принесения даров Богу (Исх. 23:15; 34:20) и святости данного Богу обета (Втор. 23:21–23).
Кажется, фарисеи нашли безукоризненную отговорку, чтобы лишить родителей законной поддержки. Они расшатали твердые принципы, содержащиеся в Пятикнижии, и заменили их человеческими заповедями, которые, по мнению вождей, могли заменить одну из Божьих заповедей.
Это не единственный раз, когда Иисус имел дело с подобным духовным искажением: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11:42). Они должны были соблюдать обе заповеди: чтить отца и мать и при этом продолжать приносить дары Господу.
Неудивительно, что Иисус, подводя итог высказанному Им аргументу, описал фарисеев словами из книги пророка Исаии. За семьсот лет до Христа Исаия сказал об израильтянах: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8, 9). Еще раз Христос возвысил Десять заповедей и противопоставил Свою позицию позиции фарисеев.
Какие «лазейки», возможно, находите вы, чтобы не выполнять свои обязанности?
Прочитайте Мф. 19:16–22. Какие важные истины о Законе мы можем почерпнуть из этой необычной истории?
Богатый молодой человек не мог понять, что спасение от греха никак не связано с делами Закона. Освобождение дарует Законодатель, Спаситель. Израильтяне с самого начала знали эту истину, однако забыли о ней. Теперь Иисус объяснял то, на что им нужно было обратить внимание в первую очередь: послушание и полное посвящение Богу настолько взаимосвязаны, что одно без другого — только притворство, а не христианская жизнь. «Бог ничего не сможет принять от нас, если мы будем непокорны. Суть учения Христа сводится к отказу от своего „я“. Призыв к самоотречению нередко звучит слишком категорично, но не существует другого пути спасти человека, как только отсечь то, что может пагубно отразиться на характере» (Э. Уайт. Желание веков, с. 523).
При другой встрече саддукеи спрашивали Иисуса о воскресении. Христос поразил их Своим ответом и привел в безмолвие. А потом и фарисеи собрались вместе, готовые предпринять последнюю попытку, чтобы заставить Спасителя сказать такие слова, которые они могли бы истолковать как выпад против Закона. Фарисеи выбрали законника, который спросил Иисуса, какая заповедь в Законе наибольшая (Мф. 22:35–40).
Возможно, вопрос законника возник в результате попытки раввинов расставить все заповеди в порядке возрастания их важности. Если им казалось, что две заповеди противоречат друг другу, то приоритет отдавали той заповеди, которая считалась более важной, и человек считал себя вправе нарушить «менее важную» заповедь. Фарисеи особенно возвышали первые четыре предписания Декалога, считая их более значимыми по сравнению с остальными шестью, а в результате страдала практическая сторона религии.
Прочитайте из книги Э. Уайт «Нагорная проповедь Христа» главу «Духовность закона» (с. 45–78); из книги «Желание веков» главы «Нагорная проповедь» (с. 307–314) и «Спор» (с. 606–609).
«Говоря о Законе, Иисус отмечает: „Не нарушить пришел Я, но исполнить”… то есть исполнить все требования Закона и дать пример полной покорности воле Божьей…
Миссия Христа заключалась в том, чтобы „возвеличить и прославить закон“ (Ис. 42:21). Он должен был открыть людям его духовную сущность, его всеобъемлющие принципы и неизменность…
Иисус, точное подобие Своего Отца, сияние славы Его, самоотверженный Искупитель, во время Своего земного странствования являлся живым воплощением Божественной любви и характера Закона Божьего. Своей жизнью Он продемонстрировал, что в основе законов вечной нравственности лежат небесная любовь и христоподобные принципы» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 48, 49).
Вопросы для обсуждения:
Как подобно фарисеям мы можем стать законниками в соблюдении Заповедей? Составьте список практических решений, которые помогут нам избежать той или иной крайности. Поделитесь своими идеями с классом.
Как мы знаем, почти все нападки на Десять заповедей обусловлены нежеланием соблюдать субботу. Просмотрите все записанные в Евангелиях истории исцелений в субботу. Как они подтверждают юридическую силу не только всего Божьего Закона, но и субботы? Почему отвергающие субботу не имеют права опираться на слова и пример Иисуса?
Богословы иногда упоминают такое понятие, как «нравственная Вселенная». Что это значит? Каким образом наш мир является нравственным местом? Как вы думаете, что делает мир нравственным? Какая роль должна быть отведена Закону Божьему в нравственной Вселенной? Могла бы Вселенная быть нравственным местом без Бога, управляющего ею посредством нравственного Закона? Обсудите. Как наличие Божьего Закона в нравственной Вселенной объясняет попытку сатаны лишить этот Закон силы?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →