28.10.2011
Приоритет обетования
Иисус сказал: <<Я ничего не могу творить Сам от Себя>> (Иоан.5:30). Если
мы поймем и по-настоящему поверим этим словам, исчезнет путаница
относительно закона, обетования и праведности по вере. Христос ничего
не мог творить Сам от Себя, однако Он низверг царство зла. Как это
возможно? Потому что Он понял, принял и опирался на обетование. Он
поверил Отцу. Прочитайте, Он Сам говорит об этом: <<Я весьма
возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и
прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю
это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у
меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился
всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в
недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе>> (Фил.4:10-13).
В Послании Галатам 2:16-20 далее объясняется: <<однако же, узнав, что
человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса
Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во
Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая
плоть... Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне
Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия,
возлюбившего меня и предавшего Себя за меня>>.
Разговаривая с иудеями, Иисус привел Авраама в качестве примера
человека, который приобрел веру, жизнь Божью и опирался на Обетование.
Э. Дж. Ваггонер пишет об этом в книге <<Радостные вести>> на странице 69 и далее:
<<Благая весть о всемирном спасении была проповедана Аврааму. Он
уверовал и получил обетование праведности. Все, кто уверовал, имеют
благословение вместе с уверовавшим Авраамом. Все, кто "в вере", есть
дети Авраама. "Аврааму даны были обетования и семени его". "Если по
закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал
оное по обетованию". Данное нам обетование - то же самое, что было
дано Аврааму: обетование наследия, в котором мы соучаствуем как дети
его.
Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано "и потомкам",
как бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть
Христос.Это не игра слов. Вопрос важен. Спор идет о пути спасения -
либо одним лишь Христом, либо чем-то иным, либо Христом и чем-то или
кем-то иным. Многие полагают, что они должны спасти себя, сделавшись
благими. Многие другие считают, что Христос является ценным
подспорьем, добрым Помощником в их усилиях. Иные же готовы отдать Ему
первое место, но не единственное. Они рассматривают себя как добрых
помощников. С их точки зрения, работу выполняют Господь и они. Наш же
текст отсекает все эти предположения и самооценки. Не "потомкам", но
"семени твоему". Не многим, но одному. ""И семени твоему", которое
есть Христос". Христос - единственный Спаситель.
Мы можем противопоставить "духовное семя" "плотскому семени" Авраама.
Плотское противоположно духовному, и телесное потомство, если оно не
является также и духовным, не имеет доли в духовном наследии. Люди,
обитающие в этом мире в теле, могут быть полностью духовными. Так оно
и должно быть, или они не дети Авраама. "Живущие по плоти Богу угодить
не могут" (Рим. 8;5). "Плоть и кровь не могут наследовать Царствия
Божия" (1 Кор. 15:50). От Авраама исходит лишь одно духовное
потомство, лишь одно наследие истинно духовных детей: те, кто
"веруют", - те, кто, получив Христа верою, обрели силу стать сынами
Божьими.
"Семя", однако, стоит в единственном числе, а обетования - во
множественном. Бог не имеет для людей ничего, что не было бы обещано
Аврааму. Все обетования Божьи переданы во Христе, в Которого уверовал
Авраам. "Ибо все обетования Божий в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу
Божию" (2 Кор. 1:20).
То, что обещанное и совокупность всего обещанного есть наследие, ясно
видно из Гал. 3:15-18. Стих 16 говорит, что закон, явившийся спустя
четыреста тридцать лет после того, как обетование было дано и
подтверждено, не отменяет его и не лишает силы. "Ибо, если по закону
наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по
обетованию" (ст. 18). В чем состоит это обещанное наследие, можно
увидеть, сопоставив только что процитированный стих с Рим. 4:13: "Не
законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть
наследником мира, но праведностью веры". И поэтому, хотя нынешние
земля и небеса "сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых
человеков", когда "воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся
стихии растают... мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой
земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3:7, 12. 13). Это небесная
страна, на которую уповали Авраам, Исаак и Иаков.
Христос искупил нас от проклятия, "чтобы нам получить обещанного Духа
верою". Этого "обещанного Духа", как мы уже видели, будет иметь вся
обновленная земля - искупленная от проклятия. Ибо "сама тварь
освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих"
(Рим. 8:21). Новая, во всем совершенная, только что сотворенная Богом
земля была дана человеку во владение (Быт. 1:27, 28, 31). Человек
согрешил и навлек на себя проклятие. Христос принял все проклятие -
как человека, так и всей твари - на Себя. Он искупает землю от
проклятия, дабы она могла стать тем вечным владением, каковым Бог
изначально ее предполагал. Он искупает от проклятия человека, дабы тот
соответствовал обладанию таким наследием. В этом суть Евангелия. "Дар
Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6:23).
Этот дар вечной жизни включается в обетование наследия, поскольку Бог
обещал землю Аврааму и его семени "во владение вечное" (Быт. 17:8).
Это наследие праведности, поскольку обетование о том, что Авраам
наследует мир, должно свершиться праведностью по вере. Праведность,
жизнь вечная и место для вечной жизни - все это включено в обетование,
и это все, о чем только можно мечтать и что только можно получить.
Искупление человека без предоставления ему места для жизни было бы
незавершенной работой. Эти два акта представляют собой части единого
целого. Сила, которой мы искуплены,- это сила творения, которой
обновятся небеса и земля. Когда это совершится, "ничего уже не будет
проклятого" (Откр. 22:3).
Завет и обетование Божье - это одно и то же. Мы ясно видим это из Гал.
3:17, где Павел утверждает, что отмена завета сделает тщетным
обетование. В Быт. 17 мы читаем, что Бог заключил завет с Авраамом,
пообещав отдать ему землю Ханаанскую в вечное владение. В Гал. 3:18
сказано, что Бог даровал ее Аврааму по обетованию. Заветы Божьи с
людьми могут быть лишь обетованиями им: "Кто дал Ему наперед, чтобы Он
должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11:35. 36).
После потопа Бог заключил "завет" со всяким зверем и со всякой птицей
земной; но ни звери, ни птицы ничего не обещали Богу взамен (Быт.
9:9-16). Они просто приняли благоволение из рук Божьих. Это все, что
можем сделать и мы - принять. Бог обещает даровать нам все, в чем мы
нуждаемся, и даже больше того, что мы можем попросить или о чем можем
подумать. Мы отдаем Ему себя - то есть ничто. А Он отдает нам Себя -
то есть все. Беда и состоит в том, что, даже когда люди желают принять
Господа вообще, они хотят заключить с Ним сделку. Они желают, чтобы
это было равноправным, "взаимовыгодным" договором - сделкой, в которой
люди могли мы считать себя равными с Богом. Но любой, имеющий дело с
Богом, должен вести его на Божьих условиях - приняв за основу тот
факт, что мы - ничто и ничего не имеем, а Он - все, имеет все и дает
все>>.
(Приведенные выше цитаты можно найти в разделе "Words of the
Pioneers", в исследовательском издании Е. Г. Уайт, Reference: EJW,
GTI 128.1 -132.1)
X -- Хелен Томас