«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20, 21).
Истоки христианской Церкви уходят к Адаму, Аврааму и сынам Израилевым. Господь призвал Авраама, а позднее израильтян, чтобы вступить с ними в отношения завета и через них благословить весь мир. Спустя века наследницей этих отношений завета стала Церковь.
Церковь не была придумана апостолами или каким-то другим человеком. Во время Своего служения Христос Сам объявил о намерении основать Церковь: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Церковь обязана своим существованием Иисусу Христу. Он ее Автор.
Согласно Евангелиям, Иисус только трижды упомянул слово «церковь» (Мф. 16:18; 18:17). Однако это не значит, что Он не занимался данным вопросом. Фактически Он изложил очень важные концепции относительно Церкви. Наше исследование на предстоящей неделе будет сосредоточено на двух главных идеях: основание Церкви и единство Церкви.
Иисус сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Кто этот «камень» (по-гречески пэтра — скала, каменная глыба, утес), на котором создана Церковь? Некоторые исследователи считают, что этим камнем является Петр. Но более глубокое исследование греческого текста не позволяет сделать такой вывод. Господь использовал игру слов: «камень» и «скала» (по-гречески соответственно пэтрос и пэтра). Греческий текст, записанный Матфеем, различает слова пэтрос (камень) и пэтра (скала), и на это различие нельзя не обратить внимание.
Есть все основания утверждать, что слово пэтра относится ко Христу. Непосредственный контекст утверждения Иисуса (Мф. 16:13–20) сосредоточен на миссии и идентичности Христа, а не Петра. Кроме того, ранее Иисус использовал образ здания, основанного на камне, четко определяя, что камень указывает на Него и Его учение (Мф. 7:24, 25).
Каково символическое значение слова «скала» («твердыня») в Ветхом Завете? Втор. 32:4; Пс. 27:1; 30:3, 4; 61:3; Ис. 17:10.
Когда Петр и другие апостолы услышали, что Иисус создаст Свою Церковь на скале, они должны были вспомнить этот образ из Ветхого Завета, а именно что это символ Бога.
Сам Петр утверждал, что Христос «есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла» (Деян. 4:11). Также в своем Послании он применял слово «камень» по отношению ко Христу как основанию Церкви (1 Пет. 2:4–8; здесь стоит уже другое слово — не пэтрос, а литос). Сравнивая христиан с «живыми камнями», Петр применял слово «скала» (пэтра) только по отношению ко Христу. В Библии ни один человек не назван словом пэтра, а только Иисус.
Почему важно помнить, что Церковь, которая иногда может казаться немощной, основана на Самом Христе?
Это было в четверг ночью. После Тайной вечери Иисус и ученики отправились на Елеонскую гору. На пути в Гефсиманию Иисус остановился и молился за Себя, Своих учеников и всех, кто впоследствии поверит в Него через проповедь апостолов. Хотя впереди Его ожидала крестная агония, больше всего Господь беспокоился не о Себе, а о Своих последователях. В Ин. 17 представлена самая длинная ходатайственная молитва Иисуса, записанная в Библии. Приятно осознавать, что Он молился за всех верующих в Него, включая каждого из нас.
Прочитайте Ин. 17. Какой была основная молитвенная просьба Иисуса к Отцу относительно верующих? (Обратите особое внимание на стихи 21–23).
Единство крайне важно для жизни Церкви. Его важность мы можем оценить хотя бы по тому факту, что в Своей молитве Христос четыре раза повторял Свое страстное желание о единстве Его последователей (Ин. 17:11, 21–23). В этот особый последний час Господь мог бы молиться о многих других значимых и необходимых вопросах. Но Он сосредоточил Свою молитву на единстве верующих. Он знал: величайшую опасность для Церкви будет представлять дух соперничества и разделения.
Иисус молился не о единообразии, а о единстве личностей, подобном Его единству с Отцом. Иисус и Отец — две Божественные Личности, отличающиеся одна от другой и обладающие различными функциями. Но Они едины по природе и в целях. Таким же образом и все мы — люди с разными темпераментами, разным происхождением, разными способностями и ролями — должны быть едиными в Иисусе Христе.
Подобное единство не возникнет само по себе. Чтобы достичь единства, нам необходимо всецело подчиниться господству Христа в нашей жизни. Он должен формировать наш характер, а мы — подчинить свою волю Его воле.
Единство не является самоцелью. Оно служит свидетельством, вдохновляющим мир верить во Христа как посланного Отцом Спасителя. Гармония и единство среди разных людей — одно из самых сильных доказательств того, что Бог послал Своего Сына спасти грешников. Это неоспоримое свидетельство спасительной и преобразующей силы Христа. И у нас есть преимущество нести это свидетельство.
Часто единству угрожает эгоизм. Не разрушают ли единство общины ваши эгоистические амбиции? Как вам удостовериться в этом?
Что Иисус желал видеть в основе единства Своей Церкви? Ин. 17:23 и Ин. 15:1–5.
«Вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20) — такие тесные взаимоотношения нам необходимо иметь с Иисусом. Присутствие Христа в наших сердцах рождает единство. Он приносит в нашу жизнь две необходимые для единства составляющие: Божественное Слово и Божественную любовь.
Если Иисус пребывает в нашем сердце, значит, у нас есть и Его слово, которое фактически является словом Отца (Ин. 14:24; 17:8, 14). Иисус есть «истина» (Ин. 14:6), и слово Отца также «истина» (Ин. 17:17). Единство в Иисусе — это единство в Слове Божьем. Чтобы достичь единства, нам необходимо согласиться с истиной, представленной в Слове Божьем. Любая попытка добиться единства без приверженности библейскому учению обречена на неудачу.
Господь также желает, чтобы Его последователи были объединены истинной любовью. Если у нас в сердце живет Иисус, значит, мы обладаем совершенной любовью, которую Отец питает к Сыну (Ин. 17:26). Такая любовь — не временная эмоция или преходящее чувство, но живой вечный принцип действия. Чтобы иметь истинную любовь, нам необходимо меньше помышлять о себе, а больше об Иисусе. Наша гордыня должна умереть, а ее место должен занять Иисус. Тогда мы будем по-настоящему, искренне любить друг друга, являя совершенное единство, о котором молился Иисус.
«Когда называющие себя верующими в истину будут освящены истиной, когда они научатся от Христа Его кротости и смирению, тогда в Церкви будет полное и совершенное единство» (Э.Уайт. Знамения времени,® 19 сентября 1900 г.).
Держаться высоких стандартов истины и в то же время иметь глубокую любовь друг к другу всегда непросто. Существует опасность выделять что-то одно за счет другого. Было время, когда главным элементом единства считалась доктрина. К счастью, такая несбалансированная позиция постепенно выровнялась. Однако сегодня мы подвергаемся риску впасть в другую крайность: думать, что для единства любовь важнее, чем истина. Мы должны помнить: любовь без истины слепа, а истина без любви бесплодна. Разум и сердце должны трудиться вместе.
Апостольская Церковь явила единство, о котором молился Христос. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов [в истине], в общении [в любви]» (Деян. 2:42).
Как слова Иисуса, записанные в Мф. 7:1–5, могут помочь нам избегать разделений и конфликтов в Церкви?
Гораздо проще видеть недостатки окружающих, чем свои собственные. Критика дает ложное ощущение своего превосходства, поскольку критик сравнивает себя с окружающими людьми, которые кажутся ему хуже его самого. Однако наша цель — сравнивать себя не с окружающими, а с Иисусом.
С другой стороны, бывают обстоятельства, когда необходимо поговорить о другом человеке. Однако прежде чем это сделать, мы должны задать себе три вопроса:
1. Правда ли то, что я хочу сказать? «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Иногда мы говорим о чем-то как о факте, в то время как это является лишь предположением или догадкой. Кроме того, мы можем неосознанно добавить собственную субъективную оценку, рискуя неверно представить намерения других людей.
2. Назидательно ли то, что я собираюсь сказать? Помогут ли мои слова тем, кто услышит их? Павел призывает нас говорить «только доброе для назидания» (Еф. 4:29). Если какая-то информация является правдой, но при этом не назидает, может быть, лучше этого не говорить?
3. Можно ли сказать это с любовью? То, как мы говорим, настолько же важно, как и что мы говорим (см. Притч. 25:11). Если информация правдива, если она назидает, мы должны убедиться в том, что можем сказать ее таким образом, чтобы не обидеть других людей.
Иаков сравнивает язык с маленьким огоньком, поджигающим большой лес (Иак. 3:5, 6). Услышав сплетни, мы не должны добавлять дров в огонь, ибо «где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Притч. 26:20). Для распространения слухов требуется живая цепь переносчиков сплетен. Мы можем прервать эту цепь, просто отказавшись слушать; а если уже услышали что-то, не передавать дальше. «Вместо того чтобы сплетничать и тем самым создавать зло, будем рассказывать о несравненной силе Христа и говорить о Его славе» (Э.Уайт. Взирая ввысь, с. 306).
Не вызывает сомнения факт, что наша критика окружающих помогает нам чувствовать свое превосходство. Однако что происходит, когда мы сравниваем себя с Иисусом?
Почему примирение с обиженным братом является условием, на котором Бог принимает поклонение? Мф. 5:23, 24.
К жертвеннику приносили различные дары, но Иисус, очевидно, имел в виду жертвоприношение, которое позволяло грешнику получить Божественное прощение. Однако прежде чем получить Божье прощение, мы должны уладить наши отношения с окружающими. Примирение требует смиренного признания своей вины. Как просить о Божьем прощении без примирения с ближними?
Какие три шага следует предпринять, если кто-то нас обидел? Мф. 18:15–18.
Иисус учит: вместо того, чтобы обсуждать чей-то неправильный поступок с окружающими, мы должны прежде всего поговорить с человеком, допустившим ошибку. Более того, целью нашего разговора должна быть не критика, а искреннее желание помочь человеку, указать на его ошибку и пригласить покаяться (Лев. 19:17). В духе кротости и нежной любви мы должны сделать все со своей стороны, чтобы помочь ему увидеть свою ошибку, позволить раскаяться и извиниться. Очень важно не опозорить человека, выставив его проступок на всеобщее обозрение. Это может значительно осложнить процесс его исправления.
В идеале личная беседа должна привести к покаянию и примирению. Однако если обидчик не признает своего проступка и не желает все исправить, следующим шагом будет приглашение одного или двух свидетелей (Втор. 19:15), чтобы они помогли убедить заблуждающегося человека. Они не должны быть лично вовлечены в конфликт, чтобы не быть заинтересованной стороной, призывая человека к покаянию. Если обидчик не пожелает прислушаться к их совету, они смогут засвидетельствовать о предпринятых ими попытках примирения и обличения.
В конце концов, только если первые две попытки не увенчались успехом, нам следует сказать общине, но не ради дисциплинарного взыскания, а для последнего призыва к покаянию. От начала и до конца цель всего этого процесса — исправить, а не наказать (Гал. 6:1).
Мы должны помнить, что исправление является наилучшим способом принести исцеление каждому вовлеченному в конфликт человеку. Когда кто-то причиняет нам боль, почему мы зачастуюне следуем установленному Иисусом порядку действий? Как научиться обуздывать затуманивающее разум желание мести?
Из книги Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 5, прочитайте главу «Христианское единство» (с. 236–248); из книги «Свидетельства для Церкви», т. 8, главу «Единство со Христом в Боге» (с. 239–243).
«В единстве — сила, в разделении — слабость. Когда верующие в истину для настоящего времени едины, они оказывают большое влияние. Сатана хорошо понимает это. Никогда еще он не был более решительно настроен, чем сейчас, лишить Божью истину ее эффективности, вызывая обиды и расколы среди народа Божьего (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 236).
«Нам нужно стремиться думать обо всех людях хорошо, особенно о наших братьях, если только обстоятельства не вынудят нас думать иначе. Нам не следует поспешно подхватывать чужие слухи и принимать их на веру. Слухи часто являются следствием зависти или недоразумений, либо они могут быть результатом преувеличения или частичного сокрытия фактов» (там же, с. 58).
Вопросы для обсуждения:
Как вы взаимодействуете с людьми, которые, имея неправильные взгляды (вы в этом уверены), добры, хорошо расположены к вам, проявляют любовь, несмотря на различия во взглядах? Как вы должны относиться к ним? С другой стороны, как вы относитесь к людям, которые, несмотря на ваше с ними согласие в теологических вопросах, грубы, склонны к осуждению и не проявляют любви к инакомыслящим?
Удается ли поддерживать единство в вашей общине? Как нехристианин, глядя на христиан, может увидеть христианское единство?
Иисус учит нас прощать своих обидчиков. Но как быть, если они не каются и не просят у нас прощения? Как нам к ним относиться?
Как связаны любовь и дисциплина?
Представители экуменического движения заявляют о своем стремлении создать единство, о котором молился Христос. Какими бы благими ни были их мотивы, какие проблемы мы видим в экуменическом движении, помимо известных нам проблем, касающихся событий последнего времени?
«Нам нужно стремиться думать обо всех людях хорошо, особенно о наших братьях, если только обстоятельства не вынудят нас думать иначе». Как нам следует понимать это выражение Эллен Уайт, особенно в контексте падшей человеческой природы?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →