«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Всемирная популярность телевизионного шоу «Кто хочет стать миллионером?» обусловлена мечтой многих людей быстро разбогатеть.
Но богатство — это не то, чем оно многим представляется. Исследования показывают, что за увеличением дохода следует убывающая отдача: позволяя людям жить более комфортно, большое имущество не прибавляет счастья. Значимые взаимоотношения, удовлетворение работой и целеустремленная жизнь обычно больше способствуют счастью человека, чем богатство. Все самое лучшее — исполненные любви слова, улыбка, готовность выслушать, доброта, принятие, уважение, сочувственное прикосновение, настоящая дружба — все это дары.
Бог дает даже более драгоценные дары: веру, надежду, мудрость, терпение, любовь, довольство и многие другие благословения. Все они приходят через присутствие Его Духа в нашей жизни. Ирония заключается в том, что, хотя многие христиане соглашаются с этим мнением, в их повседневной жизни доминирует эгоизм. Как мы увидим на этой неделе, жадность — это порок, который ведет к ужасным последствиям.
Пятая глава Послания Иакова начинается такими неожиданными словами: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5:1). Несомненно, это должно было привлечь внимание читателей.
В Иак. 1:10, 11 автор напомнил богатым о недолговечности богатства. Здесь, в пятой главе, он так настоятельно обращается к людям, упрямо держащимся за свое богатство: «Плачьте и рыдайте», как будто надвигающийся суд уже начал изливаться. Такое яркое описание будет прослеживаться на протяжении всего исследуемого нами на этой неделе текста, напоминая о Божественном воздаянии за порочную неумеренность, характеризующую период, непосредственно предшествующий возвращению Христа (см. Лк. 17:27–29; 2 Тим. 3:1, 2; Откр. 18:3, 7). Подобное отношение проникло и в Церковь Божью последних дней (Откр. 3:17). Интересно заметить, что греческое слово, переведенное как бедствия в Иак. 5:1, происходит от того же корня, который использован при описании Лаодикии в Откр. 3:17 (несчастен).
В мире столько несправедливости, особенно экономической. Иногда трудно понять, почему некоторые люди становятся богатыми, эксплуатируя бедных, и почему им все сходит с рук! Прочитайте Пс. 72:3–19. Какая надежда здесь дана относительно этой извечной проблемы?
В книгах ветхозаветных пророков мы встречаем вопросы о справедливости и обетования о том, что Бог все расставит на свои места. Однако это прочное, устойчивое чувство надежды, казалось, не облегчало трудный период ожидания Божественного вмешательства. Например, совершая служение во время широко распространившегося в Божьем народе отступничества, когда упивающийся собственной гордыней Вавилон восхвалял свою мощь и процветание, пророк Аввакум с горечью задавал Богу вопросы (см. Авв. 1:2–4, 13, 14). Божий короткий ответ заключался в том, что нужно уповать на Него и еще немного подождать (Авв. 2:2–4). Пророк так и сделал (см. Авв. 3:17, 18).
Какая несправедливость вызывает у вас гнев и возмущение? (А сколько всего происходит, о чем вы даже не догадываетесь!) Хотя мы должны делать все возможное, дабы смягчать несправедливость, как можно научиться уповать на обетование, что в свое время свершится Божье правосудие?
Прочитайте Иак. 5:2, 3. Какое предостережение высказывает Иаков? Хотя апостол использует довольно сильные слова, о каком богатстве он говорит? Какова основная весть Иакова?
Сгнившее богатство, изъеденная молью одежда и даже поржавевшие золото и серебро — эти образы отрезвляют нас, в то время как наша планета продолжает вращаться, все быстрее и быстрее приближаясь к своей кончине.
Экономическая ситуация в мире постоянно переходит из одного кризиса в другой; даже когда наступают «хорошие» времена, они длятся недолго и всегда сменяются спадом. Любая видимость экономической стабильности и равновесия, которую может предложить мировой рынок, недолговечна и в значительной мере воображаема. По мере того как между бедными и богатыми увеличивается неравенство, растут неудовлетворенность и нестабильность. Такой же была ситуация, когда писал Иаков. Бедные приходили все в большее отчаяние, а богатые проявляли все меньше сочувствия к их бедственному положению.
Подумайте об упомянутых ниже людях и опишите, какое влияние оказывало на них богатство (или его отсутствие):
1. Навал (1 Цар. 25:2–11)
2. Езекия (4 Цар. 20:12–19)
3. Петр (Деян. 3:1–10)
Рано или поздно земное богатство теряет для всех нас свою привлекательность. Мы узнаем о его ограниченных возможностях и, может быть, даже о его темной стороне. Деньги занимают свое определенное место в жизни человека, проблема заключается в том, что люди отводят им неправильное место.
Иаков говорит, что богатство «будет свидетельством против» тех, кто неправильно его использует (Иак. 5:3). Хотя он высказывает это предостережение в контексте последнего времени, главная мысль должна быть ясна: то, как мы используем наши деньги, имеет значение. Образ съедающего плоть огня должен побудить нас принимать серьезные решения относительно наших денег. Накапливаем ли мы богатство, которое в конце концов сгорит, или же собираем себе сокровище для вечности? (См. Лк. 12:33, 34.)
Подумайте о своем отношении к деньгам и о его влиянии на ваши взаимоотношения. Что это говорит о вашем использовании средств?
Читая Послание Иакова, мы можем заметить, что здесь упомянуто несколько различных категорий богатых людей. Сюда входят богатые торговцы, «увядшие» в разгар своих дел (Иак. 1:11); богатые люди, в судебном порядке защищающие свои инвестиции(Иак. 2:6), и владельцы полей, удерживающие плату своих работников (Иак. 5:4). Эти стихи описывают богатых в негативном свете на основании их поведения в прошлом, их поступков в настоящем и будущем наказании. Они «собрали себе сокровище» (Иак. 5:3) главным образом за счет бедных.
«Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет» (Иак. 5:4). Сравните с Лев. 19:13; Втор. 24:14, 15; Иер. 22:13. Какой важный принцип прослеживается в приведенных текстах относительно того, как мы поступаем с окружающими?
В Израиле в библейские времена как только выплачивалась заработная плата, многие труженики (если не большинство) использовали эти деньги, чтобы купить пищу и накормить свои семьи. Удержание платы часто означало, что семья останется голодной. Поэтому здесь Иаков поднимает очень серьезную проблему.
Неудивительно, что Иаков так резко выступает против тех, кто удерживает плату работавших на них людей. Достаточно плохо обманом лишать человека чего-либо, но для богатого накапливать богатство посредством кражи у бедного — это грех не просто против бедного, а против самого Неба! Но, как пишет Иаков, в свое время эта проблема будет решена!
«Богатство сопряжено с большой ответственностью. Люди, приобретающие богатство посредством нечестных сделок, завышения цен, угнетения вдов и сирот или путем накопления средств и пренебрежения потребностями нуждающихся, в конце концов навлекут на себя справедливое возмездие, описанное вдохновенным апостолом: „Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас”» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 682).
Как вы поступаете с другими людьми, когда речь идет о деньгах? Что такой образ действий говорит о вашем христианстве и о том, насколько вы отражаете характер Христа?
«Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5:5; сравните с Иез. 16:49; Ам. 4:1). Что связано с роскошью и наслаждением?
В древнем мире существовало понятие о постоянном объеме богатства, то есть если богатство одних людей возрастает, значит, богатство других уменьшается. Другими словами, богатые могут стать еще богаче только посредством обнищания бедных. Возможность «сколачивать» богатство, не нанося при этом ущерба благосостоянию других, — идея относительно современная. Некоторые даже утверждают: по мере того как богатые становятся еще богаче, они могут помочь бедным также стать богаче. С другой стороны, учитывая соперничество между развитыми и развивающимися странами за быстро сокращающиеся ресурсы, ограничения накопления капитала являются более настоятельными. Поэтому сегодня продолжает оставаться актуальной проблема неравенства благосостояния.
Одна из самых известных историй Иисуса о неравенстве — притча о богаче и Лазаре (см. Лк. 16:19–31). Во времена Иисуса большинство людей были бы счастливы иметь две одежды вместо одной, а также считали для себя удачей устроить пир один раз в году. Но богач из притчи «одевался в порфиру и виссон» (самая дорогая одежда) «и каждый день пиршествовал блистательно» (стих 19). Нищий Лазарь, который лежал у ворот богача, вынужден был просить крошки с его стола.
Какие ваши неправильные поступки еще можно исправить сейчас, но нельзя будет исправить позднее?
Когда человек совершает неблаговидный поступок, его естественная реакция — избежать ответственности. Часто люди так и поступают, перекладывая ответственность на другого, включая и человека, с которым плохо обошлись. Убийцы оправдывают себя, ссылаясь на самооборону или отсутствие надлежащего воспитания. Насильники обвиняют свои жертвы в том, что те их соблазнили. Мужья и жены, которые пережили развод, обычно винят в неудачном браке друг друга. Виновные в убийстве христиан-мучеников обвиняют их в ереси. Иисус предупреждал учеников: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Согласно имеющимся данным, можно предположить, что Иаков тоже был убит за свою веру.
В свете всего сказанного выше текст Иак. 5:6 приобретает еще большее значение.
«Вы осудили, убили праведника; Он не противился вам». Сколько раз выобвиняли других, а позднее узнавали, что сами были неправы? Обратите особое внимание на последнюю фразу стиха. Значит ли это, что мы не должны противиться плохому обращению с нами? С другой стороны, сколько вы пережили ссор, которых можно было избежать, если бы вы не оказывали сопротивления? Что имеет в виду Иисус, говоря: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? (Мф. 5:39). Как мы должны следовать этому повелению на практике?
В своем послании Иаков много написал о богатых и бедных. Нам необходимо помнить его предостережения, хотя апостол не осуждал богатых просто за то, что они богаты. Для Бога имеют значение их отношения и поступки. С другой стороны, факт экономической бедности человека сам по себе не внушает ему любви к Богу. «Наследниками Царствия» будут «нищие духом» и «богатые верою» (Мф. 5:3; Иак. 2:5). Эти внутренние качества могут не иметь никакого отношения к нашим личным экономическим обстоятельствам, однако могут и иметь. «Богатые и разбогатевшие» (Откр. 3:17) могут быть более духовно нуждающимися, чем они думают. Бог предостерегал израильтян, чтобы, овладев землей обетованной и процветая в ней, они не забыли, что все их добро исходит от Него, включая и «силу приобретать богатство» (Втор. 8:11–18).
«Деньги представляют большую ценность, поскольку с их помощью можно сотворить много добра. В руках детей Божьих они – пища для голодных, питье для жаждущих и одежда для нагих. В них – защита для угнетаемых и средства для помощи больным. Но сами по себе деньги имеют не большую цену, чем песок, если они используются не для обеспечения насущных жизненных потребностей, не для благословения других и продвижения дела Божьего.
Накопление богатства как самоцель не просто бесполезно, это – настоящее проклятие. В нашей жизни накопительство – ловушка для души, отвлекающая нашу привязанность и любовь к небесному сокровищу…
Кто понимает, что его деньги являются даром от Бога, тот будет использовать их экономно, считая своей обязанностью сберегать их для того, чтобы впоследствии у него была возможность отдавать» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 351, 352).
Вопросы для обсуждения:
1. Поразмышляйте над такими словами: «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Притч. 22:7). «Многие семьи живут бедно потому, что тратят свои деньги сразу, как только их получают… Когда кто-то становится должником, он оказывается в сатанинских сетях, которые расставляет враг…» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 392). Является ли помощь бедным в том, чтобы они избавились от долгов или избежали их, частью «благовествования нищим»? (Лк. 4:18). Поясните ваш ответ.
2. Как нам точно узнать, служат ли деньги нам или мы служим им? См. Лк. 16:10–13; Пс. 61:11.
3. Экономическое неравенство существует повсюду. У некоторых людей есть два, три, четыре (и даже больше) роскошных дома, в то время как другие рады найти несколько досок, чтобы смастерить из них хоть какое-то укрытие. А что можно сказать об очень тучных людях, без конца пичкающих себя пищей, в то время как по всему миру множество детей ежедневно умирает от голода? Некоторые утверждают: взяв у богатых, мы можем больше дать бедным. Другие считают: по мере того как богатые становятся еще богаче, они могут помочь бедным выбраться из нищеты. Что мы как христиане делаем для того, чтобы смягчить проблему крайней нищеты? Что нам следует и чего не следует делать в этом направлении?
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →