«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Никодима влекло ко Христу, но он не решался посетить Его открыто, поэтому пришел ночью. Он вежливо поприветствовал Иисуса, признав Его Учителем от Бога. Господь знал, что за этим учтивым приветствием стоит искатель истины, посему, не тратя времени, сказал Никодиму, что ему не столько нужны теоретические познания, сколько духовное возрождение, новое рождение.
Никодиму было трудно признать это. Как потомок Авраама он считал, что место в Царстве Божьем ему гарантировано. Кроме того, будучи скрупулезным фарисеем, он непременно заслуживал Божье расположение, разве не так? Для чего же ему нужна столь радикальная перемена?
Иисус терпеливо объяснил, что духовное преобразование — это сверхъестественное действие, совершаемое Святым Духом. Хотя мы не видим и часто не понимаем, как это происходит, однако можем увидеть результаты такого действия. Мы называем это обращением, новой жизнью во Христе.
Мы не только должны всегда помнить, как Господь призвал и обратил нас, но нам также необходимо постоянно, ежедневно пребывать в Нем, чтобы Он более и более преобразовывал нас по Своему образу.
Ревностная христианка, встретившись с политическим деятелем, спросила: «Пережили ли вы повторное рождение?» Рассердившись, как ей показалось, на столь личный вопрос, политик ответил: «Удалось с первого раза, спасибо».
Учитывая нашу падшую природу, первого рождения нам явно недостаточно, по крайней мере для вечной жизни. Поэтому мы должны родиться свыше.
Прочитайте разговор Иисуса с Никодимом в Ин. 3:1–15. Как Иисус объяснил, что значит родиться свыше?
Несомненно, Никодим, учитель Израиля, знал ветхозаветные Писания, в которых говорится о необходимости иметь «сердце новое», и о Божьем желании сотворить его в нас (Пс. 50:12; Иез. 36:26). Иисус объяснил Никодиму данную истину и как это может произойти.
Записанный Иоанном диалог заканчивается словами Иисуса. Никодим не дает ответа. Наверное, он отправился домой, погруженный в глубокие раздумья. Святой Дух тихо работал в нем, и через три года Никодим был готов открыто стать учеником Иисуса.
Факт, что нам необходимо родиться свыше, свидетельствует: с духовной точки зрения первого рождения недостаточно. Новое рождение должно быть двойным: от воды и Духа. В свете служения Иоанна Крестителя Никодим вполне понимал, что рождение от воды относится к водному крещению. Но ему также необходимо было знать, что рождение от Духа — это обновление сердца Святым Духом.
Между физическим и духовным рождением есть сходства. Оба знаменуют начало новой жизни. Кроме того, ни одно рождение человек не осуществляет сам; другие совершают это для него. Но между ними есть и важное различие: если физическое рождение происходило без нашего согласия, то относительно духовного рождения только мы вправе сделать выбор. Свыше рождаются только те люди, которые охотно позволяют Святому Духу творить в них новое духовное естество. Бог уважает нашу свободу, и, несмотря на глубокое желание изменить нас, Он не делает это насильно.
Подумайте о том, как Бог совершал в вас преобразования. Возможно, преобразование происходило в результате драматических обстоятельств, а может, это был долгий незаметный процесс. Каким образом вы испытали рождение свыше?
Родиться свыше можно лишь благодаря работе Святого Духа. Иисус использовал греческое слово «пнэума», означающее «дух» и «ветер», чтобы проиллюстрировать процесс обращения (Ин. 3:8). Ветер дует, и никто из нас не может его вызвать, направить или остановить. Это великая сила, неподвластная человеческому контролю. Мы лишь можем реагировать на него, сопротивляться ему или использовать его потенциал в своих интересах.
Таким же образом и Святой Дух постоянно работает над сердцем каждого человека, привлекая его ко Христу. Никто не может контролировать Его великую преобразующую силу. Мы можем сопротивляться ей или принять ее. Когда мы открываемся для увещеваний и обличений Святого Духа, Он творит в нас новую жизнь.
Новая жизнь во Христе — это не что-то зыбкое, проявляющееся в некоторых внешних изменениях. Это не видоизменение или улучшение прежней жизни — это полное преобразование.
Что сообщают приведенные тексты о процессах, происходящих в нас в результате нового рождение? Тит. 3:5–7; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15.
Через Святого Духа Христос вселяет в нас новые мысли, чувства и мотивы. Он пробуждает нашу совесть, изменяет сознание, помогает подавлять каждое порочное желание и наполняет нас сладостным миром небес. Хотя изменение не происходит быстро, со временем мы действительно становимся новым творением во Христе. Это необходимо, поскольку человек грешен и сам не способен измениться.
Подумайте о своей жизни за последние 24 часа. Увидели ли окружающие вас люди Христа в ваших словах, взглядах, действиях? Молитесь об изменении тех качеств вашего характера, которые огорчают Христа.
Преуспевающая духовная жизнь возможна только в том случае, если мы непрестанно зависим от Христа. Иисус использовал иллюстрацию с виноградной лозой, чтобы научить нас этой зависимости. «Я есмь лоза, а вы — ветви», — сказал Иисус (Ин. 15:5). В Ветхом Завете Израиль был изображен насажденным Господом виноградником (Ис. 5:1–7; Пс. 79:9, 10; Иер. 2:21). Но Иисус представляет Себя истинной виноградной лозой (Ин. 15:1) и призывает Своих последователей быть едиными с Ним, как ветви едины с лозой.
Что сообщает нам приведенный библейский отрывок о постоянном пребывании во Христе? Ин. 15:4–10.
Ветвь, недавно отсеченная от лозы, может какое-то время казаться живой, однако она непременно засохнет и умрет, поскольку была отрезана от источника жизни. Подобным образом мы получаем жизнь только благодаря связи со Христом. Но чтобы быть плодовитыми, необходимо поддерживать эту связь. Общение с Богом по утрам важно, но оно должно продолжаться в течение всего дня. Пребывание во Христе означает непрестанное стремление к Нему, просьбы о Его водительстве, молитвы о Его силе для повиновения Его воле и мольбы о наполнении Его любовью.
Попытка жить христианской жизнью независимо от Господа — одна из самых коварных ловушек. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Без Него мы не можем противостоять ни одному искушению, не можем преодолеть ни один грех или развить в себе христоподобный характер. Новая духовная жизнь может развиваться только в результате непрерывного общения с Христом.
Читая Слово и размышляя над ним, мы питаемся и укрепляемся. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», — сказал Иисус (Ин. 6:63). Хранимые в сердце и разуме, эти слова будут вдохновлять наши молитвы, чтобы мы могли поддерживать связь с Господом. Хотя очень легко отвлекаться на «заботы века сего» (Мк. 4:19), мы должны прилагать целенаправленные усилия, чтобы пребывать в Иисусе.
Что больше всего мешает вам постоянно пребывать во Христе? Какие шаги вы можете предпринять, чтобы устранить эти препятствия или преодолеть их?
Чтобы пребывать во Христе и возрастать духовно, наряду с изучением Библии также необходима молитва. Даже Сам Иисус нуждался в молитве, чтобы поддерживать связь с Отцом. Спаситель оставил нам пример молитвенной жизни. Молитвой отмечены все критические моменты Его жизни. Он молился, когда принимал крещение; часто молился в безлюдных местах до наступления утренней зари или на горном склоне после захода солнца. Нередко Иисус проводил в молитве всю ночь, например, перед избранием двенадцати апостолов. Он молился перед воскрешением Лазаря. Даже крест не мог воспрепятствовать Ему молиться.
Но почему мы должны представлять Богу наши нужды в молитве, если «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8)? Потому что через молитву мы учимся не полагаться на себя и становимся более зависимыми от Бога.
Как разные части молитвы Господней могут способствовать нашему возрастанию во Христе? Мф. 6:9–13.
Иисус — наш Посредник на небесах. Поэтому Он научил нас направлять свои молитвы Отцу во имя Иисуса Христа. «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23). Христос учил, что для исполнения этого удивительного обетования необходимо выполнить определенные условия. Нам необходимо верить, что Бог может нам ответить (Мф. 21:22). Также мы должны быть готовы простить своего ближнего (Мк. 11:25). И самое главное: наша воля всегда должна быть подчинена воле Отца (Мф. 6:10; Лк. 22:42). Любая «отсрочка» с ответом не должна нас разочаровывать, наоборот, мы должны постоянно молиться и не унывать (Лк. 18:1).
«Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1) — эта просьба всегда актуальна, независимо от того, как давно мы приняли Христа как своего Спасителя. Какая составляющая вашей молитвенной жизни нуждается в возрастании и прикосновении Божьей благодати?
Парадоксально, но только умирая (в переносном смысле), мы можем жить по-настоящему. Крещение — символ смерти ветхой, греховной природы и воскресения для новой жизни. Было бы замечательно, если бы ветхий человек греха навсегда умер во время погружения в воды крещения. Однако рано или поздно мы все обнаруживаем, что наши прошлые привычки и наклонности все еще живы и усиленно пытаются господствовать над нами. После крещения необходимо вновь и вновь умерщвлять свою ветхую природу. Поэтому Иисус сравнивал христианскую жизнь с крестом.
Что означает крест, о котором идет речь в текстах Лк. 9:23, 24?
Многие думают, что крест, который им нужно нести, — это серьезная болезнь, неблагоприятные жизненные обстоятельства или постоянная нетрудоспособность. Хотя все это действительно тяжело и иногда слово «крест» может иметь и такое значение, однако приведенные слова Иисуса имеют более глубокое значение. Взять свой крест — значит каждый день отрекаться от себя. Не время от времени, а каждый день; не от чего-то одного в себе, а от всего себя.
Христианская жизнь — крестообразная жизнь. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19, 20). В древнем мире жертвы распятия не умирали сразу. Обычно они мучились, вися на кресте в течение многих часов, а порой по нескольку дней. Наша ветхая природа, хотя и распята, пытается выжить, освободиться от креста.
Нелегко отвергнуть себя. Греховная природа не отступает, ветхий человек не желает умирать. Кроме того, мы не можем пригвоздить себя ко кресту. «Никто не может освободиться от своего „я“. Мы лишь можем позволить Христу совершить эту работу. Душа ваша должна восклицать: „Господи, возьми мое сердце, поскольку я сам не в состоянии отдать его Тебе. Оно принадлежит Тебе по праву. Очисти его, ибо я сам не могу сохранить его чистым для Тебя. Спаси меня вопреки стремлениям моего „я“, слабого, утратившего Твой образ. Воссоздай меня и обнови, возвысь меня до чистых и святых высот небесных, где щедрый поток Твоей любви сможет омывать мою душу”.
Подобное самоотречение должно совершаться не только в начале нашей христианской жизни. Мы должны обновляться с каждым новым шагом на пути к небесам… Благодаря лишь постоянному самоотречению и зависимости от Христа мы можем жить в безопасности» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 159). Необходимо каждый день отдавать себя Господу.
Когда в последний раз вы умирали для своего «я»? Что открывает ваш ответ, особенно в контексте изучаемых сегодня текстов?
Прочитайте из книги Э. Уайт «Путь ко Христу» главу «Посвящение» (с. 43–48); из книги «Желание веков» главу «Никодим» (с. 167–177).
«Борьба со своим „я” — это самая большая битва, которую когда-либо приходилось вести людям. Чтобы смирить свое „я”, полностью покориться воле Божьей, нужно прилагать усилия. Без самоотдачи Богу человеку недоступна новая жизнь в святости» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 43).
«Мы не можем цепляться за собственное “я“ и одновременно исполняться полнотой Божьей. Мы должны освободиться от себялюбия. Если мы и достигнем неба, то произойдет это только через отречение от своего “я“ и принятие ума и воли Христа Иисуса» (Э. Уайт. В небесных обителях, с. 155).
«Когда Дух Божий овладевает сердцем, Он преображает жизнь. Исчезают греховные помышления, человек перестает совершать злые поступки, и там, где царили гневливость, зависть и раздоры, воцаряются любовь, смирение и мир. Печаль сменяется радостью, лицо человека просветляется, отражая небесный свет… Благословения даются тому человеку, чья душа верою покоряется Богу. И тогда сила, невидимая для человеческого глаза, творит новое существо по образу Божьему» (Э. Уайт. Желание веков, с.173).
Вопросы для обсуждения:
Каков ваш личный опыт пребывания во Христе? Что происходит, когда вы соединяетесь с Иисусом? Что происходит в обратном случае?
Кто не переживал из-за молитв, которые якобы остались без ответа? Как вам удается сохранять веру в Бога и Его обещания, когда на ваши просьбы не поступает желаемого ответа? О чем чрезвычайно важном мы должны всегда помнить в таких ситуациях?
Что мы должны ежедневно отвергать в себе, в самой своей сущности? Подумайте: если бы вы не отвергали себя, позволяя эгоизму управлять вашими мыслями и поступками, какой была бы ваша жизнь? Напоминала бы она хоть в чем-то жизнь нашего Учителя? Что ваш ответ говорит вам о самих себе, о том, какими бы вы были без Христа?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →