«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).
Заповедь о любви к ближнему появилась задолго до Нового Завета. В Ветхом Завете Бог уже велел Своему народу: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) и «люби его [пришельца], как себя» (Лев. 19:34).
Почему же Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам»? Новизна данного Иисусом повеления заключается в его новом измерении — «как Я возлюбил вас». До воплощения Христа людям еще не была раскрыта вся полнота Божьей любви. Теперь же в Своей бескорыстной жизни и смерти Иисус явил истинный, глубочайший смысл любви.
«Любовь была той стихией, в которой Христос действовал, ходил и трудился. Он пришел, чтобы заключить мир в объятия Своей любви… Мы должны следовать оставленному Христом примеру, сделать Его своим образцом, пока у нас не будет такой же любви к окружающим, какую Он проявил к нам» (Э. Уайт. Забота нашего Отца, с. 27).
В течение недели мы будем размышлять о нежной, полной сочувствия и внимания к людям, сострадательной жизни Иисуса. Пусть же наши сердца будут тронуты и наполнены Его Божественным принципом активной любви, являющейся знамением истинного христианства.
Что приведенные тексты сообщают о том, как Иисус относился к людям? Мф. 9:36; 14:14; 15:32.
Каким принципом руководствовался Иисус, соприкасаясь с разными людьми? Мк. 10:21; Ин. 11:5.
Каждый акт милосердия, каждое чудо, каждое слово Иисуса были мотивированы Его бесконечной, непоколебимой и вечной любовью. В конце Своей жизни Он убедительно явил ученикам, что, возлюбив их от начала, «до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). Своей смертью на кресте Спаситель показал всей Вселенной, что бескорыстная любовь — всепобеждающая сила. В свете Голгофы ясно видно, что принцип самоотверженной любви является единственным надежным основанием жизни на земле и на небесах.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Как вы понимаете значение этих слов в практической повседневной жизни? Как можно день за днем проявлять такую любовь?
Жить подобно Иисусу — значит являть такую же любовь, какую являл Он. Господь проиллюстрировал эту любовь в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:30–37), которую рассказал одному законнику. Законник резюмировал наш долг перед Богом и ближними: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Законник хорошо знал Писание (он процитировал наизусть Втор. 6:5 и Лев. 19:18), но, должно быть, испытывал чувство вины из-за того, что не проявлял любви к ближнему. Пытаясь оправдать себя, он спросил Иисуса: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29).
Как Иисус объяснил, кто такой ближний? Какое значение притча о милосердном самарянине имеет для нас? См. Лк. 10:30–37. Как заповедь о необходимости любить ближнего, как самого себя, связана с золотым правилом? Мф. 7:12.
Отвечая на вопрос: «Кто мой ближний?», Иисус показал, что ближним может быть любой человек, нуждающийся в нашей помощи. Поэтому вместо того чтобы спрашивать: «Что мой ближний может сделать для меня?», мы должны спросить: «Что я могу сделать для своего ближнего?»
Иисус пошел гораздо дальше тогдашнего обычного отрицательного изложения этого правила: «Не делай другим того, что не нравится тебе самому». Представив его позитивно, Он коснулся не только того, чего нам следует избегать, но главным образом того, что нам нужно делать. Нам важно помнить: этот принцип не говорит, что мы должны относиться к окружающим так, как они относятся к нам. В конце концов, легко быть добрым к тем, кто проявляет добро по отношению к нам, или недоброжелательным к своим недоброжелателям — это свойственно большинству. Однако наша любовь к ближнему никогда не должна зависеть от его отношения к нам.
Подумайте о человеке, который плохо к вам относится. Как вы реагируете на это? Вспомните, как Иисус относился к людям, жестоко обращавшимся с Ним. Как пример Христа побуждает вас лучше относиться к тем, кто не проявляет к вам доброго отношения?
Какова основная весть, содержащаяся в отрывке Мф. 25:31–46?
В последний день будет много сюрпризов. Стоящие по правую руку Сына Человеческого никогда не представляли, что их проявление бескорыстной любви будет иметь решающее значение. Христос ценит не только произнесенные красноречивые проповеди, добросовестно выполненную большую работу, щедрые денежные пожертвования. Он с радостью пригласит на небеса и тех, кто проявил даже небольшую заботу о Его наименьших собратьях.
Комментаторы предлагают разные толкования относительно того, кто такие «меньшие братья» (Мф. 25:40). Важно установить, кто это, чтобы знать степень нашей христианской ответственности. Некоторые толкователи утверждают, что меньшие братья Иисуса — это апостолы и другие христианские миссионеры. Они основывают свой взгляд на Мф. 10:40–42 и считают, что судьба всего человечества зависит от того, как люди относились к христианским миссионерам. Другие исследователи, основываясь на Мф. 12:48–50, считают, что меньшие братья Иисуса — это все Его последователи в целом. Несомненно, все последователи Иисуса являются Его братьями, но масштаб слов Иисуса еще более широк. Христос «отождествляет Себя с каждым человеком… Он — Сын Человеческий, и потому Он — брат каждому сыну и каждой дочери Адама» (Э. Уайт. Желание веков, с. 638).
Подумайте о времени, когда вы отчаянно нуждались в помощи и кто-то помог вам. Что значила для вас в ваших страданиях и боли эта помощь? Как данный опыт свидетельствует о важности нашей всемерной искренней помощи окружающим в их нуждах?
Наивысшим подтверждением подлинного христианства является любовь к врагам. Иисус установил этот высокий стандарт в отличие от преобладающей идеи того времени. К заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) многие добавили продолжение, которого Господь никогда не произносил и не планировал: «и ненавидь своего врага». Конечно, это продолжение никак не связано с библейским текстом.
Согласно учению Христа, как на практике проявляется любовь к врагам? Лк. 6:27, 28.
Враг может проявлять к нам враждебность в трех направлениях: через неприязнь («ненавидящим вас»), плохие слова («проклинающих вас») и оскорбительные действия («обижающих вас и гонящих вас») (Мф. 5:44). Христос учит, что на это тройное выражение враждебности следует реагировать тройным проявлением любви: делать для них добро («благотворите» им), говорить им добро («благословляйте» их) и ходатайствовать за них перед Богом («молитесь» за них). «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) — это христианский ответ на враждебность и неприязнь.
Какие причины привел Иисус, объясняя, почему мы должны любить своих врагов? Лк. 6:32–35.
Чтобы помочь нам понять эту высокую заповедь, Господь использовал три аргумента. Во-первых, наша жизнь должна строиться на более высоких стандартах, чем стандарты этого мира. Даже грешники любят друг друга, и даже преступники помогают друг другу. Если следование за Христом не возвышает нас, не побуждает жить лучше и любить сильнее, чем мирские люди, в чем же тогда ценность этого следования? Во-вторых, Бог вознаградит нас за любовь к врагам; и хотя мы любим не за награду, Он щедро дарует нам ее. И, в-третьих, такая любовь служит свидетельством нашего тесного общения с Небесным Отцом, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35).
Учение Иисуса устанавливает такой высокий идеал бескорыстной, полной любви жизни, что большинство из нас, наверное, чувствуют себя ошеломленными и обескураженными. Как можем мы, эгоистичные по природе, бескорыстно любить своего ближнего? Более того, можем ли мы вообще любить своих врагов? С человеческой точки зрения это невозможно.
Но Господь никогда не попросил бы нас любить и служить ненавистным и неприятным людям, не даровав нам для этого все необходимое. «В основании каждой заповеди, каждого Божественного предписания лежит определенное жизнеутверждающее обетование. Бог создал все условия, чтобы мы могли уподобиться Ему, и Он усовершит всех, кто не противопоставляет Ему свою извращенную волю и не отвергает тем самым Его благодать» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 76).
Какое обетование лежит в основании заповеди о любви к врагам? Это заверение в том, что Бог добр и милостив к неблагодарным и злым (Лк. 6:35, 36), включая и нас. Мы можем любить наших врагов, потому что Бог сначала возлюбил нас, хотя мы были Его врагами (Рим. 5:10). Когда мы ежедневно подтверждаем свое принятие Его исполненной любви жертвы, принесенной ради нас на кресте, Его жертвенная, бескорыстная любовь наполняет нашу жизнь. Чем больше мы сознаем и испытываем любовь Господа к нам, тем больше Его любовь будет изливаться через нас на других, даже на наших врагов.
Как пребывание во Христе, в Его любви связано с любовью к ближнему? Ин. 15:4–12.
Мы ежедневно нуждаемся не только в принятии смерти Христа ради нас, но также в подчинении Ему нашей воли и в пребывании в Нем. Как поступал Сам Иисус — не искал Своей воли, но воли Отца (Ин. 5:30), так и мы должны зависеть от Иисуса и Его воли. Ибо без Него мы не можем делать ничего.
Когда мы ежедневно принимаем решение подчинить себя Иисусу, Он живет в нас и через нас. Тогда «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) и меняет мои эгоцентричные установки на самоотверженную, наполненную любовью жизнь.
Еще раз прочитайте Ин. 15:4–12. О какой радости говорит здесь Иисус? Как мы можем в своей жизни испытывать радость, которая приходит в результате служения Ему, даже если не особо довольны окружающими нас обстоятельствами?
Прочитайте из книг Э. Уайт «Желание веков» главы «Милосердный самарянин» (с. 497–505) и «Одному из сих братьев Моих меньших» (с. 637–641).
«Вокруг нас — бедные, уставшие души, нуждающиеся в сочувственном слове и поддержке делом. Вдовы, которые нуждаются во внимании и помощи, сироты, заботу о которых Христос вверил Своим последователям… Они — члены великой семьи Бога, и христиане, будучи Его управителями, ответственны за них. „Кровь его, — говорит Он, — взыщу от руки твоей”» (Э. Уайт.Наглядные уроки Христа, с. 386, 387).
«Не величие работы, которую мы делаем, но любовь и верность, с которой ее выполняем, заслуживают одобрение Спасителя» (Э. Уайт. В небесных обителях, с. 325).
Вопросы для обсуждения:
На первый взгляд кажется, что притча об овцах и козлах учит спасению по делам; то есть чем больше добрых дел мы делаем, тем больше у нас шансов попасть в Царство Божье. Но удивление спасенных свидетельствует о том, что они проявляли любовь не с целью заслужить что-то. Иисус ясно учил, что вечная жизнь — это результат веры в Него (Ин. 3:15; 6:40, 47; 11:25, 26). Истинные дела любви исходят от веры и любви к Богу (Гал. 5:6). Такие дела являются свидетельством спасения, а не его причиной. Как мы можем стараться творить дела любви и в то же время избегать ошибочного представления о том, что мы делаем все это с целью заработать себе право быть на небесах? Почему мы всегда должны видеть разницу между плодом спасения и средством его достижения?
Одно дело любить «врагов», когда они представляют собой лишь раздражающих, недружелюбных людей, таких как неприятные сотрудники, грубые знакомые или неблагодарные соседи. Это довольно сложно. Но как насчет настоящих врагов — людей, причинивших вам вред или намеревавшихся причинить вред вам или вашей семье? Как нам любить их? Есть ли какое-то облегчение в том, что нам не велено любить их, «как себя»?
Люди могут спорить с нами на богословские темы, по поводу нашего учения, образа жизни и других вопросов. Но что можно сказать против бескорыстной, неэгоистичной любви? Бескорыстная любовь являет силу, превосходящую рациональные или логические аргументы. Как мы можем научиться проявлять такую любовь, чего бы нам это ни стоило?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →