«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).
Проведя более двух лет в общественном служении, Иисус спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16:13). Им было нетрудно сообщить, что они слышали о Нем от людей. Однако следующий вопрос Иисуса оказался более трудным: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). Теперь вопрос был обращен непосредственно к ним. Иисус не спрашивал их мнения о том, какое впечатление Он производит или что они думают о Его характере. Его вопрос касался самой сущности Личности Иисуса. Он требовал от учеников выражения их личных убеждений и веры.
Рано или поздно каждому придется ответить на этот вопрос. Каждый должен лично решить, кто для него Иисус. Нам нисколько не поможет повторение слов или исповеданий других людей; мы должны искренне засвидетельствовать, во что верим лично мы. И, конечно, от этого ответа зависит судьба каждого человека.
Более всего Иисус любил называть Себя Сыном Человеческим. В Евангелиях отмечено, что Он называл Себя этим именем свыше 80 раз. Другие люди никогда не обращались к Нему так. Это имя Он избрал с особым намерением.
Такое идиоматическое выражение было обычным в Ветхом Завете. Не считая одного исключения, оно всегда относилось к человеку; таким образом, Иисус использовал его, чтобы подчеркнуть Свою человеческую природу.
Для случайного наблюдателя Иисус казался обычным человеком, который жил среди людей, как один из множества других. Большинство Его современников видело в Нем только человека (Ин. 7:46). Многие относились к Нему, как к одному из них, некоторые насмехались над Ним (Лк. 8:53), критиковали Его (Мф. 11:19), даже «ругались над Ним и били Его» (Лк. 22:63). Для них Он был просто еще одним человеком.
К сожалению, им не удалось увидеть нечто большее в имени Сын Человеческий. Хотя, согласно Дан. 7:13, 14, «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство». Иудеи отождествляли этого Сына человеческого с Мессией. Поэтому, когда Иисус использовал данное имя, Он приоткрывал истину о том, что является обещанным Мессией, воплощенным Христом.
Прочитайте Мф. 24:30; 25:31; 26:64. Что в приведенных словах Иисуса перекликается с Дан. 7:13, 14?
Почему для нас так важно знать, что Иисус был воистину Человеком? Какое значение Его человеческая природа имеет для нашего спасения? Какое значение она имеет для нашей повседневной жизни, особенно когда мы боремся с искушением и грехом?
Имя «Сын Божий» использовал не только Гавриил (Лк. 1:35), но также некоторые люди, когда обращались к Иисусу (Мф. 14:33; Мк. 15:39; Ин. 1:49; 11:27). Он принимал такое обращение, но был осторожен в применении этого имени к Себе, поскольку Его могли побить камнями. Тем не менее Библия неоднократно говорит о Его особых взаимоотношениях с Отцом.
Взаимоотношения Отца и Сына уникальны. Христос — единственная Личность во Вселенной, Которая наслаждается подобными взаимоотношениями, поскольку только Он обладает такой же природой, как и Отец. Нам, верующим людям, было даровано преимущество стать детьми Божьими. Но Иисус всегда был, есть и будет уникальным Сыном Божьим.
Что приведенные тексты сообщают о совершенном единстве Отца и Сына?Мф. 11:27; Ин. 3:35; 5:17; 10:30.
Однако мы должны помнить: поскольку Иисус приходил на землю, чтобы жить здесь как человек, Он добровольно уничижил Себя (Флп. 2:6–8). Это было функциональное целесообразное ограничение, но как таковое оно не являлось частью Его сущности. Иисус уничижил Себя ради определенной цели, с особым намерением.
Учитывая данную концепцию, мы можем понять, почему Иисус сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5:19); «ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). С этой функциональной точки зрения Он мог сказать: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).
Иисус был всецело Богом и всецело Человеком. Что говорит нам эта удивительная истина о тесной связи между небом и землей? Какое утешение дает нам осознание столь тесной связи?
Божественность Христа является основанием нашей веры. Обычный человек никогда не смог бы стать нашим спасителем, независимо от того, насколько необычной была бы его жизнь. Через весь Новый Завет проходит свидетельство о Божественности Иисуса. Мы сосредоточимся на том, что Он Сам говорил на эту тему.
Иисусу непросто было объяснить людям, Кто Он. Его миссия требовала от Него заявлений о Его мессианстве, о том, что Он Бог во плоти. Однако Спаситель был предельно осторожен в Своих выражениях, предпочитая прямому заявлению «Я — Бог» или «Я — Мессия» намеки на Свою Божественную природу, и таким образом неявно, косвенно вел Своих слушателей к познанию Его Божественности. В противном случае Он подвергал бы Свою жизнь опасности.
По мере того как Иисус постепенно раскрывал Свою Божественную природу, большинство слушателей понимали Его, но отказывались принять Его откровение, поскольку оно не соответствовало их устоявшимся представлениям о Мессии. Это видно из их просьбы: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин. 10:24). Контекст показывает, что их вопрос, к сожалению, был неискренним.
Как мы увидели вчера, Иисус неоднократно говорил о Своих особых отношениях с Отцом. Это был один из используемых Им методов, чтобы открыть Свою Божественность. Многие правильно поняли: когда Иисус сказал, что Бог — Его Отец, Он делал Себя равным Богу (Ин. 5:18).
Прочитайте Лк. 5:17–26. Как Иисус проиллюстрировал Свою Божественность, не сказав об этом открыто?
«Чтобы вернуть здоровье этому уже разлагающемуся телу, нужна была творческая сила. Тот, Кто вдохнул жизнь в человека, созданного из праха, ныне даровал жизнь умирающему расслабленному» (Э. Уайт. Желание веков, с. 269, 270).
Иисус утверждал, что обладает Божественной прерогативой прощать грехи. Он также говорил о том, что «сядет на Престоле славы Своей» (Мф. 25:31) и будет судить все народы, решая вечную судьбу каждого. Это подвластно только Богу. Что еще можно было сделать здесь, на земле, дабы открыть, Кем Он является на самом деле.
Подумайте о том, насколько жестокосердными были многие вожди по отношению к Иисусу. И эти мужи считались духовными наставниками народа!Как мы можем убедиться в том, что не стали жестокосердными?
Иисус объявил и показал, что Он наравне с Отцом обладает силой, способной победить смерть. «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21). Только Бог может утверждать: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25).
Другое ясное свидетельство относительно Божественности Иисуса мы находим в Его утверждении, что Он был всегда. Он сошел с небес (Ин. 3:13), ибо Его послал Отец (Ин. 5:23). Затем Христос вновь подтверждает факт Своего вечного бытия: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5).
Почему текст Ин. 8:58 по праву считается одним из самых прямых и глубоких доказательств Божественности Иисуса? См. также Исх. 3:13, 14.
Евангелия свидетельствуют, что Иисус принимал поклонение людей. Он прекрасно знал, что, согласно Писанию, только Бог достоин поклонения, ибо Сам сказал сатане: «Написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“» (Мф. 4:10). Поэтому, принимая поклонение окружающих, Он тем самым открывал людям Свою Божественность. Ученики на море (Мф. 14:33), исцеленный слепец (Ин. 9:38), женщины у гробницы Иисуса (Мф. 28:9), ученики в Галилее (Мф. 28:17) — все открыто поклонялись Христу, признавая Его Божественность. Слова Фомы, обращенные к Иисусу: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), не произнес бы ни один иудей, если бы не обладал ясным пониманием того, что он говорит с Богом.
Прочитайте Ин. 20:29. Во что вы верите из того, чего не видели? Какое значение имеет ваш ответ для вопроса веры в целом?
Рассмотрев, Кем был Иисус, мы можем лучше понять, что Он совершил для нас.
Сатана обвиняет Бога, а Иисус пришел, чтобы ответить на эти обвинения, представив характер Отца и исправив ложные понятия о Боге. Он хотел, чтобы мы знали Бога, ибо только так можно обрести вечную жизнь (Ин. 17:3).
Как Иисус определил суть Своей миссии? Ин. 10:11; Мф. 20:28.
Почему Иисус должен был умереть? Потому что Он добровольно занял наше место и понес наказание за наши грехи. Мы все грешники (Рим. 3:10–12), поэтому заслуживаем вечной смерти (Рим. 6:23). Цена нашего спасения столь велика, что для ее уплаты потребовалась жизнь Сына Божьего.
«Нарушенный закон требовал жизни грешника. Во всей Вселенной был только один, Кто ради человека мог бы удовлетворить требования закона. Так как Божественный закон свят в той же мере, что и Сам Бог, только равный Богу способен искупить совершенное беззаконие. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека из-под проклятия закона и снова привести его в согласие с небом» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 63).
Подумайте о судьбе нашего мира и участи каждого из нас в этом мире. Какую надежду имели бы мы, если бы все заканчивалось могилой? Нам абсолютно не на что было бы надеяться, если бы не план спасения. Как мы можем явить Богу нашу благодарность за то, что Он совершил для нас во Христе?
Прочитайте из Библейского комментария АСД, т. 5 (комментарий Эллен Уайт), раздел «Божественно-человеческая природа Спасителя» (с. 1126–1128).
«Но Слово Божье, говоря о человеческой сущности Христа во время пребывания Его на земле, высказывается вполне определенно относительно Его предвечного существования. Слово существовало как Божественное Существо, как вечный Сын Божий, в единении и согласии со Своим Отцом…
Мир был сотворен Им, „и без Него ничто не начало быть, что начало быть“ (Ин. 1:3). Если Христос сотворил все, значит, Он существовал прежде всего. Слова, сказанные по этому поводу, столь определенны, что ни у кого не должно оставаться ни малейшего сомнения. Христос был Богом в высшем смысле этого слова. Он был с Богом от вечности, Бог над всем, благословенный вовек.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, существовал изначально как особая Личность, однако же единая с Отцом» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 247).
«Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. „Имеющий Сына Божия имеет жизнь“ (1 Ин. 5:12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него» (Э. Уайт. Желание веков, с. 530).
Вопросы для обсуждения:
Демоны знали и признавали, что Иисус — «Святой Божий» (Мк. 1:24), «Сын Божий» (Мк. 3:11), «Сын Бога Всевышнего» (Мк. 5:7). (См. также Иак. 2:19). Почему такого признания недостаточно для нашего спасения? Что еще необходимо, кроме умственного признания Иисуса Сыном Божьим?
Когда сотник, стоявший возле креста, увидел, как умер Иисус, он признал: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). Лучше всего Иисуса можно понять у подножия креста. Часто ли вы там бываете? Когда вы приходили туда в последний раз? Почему бы прямо сейчас не выделить время, чтобы поразмышлять над безмерной жертвой, которую Иисус принес ради нашего спасения?
Многие современники Иисуса отвергли Его, потому что у них были неправильные представления о Мессии. К сожалению, сегодня многие люди отказываются отдать свою жизнь Иисусу из-за предрассудков или искаженного представления о Нем. Как мы можем помочь им увидеть Иисуса таким, каков Он на самом деле? Чем в особенности обладаем мы как адвентисты седьмого дня, что могло бы помочь этим людям обрести более четкое понимание того, Кем на самом деле является Иисус?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →