«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).
Имея столько свидетельств о том, что закон Божий не утратил своей значимости и актуальности, почему многие христиане не хотят согласиться с этим?
Во-первых, одни (как мы уже видели), рассматривая некоторые новозаветные тексты, где говорится о неправильном понимании функций закона, приходят к выводу, что проблема заключается в самом законе. В результате они начинают утверждать, что Десять заповедей необязательны для тех, кто пребывает в новом завете.
Во-вторых, другие настолько убеждены, что суббота не имеет к христианству никакого отношения, что для оправдания такой позиции начинают утверждать: все заповеди были пригвождены ко кресту вместе с Иисусом.
В-третьих, есть и такие, которые считают: девять заповедей продолжают действовать, а вот четвертая, где говорится о седьмом дне, субботе, была изменена — вместо субботы праздничным днем считается воскресенье, и этот день следует соблюдать в память о воскресении Иисуса.
Каждая из обозначенных позиций влечет за собой ряд проблем. На этой неделе мы посмотрим, как относились к закону ученики Христа, ведь если он был отменен или видоизменен после смерти Христа, апостолы обязательно знали бы что-то об этом.
Говорят, что Павел является истинным основателем христианства. Конечно, это не так. Хотя Павел внес огромный вклад в наше богословское понимание христианской доктрины и его перу принадлежат 14 из 27 книг Нового Завета, тем не менее практически все идеи в его посланиях можно встретить и в других местах Писания. Основная причина, почему некоторые утверждают, будто Павел основал «новую» религию, кроется в неправильном понимании его учения о законе и благодати.
Причитайте следующие тексты: Рим. 3:28; 6:14; 7:4; Гал. 3:24, 25. Почему на первый взгляд может показаться, что эти стихи действительно упраздняют закон?
Прочитанные в отдельности, эти тексты определенно оставляют впечатление, что для христиан закон утратил свою актуальность. Однако все эти стихи являются частью более широкого контекста, который мы должны учитывать, чтобы понять, о чем на самом деле говорит Павел.
Изучите контексты, в которых встречаются все вышеперечисленные стихи, обращая особое внимание на Рим. 3:31; 6:15; 7:7–12 и Гал. 3:21. Как эти стихи, а также весь контекст помогают нам лучше понять взгляд Павла на закон?
Те, кто не разобрался в концепции о праведности по вере, могут подумать, что Павел противоречит сам себе. На одном дыхании он утверждает, что христианин не под законом, и в то же время этот же христианин обязан соблюдать закон. Эта проблема решается, если мы помним, что Бог требует праведности от людей, заявляющих о своих взаимоотношениях с Ним. Мерилом праведности является Его закон. Однако когда людей соизмеряют с Божьим законом, они не соответствуют этому критерию и поэтому осуждены законом. Если бы закон был средством спасения, тогда ни один человек не имел бы надежды на вечную жизнь. Надежда христиан кроется не в законе, а в Иисусе Христе, Который не только в совершенстве исполнил закон, но посредством Божьей чудодейственной силы позволяет верующим стать причастниками Его праведности (Рим. 8:3, 4). Теперь христиане могут соблюдать закон Божий со спокойной совестью, потому что Христос взял на Себя осуждение закона (Рим. 7:25–8:2). Благодать, исходящая от Христа, не освобождает нас от закона, а побуждает повиноваться ему.
Петр был одним из самых близких к Иисусу апостолов. Как один из первых избранных учеников, Петр участвовал во многих значимых событиях в служении Иисуса. В Кесарии Филипповой он заявил, что Иисус есть Мессия. Петр следовал за Спасителем до дома Каиафы в ночь, когда Иисуса арестовали и пытали. В то утро, когда воскресший Иисус явился ученикам у моря, именно Петр получил особые указания относительно служения Христу. Когда первая группа верующих собралась в день Пятидесятницы, Петр был главным проповедующим от имени этой группы. Несомненно, если бы закон был как-либо изменен, Петр знал бы об этом.
Что говорится в Деян. 10:9–14 о верности Петра иудейскому закону после вознесения Иисуса? Если Петр мыслил подобным образом в отношении законов о пище, каковы же были его взгляды на неизменность Десяти заповедей?
Петр получил это видение через несколько лет после вознесения Иисуса. В результате проповеди учеников тысячи иудеев уже приняли Иисуса как Мессию. На основании библейского повествования нельзя сделать вывод, что христианская весть включала в себя наставления об упразднении закона. Случай, описанный в Деян. 10, ярко свидетельствует о том, что первые христиане полностью отождествляли себя со своими иудейскими корнями.
Когда Петр обратился к своим слушателям как к «роду избранному, царственному священству», они сразу же должны были вспомнить о получении закона на Синае. Как потомственные израильтяне они должны были соблюдать условия завета, ясно выраженные в законе Божьем. Поэтому сразу же после напоминания людям об их статусе Петр увещевает их жить праведной жизнью (1 Пет. 2:11, 12).Он также предостерегает своих слушателей, чтобы они остерегались лжеучителей, проповедующих «евангелие», свободное от закона (2 Пет. 2:21; 3:2).
Вспомните, как нехорошо поступил Петр, отрекшись от Христа, но какая благодать была проявлена к нему! Как мы можем научиться (1) проявлять подобную благодать к окружающим и (2) принимать ее, когда сами допускаем ошибки?
Иоанн идет вторым после Павла по количеству написанных книг в Новом Завете. Он написал Евангелие, три послания и книгу Откровение. Как и Петр, он был среди первых избранных Иисусом учеников, у него также были особые взаимоотношения с Иисусом. По причине его близости к Иисусу его также называют любимым учеником Христа. Судя по последнему тексту его Евангелия (Ин. 21:25),Иоанну было многое известно о деятельности Иисуса. Несомненно, такой близкий к Иисусу человек, как Иоанн, знал бы о том, что Иисус отменил закон Божий, если бы это было так.
Прочитайте Ин. 15:1–11 и 1 Ин. 2:3–6. Что эти стихи говорят нам о том, как мы должны относиться к Божьим заповедям?
Ближе к концу Своей земной жизни Иисус засвидетельствовал ученикам о том, что Он был верен заповедям Отца и потому пребывает в Его любви (Ин. 15:10). Иисус не считал заповеди препятствием, от которого нужно избавиться; напротив, Он считал их руководством для построения взаимоотношений любви с Богом и окружающими людьми. Когда Иоанн, возлюбленный ученик, напоминает христианам об их обязательствах перед Богом, он использует в Евангелии тот же язык любви и единства, что и Иисус. Фактически Иоанн понимал, что любовь всегда была сутью закона (см. 1 Ин. 5:3; 2 Ин. 6). Человек не может утверждать, что соблюдает закон, если не относится с любовью к Богу и окружающим людям.
«Закон Божий требует, чтобы мы любили наших ближних, как самих себя. Поэтому вся сила и деятельность разума должны быть направлены к цели — делать как можно больше добра… Как приятно Подателю, когда человек хранит царские дары души, чтобы они были могущественным свидетельством для окружающих! Они являются связующим звеном между Богом и человеком, открывая Дух Христа и характеристики небес. Сила святости видимая, но не выставляемая напоказ, говорит более красноречиво, чем самые талантливые проповеди. Она говорит о Боге и открывает людям их долг более могущественно, чем это могут сделать слова» (Э. Уайт. Изданные рукописи, т. 20, с. 138).
Каков ваш личный опыт в отношении связи между законом и любовью? То есть как на личном практическом уровне любовь выражается через послушание Божьему закону?
«Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: „возлюби ближнего твоего, как себя самого“, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2:7–9).
Иакову приписывают авторство только одной книги в Новом Завете. Хотя сам автор не уточняет, каким именно Иаковом он является, общепринятое мнение заключается в том, что автор этого послания — Иаков, брат Иисуса. Возможно, сначала он скептически относился к мессианству Иисуса (Ин. 7:5), но со временем Иаков стал влиятельным руководителем новозаветной Церкви (Деян. 15:13; Гал. 1:19; 2:9). Опять-таки, если бы Иисус собирался отменить Божественный закон, об этом непременно знал бы Его брат.
Прочитайте Иак. 2:1–26. Какова основная весть главы? Почему Иаков, суммируя закон в стихах 8 и 9, сразу же начинает говорить о соблюдении всех заповедей? Как в этих стихах показана связь между любовью и послушанием Божьему закону?
Неправильно понимая учение Павла о законе, некоторые утверждают, что Иаков и Павел противоречат друг другу относительно роли закона. Главный момент разногласия — значение дел в вопросе спасения. Павел заявляет, что мы спасаемся по благодати через веру, независимо от дел (Еф. 2:8, 9),а Иаков подчеркивает, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Однако эти утверждения не противоречат друг другу; Иаков просто акцентирует то, о чем множество раз говорил Павел: благодать не упраздняет закон. Как и Павел (см. Рим. 13:9), Иаков вполне понимает, что сущностью Божьего закона является любовь (см. Иак. 2:8). Никто не может утверждать, что любит Бога и ближнего, если не соблюдает Божьих заповедей.
Послание Иуды — одна из самых коротких книг Нового Завета. Считается, что ее написал другой брат Иисуса. Называя себя рабом Иисуса Христа, автор также сообщает, что является братом Иакова. Поскольку Матфей упоминает Иакова и Иуду как двух из четырех братьев Иисуса (Мф. 13:55), богословы считают, что Иуда, написавший это короткое послание, был братом Спасителя. Как и все другие библейские авторы, о которых мы говорим в этом уроке, Иуда также знал бы, если бы Иисус отменил закон.
Хотя Иуда не ссылается ни на закон, ни на заповеди, его послание в целом говорит о верности Богу и последствиях нарушения Его закона.
Прочитайте Иуд. 4. Как эти слова связаны со всей нашей темой?
Само упоминание благодати подразумевает существование закона, потому что в ней не было бы нужды, если бы не было греха (Рим. 5:18–6:15). Учение этих лжеучителей было настолько ужасно, что Иуда расценивает его как отвержение Самого Господа.
Как тексты Евр. 3:7–19 помогают пролить свет на стихи Иуд. 5–7? Как оба отрывка, взятые вместе, свидетельствуют о взаимосвязи между послушанием и верой?
В своей дипломатической манере Иуда напоминает читателям об опыте израильтян, освобожденных из египетского рабства. Бог явил им Свою силу и даже дал закон, но, проявив неверность, они столкнулись с ужасными последствиями разделения с Ним. Иуда вполне определенно дает понять, что люди могут отпасть, и таковые предстанут на суд. Он ясно выражает истину, которая так же ясно выражена во всем Писании: все, заявляющие о своей вере, должны с готовностью проявлять эту веру в жизни послушания.
Прочитайте послание Иуды. Помимо всех серьезных предостережений, какие обетования вы можете найти для себя в этой книге?
Прочитайте статью Э. Уайт «Закон в христианскую эпоху», Знамения времени, 5 августа 1886 г.
«Почему апостолы учили покаянию перед Богом? Потому что грешник разрушил взаимоотношения с Отцом. Грешник нарушил закон; он должен увидеть свой грех и покаяться. Что он должен делать дальше? Взирать на Иисуса, ибо только Его кровь может очистить от всякого греха. Вера во Христа необходима, поскольку закон не обладает спасающим свойством. закон осуждает, но не может простить нарушителя. Грешник должен полагаться на заслуги крови Христа. „Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? — говорит наш милостивый Искупитель. — Тогда пусть заключит мир со Мною“ [Ис. 27:5]. Наш Господь провозгласил, что больше любит тот, кому больше прощено; а в прощении будет испытывать нужду только тот, кто видит себя таким, каков он есть на самом деле, — испорченным грехом, нарушителем Божьего святого закона. Тот, кто полностью осознает святые требования закона, наиболее ясно увидит тяжесть своих грехов и почувствует, что ему действительно много прощено» (Э. Уайт. Знамения времени, 5 августа 1886 г.).
Вопросы для обсуждения:
Внимательно прочитайте приведенную выше цитату Эллен Уайт. Каким образом она проливает свет на библейское учение, исследуемое нами в текущем квартале? Что означает выражение: «Грешник должен полагаться на заслуги крови Христа»?
Поразмышляйте над предостережением, записанным в Иуд. 4. Если люди провозглашают Божью благодать, они, очевидно, являются верующими людьми. Однако Иуда говорит, что они отвергаются Господа. Каким серьезным предупреждением это является для тех, кто утверждает, что Божья благодать отменила закон? От чего на самом деле пытаются избавиться люди, утверждая, что закон отменен?
Как отрицание закона или даже одной из заповедей играет на руку сатане, который стремится низвергнуть закон Божий?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →