«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14, 15).
Когда в пустыне израильтян жалили змеи, Бог повелел Моисею сделать медного змея и поместить его на шест, чтобы любой ужаленный змеей человек мог посмотреть на него и остаться в живых.
Какими целительными свойствами может обладать медный змей? Никакими. Исцеление исходило от Бога. Однако, взирая на медное изделие, израильтяне выражали свою веру в Бога как единственную надежду на жизнь и спасение.
Господь желал преподать им духовный урок. Он преобразовал символ смерти в символ жизни. Медный змей был символом Христа, Который ради нашего спасения стал Носителем наших грехов. Верой мы все можем взирать на вознесенного на кресте Христа и обрести исцеление от смертельного укуса древнего змея, сатаны. Иначе мы обречены на смерть в собственных грехах. Слово Божье открывает нам неопровержимую истину: как люди мы являемся грешниками, нуждающимися в благодати, и эта благодать была предложена нам во Христе Иисусе.
В течение недели мы будем исследовать поучения Иисуса относительно простых практических шагов, необходимых для спасения.
Прочитайте Лк. 5:27–32. Как вы можете узнать, к какой группе упомянутых здесь людей принадлежите?
Итак, первым шагом к получению исцеления от греха является признание своего греховного состояния и полной неспособности исцелить себя. Но как нам увидеть нашу истинную нужду, если мы слепы? Как признать себя грешниками, если именно грехи не дают нам увидеть свое настоящее состояние?
Кто может открыть наши духовные глаза, чтобы мы осознали свою отчаянную нужду в Спасителе? Ин. 16:8.
Единственной «глазной мазью», которая в состоянии помочь нам увидеть свое истинное духовное положение, является Святой Дух. Прежде чем совершать в нас какую-либо работу, Он должен обличить нас о грехе. Он настойчиво взывает к нашей совести, дабы привести нас к осознанию своих грехов и глубокому чувству вины; и только тогда мы увидим свою великую нужду в Спасителе. Услышав этот зов, мы должны повиноваться ему, иначе вскоре станем настолько бесчувственными к влиянию Святого Духа, что Он уже ничего не сможет сделать для нас. Какая страшная мысль!
Хотя иногда чувство вины может стать непосильным бременем, тем не менее как Святой Дух может использовать это чувство для нашей духовной пользы?
Недостаточно просто признать собственные грехи, признание должно сопровождаться покаянием. Библейское покаяние включает в себя три аспекта: признание своего греха, скорбь из-за содеянного греха и желание не грешить. Если отсутствует один из этих аспектов, истинного покаяния не происходит. Например, Иуда признал свой грех, но ему недоставало скорби из-за того, что Он предал своего Учителя (Мф. 27:3, 4). Его мучила совесть, но не было истинного раскаяния. Его исповедание было вызвано страхом возможных последствий, но не любовью ко Христу.
Как Иисус подчеркивал нужду каждого человека в покаянии для обретения спасения? Какую весть Он передает нам? Лк. 13:1–5.
Иисус утверждал, что все люди грешные, поэтому предупреждал Своих слушателей: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (стих 5). Без покаяния искупление невозможно, ибо отсутствие покаяния свидетельствует о том, что люди отказываются довериться Господу.
Апостол Павел подчеркивал: «Благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Что это значит? Глыба льда может расколоться на маленькие кусочки, но эти кусочки так и останутся льдинками. Но ту же глыбу льда можно поместить рядом с огнем, и она растает, превратившись в воду. Лед нашей гордости может растаять, только если на нас воздействует тепло благости и любви Бога. Поэтому очень важно как можно чаще взирать на дарованные нам свидетельства Божьей любви.
«Не мы раскаиваемся для того, чтобы Бог мог любить нас, но Он открывает нам Свою любовь для того, чтобы мы могли покаяться» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 189).
Какие свидетельства Божьей любви вы можете привести? Что из пережитого вами или другими людьми убеждает вас доверять Его благости? Почему важно всегда помнить эти опыты, особенно в трудные времена?
Истинное покаяние идет рука об руку с верой в Иисуса как нашего единственного Спасителя. Иисус часто говорил о необходимости верить в Него, чтобы получить Его благословения. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). Вера крайне важна для спасения. Сатана знает об этом, поэтому прилагает все усилия, чтобы помешать нам верить (Лк. 8:12).
Женщину, которая вела греховную жизнь, Иисус заверил: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя» (Лк. 7:48, 50). Что это значит? Спасает ли нас наша вера?
Согласно евангельским повествованиям, когда Иисус исцелял некоторых людей, Он говорил им: «Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22; Мк. 10:52; Лк. 17:19). Произнося эти слова, Господь не приписывал их вере какую-то целительную силу. Их вера заключалась в полном уповании на силу Иисуса, способную их исцелить. Сила веры исходит не от верующего человека, а от Бога, в Которого этот человек верит.
Почему нам следует очень взвешенно оценивать роль веры в молитве, особенно когда мы просим об исцелении? Учитывая вышеприведенные стихи, почему будет неправильно заключить: если в результате нашей молитвы исцеление не наступает, значит, у нас недостаточно веры?
Каким же образом мы можем быть праведными перед Богом? Притча о брачном пире указывает на источник истинной праведности.
Прочитайте Мф. 22:2–14. Почему царь хотел убедиться, что каждый гость облачен в брачную одежду? Что символизировала эта одежда? См. также Ис. 61:10; Зах. 3:1–5.
Царь раздал гостям брачные одежды, за которые не нужно было платить. Присутствующие были приглашены наугад. Их собрали из разных мест, и, вероятно, они не имели соответствующей брачной одежды, а у некоторых не было и денег для ее приобретения. И приглашение, и одежда были дарами царя. Единственное, что требовалось от присутствующих, принять оба дара.
Как царь в притче, Бог дарует нам необходимую одежду. Он приготовил одежды для Адама и Евы и одел их (Быт. 3:21), что являлось символом Его праведности, покрывающей кающегося грешника. Господь также дарует одежду Христовой праведности Своей Церкви, чтобы она могла «облечься в виссон чистый и светлый» (Откр. 19:8) и была «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27). «Виссон — это праведность Самого Христа, Его собственный безупречный характер, который через веру дается всем, кто принимает Христа как своего личного Спасителя» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 310).
Почему мы должны понимать, что наше спасение зависит от Христовой праведности, которую Он безвозмездно нам дает? Почему мы всегда должны об этом помнить?
Когда, веруя, мы признаем свою нужду, каемся, исповедуем грехи и уповаем на праведность Христа, то становимся Его учениками. Во время Своего служения Иисус призывал разных людей, таких как Петр, Иаков и Иоанн, стать Его учениками. Этот призыв подразумевал оставление всего ради следования за Ним (Мф. 4:20, 22; Мк. 10:28; Лк. 5:28). Фактически в Евангелиях глагол «следовать» стал синонимом слову «ученик».
Какие две составляющие необходимы для того, чтобы быть учеником Иисуса? Ин. 8:30, 31.
Некоторые люди пытаются отделить веру в Иисуса от приверженности Его учению, как будто первое более важно, чем второе. Но Иисус не делал подобного разделения. В контексте истинного ученичества Он тесно связывал оба аспекта. Ученик Иисуса предан Его Личности так же, как и Его словам. Хотя всегда существует опасность чрезмерно сосредоточиться на доктринах и формах веры и потерять из виду Самого Иисуса, тем не менее мы также должны сознавать опасность уйти в другую крайность и решить, что только вера в Иисуса имеет значение в наших отношениях с Господом.
Какова цена ученичества? Лк. 14:25–27.
Иисус использовал глагол «ненавидеть» в качестве гиперболы (преувеличения), чтобы передать идею «любить меньше». Параллельный отрывок в Мф. 10:37 проясняет значение Его слов: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Если мы хотим быть учениками Иисуса, Он должен занимать первое место в нашей жизни.
Какую цену платите вы за то, чтобы следовать за Христом и быть Его учеником? Что ваш ответ говорит о ваших взаимоотношениях с Господом?
Прочитайте из книги Э. Уайт «Путь ко Христу» главу «Покаяние» (с. 23–32).
«Мы так же не можем покаяться без Духа Христова, пробуждающего совесть, как не можем получить прощение без Христа» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 26).
«Взирая на Агнца Божьего, распятого на Голгофском кресте, мы начинаем лучше понимать тайну искупления, и благость Божья ведет нас к покаянию. Своей смертью ради спасения грешников Христос явил непостижимую любовь. Эта любовь, понятая грешником, смягчает его сердце, пленяет разум и пробуждает в душе раскаяние» (там же, с. 26, 27).
«Смиренное и сокрушенное сердце, покоренное истинным покаянием, сможет хотя бы отчасти постичь любовь Бога и жертву, принесенную на Голгофе. Как сын признается в своих проступках перед любящим отцом, так истинно кающийся грешник откроет Богу все свои беззакония. „Если исповедуем грехи наши, — говорит Библия, — то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды“ (1 Ин. 1:9)» (там же, с. 41).
Вопросы для обсуждения:
Многие пытаются заглушить чувство вины алкоголем, наркотиками, мирскими удовольствиями или чрезмерным погружением в дела. Почему ни один из этих методов не эффективен? Как помочь человеку, находящемуся в подобном состоянии, прийти к истинному решению проблемы вины?
Можно признавать свои грехи, не принося «плодов покаяния». Почему это не настоящее покаяние? А что такое «плоды покаяния»? Может быть, это добрые дела, совершаемые с целью добиться Божьего расположения? Поясните ваш ответ.
Поразмышляйте над фактом, что Христова праведность дается нам даром, но обходится очень дорого. Хотя нам не нужно за нее платить, однако Господу на кресте пришлось уплатить за нее безмерную цену. Подумайте, в каком падшем состоянии мы находимся, представьте всю серьезность греха, ведь для нашего спасения от него потребовалось нечто столь «экстремальное», как смерть Сына Самого Бога!
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →